Корабль честно трудится всю свою жизнь, не зная отдыха, не страшась ни штормов, ни вражеских торпед. Не успев прийти в порт, он торопится сдать груз, принять запасы и новый груз, чтобы поскорее снова уйти в морские просторы, к далеким берегам. Поначалу это молодое, полное сил судно. Все машины и механизмы работают безотказно, свежевыкрашенный корпус легко рассекает воду. Но проходят годы, и постепенно судно изнашивается. Пошаливает двигатель, поржавела обшивка, деформировался корпус, все чаще приходится обращаться на верфь за помощью, и с каждым разом дороже обходится ремонт. Наконец, наступает такой момент, когда владелец приходит к выводу, что его судно отжило свой век. ![]() В капиталистических странах прежде чем сдать судно на слом, судовладелец пытается его продать. Кому? Нередко морально или, физически устаревшие суда сбывают в страны, стоящие на сравнительно невысоком технико-экономическом уровне. Впрочем, порою покупатели находятся и дома—например, администрация порта может приобрести по сходной цене какое-нибудь дряхлое суденышко, чтобы использовать его под жилье, скажем, для ремонтных рабочих и водолазов. Но шансов на такую выгодную сделку у судовладельца мало. Иное дело, если речь идет о знаменитом судне. Тогда владельцу не нужно искать покупателей—они сами будут осаждать его заманчивыми предложениями. Когда компания «Кунард Лайн» объявила о намерении вывести из эксплуатации свои прославленные лайнеры-скороходы Куин Мэри и Куин Эли-забет, буквально на следующий день посыпались запросы и предложения. Только по поводу Куин Элизабет компания получила свыше 100 запросов и пять вполне серьезных предложений о покупке лайнера для превращения его в музей, отель или другое зрелищное или увеселительное предприятие для богатых туристов. К глубокому возмущению англичан, законно считавших эти лайнеры национальной гордостью, которые напоминали им о тех временах, когда Англия была владычицей морей, компания продала оба лайнера за океан, в Америку. Там их поставили один в порту Лонг-Бич, другой в порту Эверглейдс — в фешенебельных курортных местах, где из них начали делать отличную приманку для приезжих богачей. Вокруг бывших властелинов Атлантики создавали увеселительные комплексы: парки с аттракционами, рестораны, отели, ночные бары и т. д. Предприимчивые янки, не теряя времени, бойко распродавали лайнеры по кусочкам: в специальном магазине можно было за .8,5 доллара купить водопроводный кран с Куин Мэри, за 12,5 доллара,—полуметровый кусок швартовного троса и прочую утварь. Люди, которые когда-либо совершили рейс на прославленных лайнерах, не жалели денег на приобретение подобных сувениров. ![]() Куин Элизабет сначала повезло больше—на этом судне собирались создать Музей моря. Однако и американцам Куин Элизабет не досталась. В 1968г. «королева» стала собственностью богатого китайского судовладельца из Гонконга, который приобрел знаменитый лайнер за 3,2 млн. долларов. Словно насмехаясь над национальной гордостью англичан, новый владелец присвоил судну имя Сиуэйз Юниверсити [Университет водных путей (?)]. Решив использовать свое приобретение в качестве круизного судна, хозяин распорядился поставить лайнер в Гонконгский порт и переоборудовать его в «китайском стиле». Но тут, видимо, сама природа восстала против надругательства. 9 января 1972 г., в 9 часов утра, где-то в недрах судна начался пожар. Через полтора часа огонь бушевал уже на главной палубе, а через пять часов судно накренилось на 17°. Больше суток огонь уничтожал шедевр английских кораблестроителей. 10 января останки Куин Элизабет скрылись под водой. Великолепный лайнер прекратил свое существование. Но превратиться в музей или памятник—удел далеко не всех судов. Отчаявшись найти покупателя, судовладелец продает старое судно на вес, как металлолом. Заключив контракт, он отправляет видавший виды корабль в последнее плавание — на кладбище судов,—специализированную верфь, где оно пойдет на слом. На этом предприятии наблюдателя не покидает впечатление, что он смотрит фильм о постройке судна, причем лента прокручивается наоборот, с конца. Перекрытие за перекрытием, конструкцию за конструкцией снимают краны с судна. Автогенные резаки кромсают корпус; снятые узлы и конструкции направляют на склад металлолома, и постепенно от корабля остается только киль—тот самый киль, с которого когда-то начиналась постройка судна. Казалось бы, это смерть?—Нет! Трижды нет! Пройдет какое-то время и металлолом поступит в плавильные печи и раскаленной железной рекой будет разлит по формам. Из него родится новый прокат, — листовой или профильный, — который пойдет на создание нового судна. И вот уже закладывается новый киль, одну за другой возводят стальные конструкции, через некоторое время на стапеле появится готовый корпус, затем судно спустят на воду, и в его смелых очертаниях легко можно будет угадать твердость и мощь его предшественника—корабля, который отплавал свой век и был переплавлен для того, чтобы возродиться в корпусе нового прекрасного судна. Корабль бессмертен! Из книги С.И.Белкина "Путешествие по кораблям". |