фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Учебник по шлюпкам

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШЛЮПОК В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

    Спасение человека, упавшего за борт

    На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка.
    На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:
    — принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;
    — приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;
    — назначить место, где должны находиться гребцы;
    — распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

    В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.

    Командир спасательной шлюпки отвечает:
    — за нахождение команды в назначенном месте;
    — за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);
    — за правильное положение элементов крепления шлюпки и готовность их к отдаче;
    — за правильное крепление походного конца;
    — за правильное положение румпеля;
    — за правильное положение пробки в отверстии для спуска воды;
    — за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;
    — за правильный разнос шлюпочных талей;
    —за правильное положение шлюпочного чехла.

    Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску». По этой команде командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке — загребные, по носовой—баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.
    Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.
    Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля, положение пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.
    Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и дает возможность гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.
    Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта. Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

    Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью — светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:
    — обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью— длинные белые проблески) — «Курс шлюпки правилен»;
    — правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью — длинные зеленые проблески) — «Шлюпке держать правее»;
    — левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью—длинные красные проблески)— «Шлюпке держать левее».

    В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого.
    Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая большую осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг. После этого шлюпка возвращается на корабль.

    Подход к бочке для заводки конца

    Для заводки стального троса или якорной цепи при постановке корабля на бочку на шлюпку назначаются старшина, шесть гребцов и два матроса из боцманской команды. Шлюпку спускают на воду на затухающей инерции переднего хода, поэтому ее готовят к спуску так же, как спасательную шлюпку (заводят походный конец, румпель перекладывают в сторону внутреннего борта шлюпки и прихватывают штертом, команда надевает спасательные жилеты).
    Для удобства работы с тросами со шлюпки снимают рангоут и заблаговременно грузят необходимый такелажный инструмент и принадлежности.
    После спуска на воду шлюпку с помощью походного конца протягивают вперед, после чего она отдает конец и следует к бочке. Чтобы избежать наваливания корабля на шлюпку, подходить к бочке нужно с наветренной стороны (на рисунке показано положение шлюпки при заводке конца на бочку). Положение шлюпки при заводке конца на бочку
    При подходе к бочке старшина командует «Весла по борту» или «Шабаш» и затем «Задержаться». Баковый отпорным крюком задерживает шлюпку, а матросы из боцманской команды высаживаются на бочку, принимают с корабля бросательный конец, соединенный с проводником, пропускают его сверху вниз через рым бочки и подают обратно на корабль На корабле выбирают конец и с его помощью подают стальной трос на бочку. Трос заводится за бочку серьгой или крепится к рыму такелажной скобой.
    Якорная цепь подается на бочку с помощью стального троса, заведенного за бочку серьгой.
    Бросательный конец может быть подан на шлюпку сразу после ее спуска на воду.
    Если по какой-либо причине бросательный конец, проведенный через рым бочки, нельзя подать на корабль, с корабля на бочку подают второй бросательный конец, который связывают с первым.
    Если выбрать стальной трос с помощью бросательного конца не представляется возможным, между бросательным концом и стальным тросом вводится надежный растительный проводник.

    Подход к аварийно-спасательному бую подводной лодки

    Подходить к аварийно-спасательному бую подводной лодки следует с подветренной стороны кормой по команде «Табань». Во избежание обрыва кабеля швартоваться к бую и поднимать его категорически запрещается. Удерживаясь около буя на веслах, необходимо отдать барашки или отвинтить накидную гайку ключом, открыть крышку шахты, вынуть из резинового чехла микротелефонную трубку и подать вызов нажатием кнопки в торцевой части резиновой груши. Получив ответ, отпустить кнопку и начать переговоры.
    Чтобы шахту буя не заливало водой, ее закрывают брезентом.

    Подход к плавающей мине

    Один из возможных случаев боевого применения шлюпки — подрыв плавающей мины. Для выполнения этой задачи на шлюпку назначаются командир корабельной подрывной команды, минер из подрывной команды и хорошо обученные гребцы. Командир подрывной команды назначается командиром шлюпки. Перед отходом от борта корабля гребцы должны быть проинструктированы о правилах подхода к мине и соблюдении мер предосторожности.
    Для осмотра корпуса мины и определения места подвески подрывного патрона шлюпка подходит к мине с подветренной стороны на расстояние 10—15 м. После осмотра шлюпку разворачивают, снимают руль и осторожно кормой подводят к мине с подветренной стороны. Для подхода шлюпки к мине подается команда «Табань», а для задержки ее движения «Весла в воду» или «Весла на воду». Командир шлюпки и минер ложатся грудью на заспинную доску и, выставив руки вперед, удерживают мину от ударов о корпус шлюпки (на рисунке показан подход шлюпки к плавающей мине). Подход шлюпки к плавающей мине
    Командир шлюпки навешивает на мину подрывной патрон, выдергивает чеку зажигательной трубки и командует «Весла на воду». Шлюпка отходит от мины по ветру максимально возможным ходом на расстояние не менее 100 м, после чего подаются команды «Весла по борту», «Всем лечь на рыбины». Если взрыва не последовало, подходить к мине второй раз разрешается не ранее чем через 30 минут.

    Подход к судну (самолету), терпящему бедствие

    Шлюпки, отправляемые к судну или самолету, терпящему бедствие, укомплектовываются опытными офицерами и гребцами. На шлюпке должны быть четыре бросательных конца, столько же спасательных кругов, топор, нож, несколько одеял, бутылка разбавленного спирта для растирания и анкерок со свежей пресной водой.
    Быстрейшую доставку шлюпок к месту аварии могут обеспечить моторные катера. Способы подхода к аварийному судну и спасения людей зависят от состояния судна и погоды.
    К дрейфующему судну шлюпка должна подходить с подветренной стороны. На большой волне вплотную к борту подходить не следует; нужно держаться в удалении на веслах или на достаточно длинном конце носом к ветру.
    Если судно имеет большой крен (дифферент), то подходить надо к приподнятому борту (носу или корме), чтобы падающие с судна предметы не повредили шлюпку.
    Находясь рядом с судном, необходимо внимательно следить за его положением и немедленно отходить от борта при образовании критического крена или дифферента; образовавшийся водоворот может перевернуть шлюпку. Задерживаться у тонущего судна дольше, чем это необходимо для спасения людей, запрещается.
    Концы, поданные на судно, должны быть готовы к немедленной отдаче. На шлюпке они не крепятся, а находятся у гребцов в руках. Если конец крепится, рядом с ним должен находиться топор или нож.
    К судну, которое стоит на мели, лучше подходить с подветренной стороны, прикрываясь от волн корпусом судна. При подходе с наветренной стороны нужно отдать якорь, а затем, потравливая якорный канат, спустить шлюпку к судну на расстояние, позволяющее подать бросательный конец.
    К самолету следует подходить с подветренной стороны к той части фюзеляжа, где находятся двери, люки кабины.
    Если обстановка не позволяет принять людей непосредственно с судна в шлюпку, спасаемым подают бросательные концы. На концах беседочным узлом вяжут петли, с помощью которых обессилевших людей можно подтянуть к шлюпке.
    При подходе к судну с наветренной стороны рекомендуется доставлять спасаемых на шлюпку с помощью спасательных кругов, которые спускают к борту судна на бросательных концах.
    Поднимают людей из воды с носа или с кормы шлюпки. При наличии на судне раненых, женщин и детей их спасают в первую очередь. Перегрузка шлюпок не допускается.

    Высадка десанта со шлюпок

    На шлюпках, выделенных для высадки корабельного десанта, снимают рангоут и паруса. Якорь с якорным канатом укладывают в корме шлюпки, якорный канат ввязывают в скобу якоря. К веслам привязывают штерты длиной около 1 м. Имеющиеся с другой стороны штертов огоны надеваются на уключины. Это делается для того, чтобы при подходе к берегу можно было вместо команды «Шабаш» применить команду «Весла за борт», которая выполняется быстрее и без шума. Кроме того, уменьшается вес шлюпки, а это дает возможность десантникам подойти ближе к берегу.
    Бойцы, не занятые греблей, рассаживаются на рыбинах под банками и по бортам между банками спиной к борту. При таком размещении они не будут мешать гребцам. Груз укладывается в районе средней банки и на кормовой решетчатый люк. Загружать нос шлюпки не рекомендуется, так как шлюпка будет плохо управляться на зыби и при прохождении прибоя.
    К берегу шлюпки подходят носом. При наличии прибоя с кормы отдается якорь и подход производится так, как изложено в предыдущем разделе. Когда шлюпка коснется килем грунта, подается команда «Весла за борт, гребцы в воду». Гребцы, спрыгнув в воду, подводят шлюпку к берегу. Когда шлюпка коснется грунта всем килем, подается команда «Десанту на берег». Выпрыгнув из шлюпки, бойцы как можно быстрее добираются до берега и действуют в соответствии с поставленной задачей.


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU Интернет-клуб юного моряка

    Сайт управляется системой uCoz