фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Мореходность судна

    и его грузоподъемность



    Мореходностью называется способность судна безопасно плавать в любую погоду в установленных районах с минимальными потерями скорости, без риска для жизни и здоровья экипажа и пассажиров и для сохранности груза.
     

    Мореходность определяется следующими качествами загруженного или порожнего судна:
    плавучестью, т. е. способностью плавать при данной нагрузке;
    остойчивостью, т. е. способностью возвращаться в первоначальное, обычно прямое положение после прекращения действия внешнего усилия, выведшего судно из положения равновесия;
    подверженностью качке, т. е. регулярным колебательным движениям под действием внешних сил;
    непотопляемостью, т. е. способностью оставаться на воде при частич-ном затоплении, сохраняя минимальные мореходные качества;
    ходкостью, т. е. способностью двигаться с установленной скоростью в заданном направлении;
    поворотливостью» т. е. способностью изменять направление движения под действием руля (или винтов),
     

    Объемным водоизмещением называется объем погруженной части судна
    V = L B T δ
    где L, B и Т — длина (расчетная или между перпендикулярами), ширина, осадка судна;
    δ — коэффициент общей полноты (полноты водоизмещения).
     

    Весовое водоизмещение судна D получается как произведение объемного водоизмещения V и удельного веса морской воды g (см. табл. 3).
    Крайние значения весового водоизмещения судна: водоизмещение в полном грузу, определяемое предельной осадкой, обеспечивающей минимальный запас высоты надводного борта, и водоизмещение порожнем, под которым следует понимать вес судна с экипажем и водой в котлах, но без груза, запасов топлива, воды и прочих видов снабжения.
     

    Полная грузоподъемность судна, или дедвейт, есть разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением порожнем (т.е. когда на судне нет переменных грузов):
    Dд = Dгр - Dпор ,
    где Dд — дедвейт судна;
    Dгр - весовое водоизмещение в полном грузу;
    Dпор — весовое водоизмещение порожнем.


    Запасом плавучести называется объем водонепроницаемой надводной части судна, определяемый высотой надводного борта. Минимальная высота надводного борта устанавливается Регистром на основании правил о грузовой марке.
    Грузовая марка есть специальный знак, наносимый на бортах судна с целью обеспечения минимального надводного борта путем ограничения осадки (смотрите рисунок слева внизу). Осадка судна, грузовая марка и надводный борт
    Марочная гребенка
    есть сочетание грузовых марок, размещенных, как указано на рисунке г   еще ниже.
    Рисунок грузовой марки представляет собой сочетание марочной гребенки диска Плимсоля и палубной линии. Все марочные гребенки, за исключением лесной (см. ниже), наносят в 540 мм к носу от центра диска Плимсоля.
    Палубную линию наносят посередине длины судна с каждого борта чертой, длина которой 300 мм и ширина 25 мм. Она показывает место пересечения верхней поверхности палубы надводного борта или верхней поверхности деревянного настила этой палубы с наружной поверхностью борта судна.
    Летнюю грузовую марку (основная марка) наносят на бортах в середине длины судна под палубной линией на расстоянии, равном высоте надводного борта, в виде черты длиной 450 мм и толщиной 25 мм.
    Слева - элементы международной грузовой марки; справа - элементы марки для судов внутреннего плавания

    На судах, не перевозящих грузов и пассажиров, грузовая марка не имеет диска Плимсоля. На маломерных судах диск заменяется треугольником.
    Диском Плимсоля выделяется основная летняя грузовая марка: его центр отмечает середину длины судна. Из этого центра, радиусом 150 мм, описывают круг, наносимый линией толщиной 25 мм.
    На выступающих с каждой стороны диска концах летней грузовой марки (длиной по 75 мм) наносят буквы «Р» и «С», обозначающие, что грузовая марка установлена Регистром СССР.
     

    Грузовые марки по времени года и районам плавания
     

    Л летняя марка для соленой воды (уд. вес 1,025). Летний надводный борт не может быть менее 50 мм.
    З — зимняя марка. Зимний надводный борт определяется путем увеличения летнего надводного борта на 1/48 летней осадки.
    ЗСА — зимняя марка при плавании в районах Северной Атлантики (севернее 36-й параллели). Применяется для судов длиной не более 100,5 м. Надводный борт для ЗСА больше зимнего надводного борта (З) на 50 мм. Марка ЗСА обязательна для всех танкеров, независимо от длины. Она получается добавлением к зимнему (надводному борту по 1" на каждые 100' длины судна.
    Т — марка для плавания в тропических зонах в соленой воде. Тропический надводный борт определяется путем вычета из летнего надводного борта 1/48 летней осадки.
    Надводный борт судна, погруженного по марку Т, не может быть менее 50 мм.
    Все четыре указанные марки наносятся вправо от вертикальной линии марочной гребенки (в направлении к носу).
    Влево от вертикальной линии марочной гребенки наносят две марки:
    П и ТП для плавания в пресной воде.
    Марка П применяется для плавания в пресной воде в любых районах (удельный вес воды — 1,0).
    Надводный борт для плавания в пресной воде определяется путем вычета из надводного борта, установленного для плавания в соленой воде, величины D / 40d (в мм), где D — водоизмещение судна (в метрических тоннах) с осадкой по летнюю грузовую марку в соленой воде (марка Л); d — число метрических тонн на сантиметр осадки в соленой воде при загрузке судна по летнюю грузовую марку. Если водоизмещение не может быть установлено, вычет берется в размере 1/48 летней осадки.
    ТП — марка для плавания в пресной воде в тропических районах. Она определяется путем вычета величины D / 40d из высоты надводного борта, определяемой маркой Т.
     

    Применение грузовых марок по зонам и сезонным районам
     

    Все моря и океаны вследствие различных гидрометеорологических условий плавания подразделяются на зоны и сезонные районы.
    Зоны — это такие морские районы, где круглый год действует одна марка — или летняя или тропическая.
    В сезонных районах грузовая марка меняется в зависимости от сезона времени года, даты начала и конца которого указаны на карте. На ней также показаны границы зон и сезонных районов.
    Сезоны для судов внутреннего плавания даны в табл. 1.
     

    В настоящее время международными соглашениями установлены некоторые отступления в отношении сроков действия сезонных районов.
    (Линия северной границы Атлантического океана и южной границы Северного Ледовитого океана лежит между Гренландией и Скандинавским полуостровом, касательно южной оконечности Исландии. Но грузовая марка при плавании в Северном Ледовитом океане должна быть такой же, как в Северной Атлантике).
    На севере континента Австралии с целью включить район порта Маккей, в сезонную тропическую зону граница ее отодвинута к югу от точки 20° ю. ш. и 175° в. д.
    Граница летней зоны в районе порта Принс-Руперт передвинута к северу. В результате этот порт вошел в летнюю зону (весь год — лето). Советским судоводителям рекомендуется пользоваться этой поправкой с большой осторожностью, так как с 16 октября по 15 апреля в указанном районе гидрометеорологические условия большей частью неблагоприятны.
    В районе точки 35°30' ю. ш. и 118° в. д. граница летней зоны отодвинута к югу на 20 миль, что позволяет судам, следующим в южные порты Австралии из портов Индийского океана, все время оставаться в летней зоне.
    В районе 30° с. ш. граница зимней сезонной зоны в Атлантическом океане отодвинута от побережья США и идет по меридиану 70° з. д. Вследствие этого порты США, находящиеся на данных участках побережья, в частности, Бостон, Филадельфия и Нью-Йорк и т. д., попадают в постоянную летнюю зону
    В районе 10° с. ш. и меридиана 20° з. д. граница тропической зоны отодвинута на 3° к северу, что позволило включить северное побережье Южной Америки и остров Тринидад в район действия постоянной тропической зоны.
    Пункты в Гибралтаре, находящиеся к западу от 5° з. д., включаются в летнюю зону, а не в зимний сезонный район, как полагается по Конвенции о грузовой марке.
    Граница тропической зоны до 82° восточной долготы в районе порта Тринкомали на о. Цейлон поднята до 9° сев. широты (было 8°). В результате
    порт Тринкомали включен в тропическую зону (был в тропическом сезонном районе). Советским судоводителям следует пользоваться этой поправкой с осторожностью, так как с 16 апреля по 15 декабря в этом районе гидро-метеорологические условия не всегда достаточно благоприятны.
     

    Категории грузовых марок
     

    1. Грузовые марки, назначаемые в соответствии с международной конвенцией о грузовой марке для судов заграничного плавания валовой вместимостью свыше 150 рег. т (кратко: международные грузовые марки, обозначим их индексом ММ).
    2. Специальные грузовые марки (СМ), назначаемые в соответствии с правилами Регистра СССР для плавания в каботаже в центральной части Каспийского моря Черном, Белом и Японском морях и вдоль южного побережья Баренцева моря. Марка СМ назначается на все суда внутреннего плавания вместимостью от 80 вал. рег. т и выше, а также на суда заграничного плавания вместимостью от 80 до 150 вал. рег. т.
    3. Специальные облегченные грузовые марки (СМО), Регистра СССР, назначаемые на те же суда для облегченного плавания в пределах Азовского моря, северной части Каспийского и заливов Балтийского морей.
    Для судов, имеющих грузовые марки категории СМ и СМО, марка З определяется путем увеличения летнего надводного борта не на 1/48, а на 1/50 летней осадки; марка П определяется уменьшением летнего надводного борта или на 1/50 летней осадки судна- (Л) или на величину D/40d.
     

    Для сравнения высот надводного борта в зависимости от категории грузовых марок приводится табл. 2.
    Соглашением между ССCР, Болгарией, Румынией, ГДР и Польшей установлено, что суда этих государств, совершающие рейсы между принадлежащими им портами Черного моря или портами Балтийского моря (в указанном соглашении эти суда названы «судами ограниченного района плавания»), будут пользоваться региональной облегченной грузовой маркой; для ясности на рисунке изображена и марка ММ). Знак RA над гребенкой региональной марки состоит из начальных букв слов Regional agreement.
    Облегченная грузовая марка

    Суда, получившие право на грузовую марку RA (высота надводного борта согласно грузовой марке RA примерно соответствует маркам СМ) для ограниченного района плавания, снабжаются соответствующим удостоверением по специальной форме.


    На бортах грузопассажирских судов наносят марку С (марки С обеспечивают такую осадку, при которой остается необходимое количество непотопляемых отсеков грузопассажирского судна), имеющую вид, показанный на рисунке внизу.
    Если на судне имеется более 12 пассажиров, то оно, может быть погружено только до марки С1. При размещении пассажиров во временно переоборудованные грузовые помещения Регистра СССР вправе ограничить надводный борт маркой С2.
    Бортовая марка для грузопассажирских судовЛесные грузовые марки назначаются при условии, что соответствующие суда имеют для перевозки леса установленные Регистром СССР приспособления и могут принимать достаточное количество леса на палубу.
    Для таких судов летний минимальный надводный борт, установленный по правилам Регистра СССР для перевозки обычных грузов, значительно уменьшается,
    Лесную марочную гребенку наносят на расстоянии 540 мм к корме от центра диска Плимсоля. К условному обозначению марки с левой его стороны добавляется буква «Л», например ЛЛ (летняя лесная марка), буква ЛЗ и т. д.
    Свидетельство о грузовой марке выдается Регистром СССР.
    На все суда заграничного плавания валовой вместимостью от 150 рег. т и выше выдается международное свидетельство о грузовой марке.
    На суда заграничного плавания валовой вместимостью 80 — 150 рег. т, а также на суда, получившие специальную марку для внутреннего плавания, выдается свидетельство о грузовой марке Регистра СССР.
     

    Международное свидетельство о грузовой марке выдается на срок до 5 лет после того, как судно подвергнется первоначальному освидетельствованию. Ежегодно судно подвергается очередным освидетельствованиям.
    Если судно пользуется международной грузовой маркой, то во время внутреннего плавания для пользования марками СМ и СМО следует получить специальное удостоверение Регистра СССР в качестве приложения к международному свидетельству.
    Ответственность за нарушение грузовых марок установлена Правилами технической эксплуатации морского флота (ПТЭ).
    Чистая грузоподъемность Dч определяется путем вычета из дедвейта запасов топлива, пресной воды, веса судовых материалов и других видов снабжения; она изменяется в зависимости от дальности плавания между пунктами бункеровки и пополнения воды. Дедвейт изменяется в зависимости от времени года и зоны плавания.
     

    Полная грузовместимость, Wпол, (грузовместимооть для зерна) включает весь объем грузовых помещений, в том числе и пространства в шпациях.
     

    Киповая грузовместимость, Wк, есть вместимость грузовых помещений судна, за исключением пространства, где не могут быть разме-щены штучные грузы (шпации и т. п.).
     

    Удельная грузовместимость судна есть отношение грузовместимости судна к его чистой грузоподъемности.
     

    Вычисление осадки судна в зависимости от изменения статей нагрузки и условий плавания производится по грузовой шкале. Если грузовой шкалы нет, то показатель q (количество тонн на сантиметр осадки) может быть вычислен по формуле
    q = 0,01Sg,  
    где S — площадь грузовой ватерлинии, кв.м,
    g — удельный вес морской воды, средние значения которого для различных морей приводятся в табл. 3.
    На 1 дм осадки получается:
    В пресной воде (S брать в квадратных футах)
    q''пр = S' / 432 ,
    в соленой воде
    q''сол = S' / 420.


    Средняя осадка судна определяется формулой
    Тср = (Тн + Тк) / 2,
    Где Тн и Тк – осадка носом и кормой.
     

    Изменение средней осадки вследствие добавления или снятия груза Р
    Т = Р / gS ,
    где S = aLB (a — коэффициент полноты грузовой ватерлинии).
     

    Изменение средней осадки вследствие изменения плотности воды
    Т = V / S * [(g1 - g2) / g2]
    где g1 — удельный вес более соленой морской воды;
    g2 — удельный вес менее соленой морской воды.


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт Каталог сайтов Всего.RU

    Сайт управляется системой uCoz