Из книги А.А.Гурштейна "Извечные тайны неба"Определение географической долготы связано с измерением сравнительно коротких отрезков времени. Но астрономия испокон веков билась еще и над другой исключительно запутанной проблемой — измерением очень длительных промежутков времени, иначе говоря, над созданием календаря. Календарь — это упорядоченная система счета дней. Она должна учитывать годовую периодичность природных явлений и должна быть пригодной к употреблению долгое время, в течение сотен и тысяч лет. Понятие «календарь» твердо ассоциируется теперь в нашем представлении с наперед составленными ежегодными справочниками, где точно указаны день недели, приходящийся на каждое число месяца, продолжительность месяцев, их начало и конец. Такие справочники продаются в наши дни буквально на каждом перекрестке: это бесчисленные отрывные и настольные календари, календари-малютки, напечатанные на небольших картонных карточках, и огромные настенные красочные табель-календари. Все они прочно вошли в жизнь каждого человека. Но не следует упускать из виду, что многие века создание постоянной стройной системы счета дней оставалось в центре внимания науки. И именно это обстоятельство послужило одной из серьезных побудительных причин развития астрономии. Необходимость создания четкого календаря вынуждала вести неустанные наблюдения за движением Луны и других небесных светил, проблемы календаря занимали умы лучших астрономов и математиков. Не один раз в жизни, наверное, приходилось вам слышать сетования и по поводу «черной пятницы», и относительно «тяжелого дня понедельника». Всерьез этого теперь никто не принимает, а говорят по привычке, как поговорку. В прошлом же деление дней на «счастливые» и «несчастливые» — черные дни — было делом государственной важности. И чем дальше в глубь веков обратите вы свой мысленный взор, тем острее будет вставать проблема добрых предначертаний, счастливого стечения обстоятельств. Шел ли полководец в поход или готовился землепашец провести в поле первую борозду, они в равной мере страшились навлечь на себя немилость богов, сделать что-нибудь не в свое время, невпопад. Воля богов была высшим законом для человека древнего мира. Календарь же играл роль основы основ, расписания совершаемых во имя богов церемоний и жертвоприношений. Вот почему создание точного календаря оказалось в центре внимания служителей религии. Вот почему, чтобы понять особенности календаря, нам придется вспомнить немного историю религии.С точки зрения астронома сегодняшнего дня все календарные трудности прошлых тысячелетий очень понятны и легко объяснимы. Никакого выбора единиц времени у человека никогда не было. Природа силой навязала ему две основные единицы — сутки и год. Чтобы постоянно иметь календарь у себя перед глазами, древний человек добавил к ним третью единицу — месяц. Поскольку все три единицы зависят от совершенно различных природных явлений, они оказываются никак не связанными друг с другом и не укладываются одна в другой целое число раз. Самой короткой и самой важной единицей измерения времени служат сутки. Сутки — это продолжительность одного оборота Земли вокруг оси. С сутками связана выработанная сотнями поколений основная цикличность в жизнедеятельности человеческого организма, чередование бодрствования и сна, смена периодов работы и отдыха. Календарь и призван быть упорядоченной системой счета суток. Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связан с Луной — первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое «умирание» и «возрождение» лунного диска служило вечными «часами». Лунный месяц естественным образом делился на четыре четверти: от «зарождения» Луны до того момента, когда видна ровно половина «молодого» лунного диска (этот момент и теперь называется первой четвертью), от наполовину освещенного диска до полнолуния, затем от полнолуния до половины «старой» Луны и, наконец, от наполовину освещенного диска до его полного исчезновения в новолуние. Четвертая часть месяца составляет округленно 7 дней. Это «священное» число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких «божественных» светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил. Это казалось особенно важным и символическим. Четвертая часть месяца стала современной неделей. На заре современной цивилизации жители междуречья Тигра и Евфрата пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени. Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем около 29 с половиной дней. Начало нового месяца определялось прямо из наблюдений первого появления узкого серпа Луны после новолуния. Лунные месяцы оказывались разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 дней. О существовании годичного цикла природных явлений вавилонские жрецы судили преимущественно по разливам рек. Наблюдая их, они вывели, что в году насчитывается 12 лунных месяцев. Это число также должно было очень удовлетворять жрецов: оно хорошо вписывается в халдейскую шестидесятеричную систему счета и явно свидетельствует о том, что мир сотворен богами в высшей степени разумно. Однако 12 месяцев, в которых считается либо 29, либо 30 дней, составляют в сумме 354 дня. Это на 11 с лишним дней меньше истинной продолжительности солнечного года. Таким образом, считая по 12 лунных месяцев в году, вавилонские жрецы должны были вскоре обнаружить, что их весенний месяц нисанну неустанно скитается по всем временам года. Он становится то летним, то осенним, то зимним месяцем. Вавилонский чисто лунный календарь нуждался в улучшении. Месяц и неделя в том виде, как они дошли до наших дней, не имеют принципиального значения для жизни человеческого общества. Они сохраняются по традиции. В случае необходимости от них можно в любой момент отказаться. Но ни при каких условиях нельзя отказаться ни от суток, ни от года. Год служит третьей, самой крупной единицей измерения времени. Год — продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца. С годом связана длительная цикличность природных явлений на нашей планете, сезонные изменения климатических условий, смена летней активности растительного и животного мира и периодов зимней спячки. Год, как распорядилась природа, и должен служить человеку основным мерилом длительных интервалов времени. Легко договориться, что в метре укладывается ровно 100 см. Или что в рубле содержится 100 копеек. В этих случаях меньшая единица является производной от большей, вполне определенной ее частью. Но никакие договоренности по отношению к году и суткам недействительны. Здесь распорядилась природа, и год оказался несоизмерим с сутками. Он состоит из 365,24219... суток. Мы записали дробь до пятого десятичного знака, но могли бы с тем же успехом записать и шестой, и седьмой, и восьмой знаки. Эта дробь бесконечна. Год и сутки заданы нам природой раз и навсегда: ни удлинить, ни укоротить их по своему произволу нельзя. Игнорировать существование годичного и суточного циклов на нашей планете тоже нельзя. Таким образом, главной задачей древних астрономов при создании календаря было согласовать длительность года и суток. Но при этом они не могли отказаться и от лунного месяца, поскольку начала новых месяцев, как мы уже говорили, точно фиксировались из астрономических наблюдений. Первоначально вавилоняне пытались решить эту головоломную задачу, что называется, по наитию. Когда их весенний месяц нисанну сдвигался слишком далеко на зиму, правитель объявлял, что очередной год "не хорош", и выносил постановление о добавлении к нему дополнительного, тринадцатого месяца. Иногда два года подряд объявлялись тринадцатимесячными, и таким способом месяц нисанну более или менее правильно возвращался на свое место. Нетрудно сообразить, что эти мероприятия вызывали великое брожение умов. Представьте себе, что в календаре вдруг произвольно добавляется (или не добавляется) целый месяц. И никому достоверно не известно, сделано ли это в полном соответствии с «волей богов» и не вкралась ли тут какая-нибудь досадная ошибка, расплачиваться за которую придется всему народу. Совершенно ясно, что добавление тринадцатого месяца (это добавление называлось интеркаляцией) надо было упорядочить. Двенадцать лунных месяцев продолжались у вавилонян, как мы уже знаем, 354 дня. До истинной продолжительности солнечного года в этом случае не хватает 11 с лишним дней. За три года накапливается нехватка в 33—34 дня. Вавилонские жрецы стали компенсировать эту нехватку тем, что вставляли по тринадцатому добавочному месяцу регулярно каждые три года. Однако недосчитывались-то жрецы за три года 33—34 дней, а добавляли только один лунный месяц, т. е. 29 — 30 дней. Это значит, что каждое новое трехлетие они начинали дня на 3—4 раньше, чем следовало бы. За 20 лет накапливалась разница уже в целый месяц—величина вполне заметная. И если не принимать новых мер, то весенний месяц нисанну, хотя и гораздо медленнее, чем прежде, вновь сдвигался бы на зимнее время и грозил опять отправиться в обход по всем временам года. Однако вавилонские жрецы совсем не напрасно вели длительные наблюдения за сменой фаз Луны. Они додумались-таки, как еще лучше согласовать лунный месяц с солнечным годом. Надо добавлять не один месяц за 3 года, а немножко больше — 3 месяца за 8 лет. Вооружимся современными цифрами. Продолжительность года ==365,24... суток; восемь лет==2921,9... суток. Продолжительность лунного месяца в среднем = 29,53... суток; 3 года по 13 лунных месяцев+5 лет по 12 лунных месяцев=99 лунных месяцев=2923,5... суток. При таком способе интеркаляций — введении 3 дополнительных месяцев на протяжении 8 лет—несогласие составляло в среднем лишь 1—2 дня за 8 лет. Целый месяц накапливался в этом случае только за полтора века, за время жизни нескольких поколений. Вавилоняне считали такой календарь уже вполне приемлемым. Введение «халдейской восьмилетки» приписывается царю Хаммурапи. Он установил, что дополнительный тринадцатый месяц вставляется во втором, пятом и седьмом годах восьмилетки. Так был устроен календарь в древнем Вавилоне. Специально выделенные жрецы наблюдали появление серпа молодой Луны, что означало наступление нового месяца. Лунные месяцы шли своим чередом, и изменить их длительность, разумеется, было нельзя. Но жрецы следили за установленным чередованием числа месяцев в году—их было то 12, то 13. Чередуя годы различной длительности в пределах восьмилетнего цикла, жрецы и согласовывали календарь с природой: весенние месяцы действительно оставались весенними, летние — летними и т. д. Чередование лет разной продолжительности приводило к «скачкам» в начале каждого нового года. Такие «скачки» в счете времени надо было тщательно учитывать, чтобы не запутаться в предсказаниях астрономических явлений, связанных с годичным движением Солнца, особенно в предсказаниях солнечных и лунных затмений. Чтобы согласовать свой лунный календарь с солнечным годом, вавилоняне долгое время ограничивались восьмилетним циклом, в котором укладывалось 99 лунных месяцев. Однако возможны были и другие циклы, еще более точные. Гораздо лучшее приближение дает, например, девятнадцатилетний цикл, в котором укладывается 235 лунных месяцев. Длительность 19 солнечных лет отличается от длительности 235 лунных месяцев всего на 2 часа. Халдейские мудрецы обнаружили такой цикл, и в дальнейшем, на более позднем этапе истории Вавилона, он стал использоваться вместо восьмилетнего. От вавилонян девятнадцатилетний цикл был заимствован в древней Греции, где его ввел в обращение афинский астроном Метон. Он предложил твердые правила чередования лет различной продолжительности, которые известны до наших дней под названием метонова цикла Девятнадцатилетний цикл, состоящий из 235 лунных месяцев, применялся также в древнем Китае. У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ Чисто лунный календарь предполагает, что продолжительность всех лет одинакова и составляет независимо ни от чего ровно 12 лунных месяцев. Начало лунного года при таком счете, как мы уже знаем, сползает относительно солнечного календаря на 11—12 дней за один год и в течение 30 с лишним солнечных лет обходит все сезоны: весну, лето, осень и зиму. Для практического использования лунный календарь не очень-то удобен: но, как это ни выглядит странным, он даже в наши дни принят во многих странах мира. Лунный календарь продолжает использоваться в тех странах, где большинство населения исповедует ислам—магометанство. Мусульмане ведут счет лет со дня переселения Магомета из Мекки в Медину, хиджры, которая произошла, по нашему летосчислению, в пятницу 16 июля 622 г. Летосчисление по годам хиджры было введено халифом Омаром в 637 г. н. э. В чисто лунном календаре встречаются те же самые трудности, что и в любом другом. Средняя продолжительность лунного месяца составляет около 29 с половиной суток, или, точнее, 29 суток 12 часов 44 минуты 02,8 секунды. Удобства ради в лунных месяцах считается попеременно то 29, то 30 дней. Мусульмане, например, считают все нечетные месяцы имеющими по 30 дней, а все четные — по 29. Но что делать с лишними 44 минутами 02,8... секундами? Накапливаясь, они дают целые сутки за три года, и если только не принять своевременно каких-либо мер, то начала месяцев перестанут совпадать с новолуниями, и лунные месяцы потеряют свой первоначальный смысл. Мера же во всех такого рода положениях может быть только одна — либо прибавлять, либо убавлять какие-то особые дни. Вот и приходится мусульманам, чтобы согласовать лунный календарь с Луной, 11 раз за 30 лет добавлять в конце четного месяца зу-ль-хиджжа дополнительный, тридцатый день. Абсолютно точного согласия лунного календаря с изменением фаз Луны после такого добавления, конечно, не наступает, но в этом случае разница в одни сутки набегает лишь за период в 2308 лет! Такая разница уже никого не смущает. Лунный календарь служит одним из характерных бытовых атрибутов мусульман. Его применение вплоть до наших дней связано с многовековой традицией, точно так же как и изображение на государственных флагах символического лунного серпа— «божественной» Луны. Изображение Луны вы найдете на флагах Алжира, Ливана, Мавритании, Малайзии, Пакистана, Туниса, Турции и других стран. Чисто солнечный календарь впервые появился на свет позднее лунного, но его корни также уходят в глубокую древность. Он был создан в Египте, там, где очень регулярные ежегодные разливы Нила служили залогом развития процветающего земледелия. Как гласит надпись на стене одного из древних египетских храмов, «...Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из истоков его...». Египтяне обнаружили близкое совпадение — случайное совпадение — начала разливов Нила с первыми проблесками в лучах утренней зари самой яркой звезды неба—Сириуса. Они решили, что Сириус — по-египетски Сотис — и является божественным вестником предстоящих разливов. Наблюдая, после долгого перерыва в период невидимости, моменты первого предрассветного появления Сотис, египтяне вывели продолжительность года, с округлением до целых суток, равной 365 дням. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 дней в каждом. Месяц состоял из трех десятидневных недель. А пять лишних дней в конце каждого года объявлялись праздниками в честь «рождения богов». Египетский календарь отличался образцовой стройностью, однако египтяне тотчас столкнулись с уже хорошо известной нам трудностью. Каждые четыре года в их календаре не учитывались очередные накапливающиеся сутки, и начало года постепенно отступало в Египте на все более и более ранние сроки. Тем самым даты первого появления «предвестницы разливов» Сотис соответственно отодвигались. Если в какой-то год она впервые сверкала на небе в день нового года, утром первого числа месяца тот, то через четыре года ее появления следовало ожидать второго числа, еще через четыре года — третьего числа месяца тот и т. д. Египетские жрецы знали, как можно было бы исправить их календарь, но были принципиальными противниками всяких исправлений. Они считали высочайшим благом, что восход блистательной Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Два главных праздника — предрассветное появление Сотис и начало нового года — неторопливо отдалялись один от другого и потом столь же неторопливо начинали сближаться. По истечении 1460 лет, совершив полный обход по всем месяцам, восход Сотис снова попадал на начало года, на первое число месяца тот. Такой год и такой день отмечались торжественнее всех остальных торжеств,— это был Праздник Вечности. Календарь средневековой Европы достался ей в наследство от Рима, где во времена республики он отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, посвященного богу подземного царства, содержали счастливое, нечетное число дней — либо 29, ли-бо 31. В фебруариусе было 28 дней. Всего в году насчитывалось 355 дней, на десять с лишним дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов. Титул понтифика (дословно—«строитель мостов») носили в Риме члены верховной касты жрецов, которые специально занимались надзором за выполнением обрядов, следили за календарем и вели летопись важнейших событий. Исполнял постановления этой коллегии старший среди понтификов — великий понтифик, По решению коллегии понтификов раз в два года в середину фебруариуса должен был вклиниваться тринадцатый, дополнительный месяц — марцедониус продолжительностью попеременно то в 22, то в 23 дня. Идея такого дополнения была совершенно трезвой, но только длительность вставного месяца римляне преувеличили. За 4 года им не хватало в основных 12 месяцах 41 дня, а вставляя в течение того же периода два марцедониуса, понтифики добавляли 45 дней. Оказывалось, что римский год в среднем на сутки длиннее солнечного, и за 30 лет опять накапливался лишний месяц. Понтифики ликвидировали неувязки своей властью, но, к сожалению, очень часто ею злоупотребляли. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по взятым взаймы ссудам, вступление в должности консулов, трибунов и других выборных лиц, начало празднеств по случаю весны, сбора урожая и т. д. Решение коллегии понтификов могло ускорить или, наоборот, отсрочить такие события, а от них часто зависели судьбы могущественных людей Рима. Понтифики далеко не во всех случаях сохраняли нелицеприятность и следовали воле богов. Достаточно часто по дружбе или, наоборот, из-за неприязни, а также, возможно, и за известную мзду они произвольно либо укорачивали, либо удлиняли продолжительность года. Решения понтификов доводили до всеобщего сведения глашатаи» которые во всеуслышание объявляли о начале новых месяцев и новых лет. Как саркастически заметил однажды по этому поводу Вольтер, «побеждали-то римские полководцы всегда, но редко знали, в какой именно день они побеждали». Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвел реформу календаря, придав ему почти тот самый вид, в котором этот календарь и сохранился до наших дней. Новый римский календарь получил название юлианского. Он-то и известен теперь под названием старого стиля. А необходимость введения нынешнего, нового стиля была продиктована нуждами христианского богослужения. После крушения Римской империи христианство как государственная религия распространилось по всей Европе. Высшим законодательным органом христианской церкви издавна были вселенские соборы, т. е. собрания высших церковных деятелей со всех концов христианского мира. Они собираются очень редко и рассматривают основные вопросы догматов веры и правил общественной и личной жизни. Решения вселенских соборов имеют обязательную силу для всех христиан. В 325 г. н. э. первый Никейский вселенский собор рассмотрел вопрос о дате празднования пасхи — главного христианского праздника. По постановлению собора пасха должна праздноваться весной, непременно в воскресный день, следующий за первым после весеннего равноденствия полнолунием. Предполагалось при этом, что юлианский календарь достаточно точен и дата весеннего равноденствия—21 марта—останется навсегда одной и тон же. На деле же решение Никейского собора оказалось опрометчивым и через 1200 лет привело к новой календарной реформе. ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И НАША ЭРА Мысли вавилонских жрецов и римских понтификов были постоянно заняты заботами об интеркаляциях. Их волновало, куда и когда следует добавлять вставной тринадцатый месяц. Введение юлианского календаря ликвидировало предмет их попечения. Но это вовсе не значило, что высшее христианское духовенство готово было отказаться от привилегий, связанных с астрономическими расчетами моментов важных событий. Предвычисление на многие годы вперед даты главного христианского праздника пасхи, с которым связывались многие другие праздники, стало для служителей христианской религии задачей номер один. Расчет пасхалий стремились поручать, как правило, наиболее осведомленным священникам, но даже им далеко не всегда удавалось избежать промахов. Работа эта была трудоемкой и требовала неослабного внимания. Для расчета дат весенних полнолуний священники пользовались 19-летним метоновым циклом. Пасхалии составлялись обычно на один или несколько девятнадцатилетних циклов. А годы считались по принятой в Риме «эре Диоклетиана». Она началась, по принятому теперь летосчислению, с 284 г.—с года, когда римские легионы провозгласили императором Кая Аврелия Валерия Иовия Диоклетиана. Диоклетиан известен в истории как яростный гонитель христиан. Почему, собственно, календарные расчеты ведутся по годам, отсчитываемым со дня воцарения этого язычника и лютого врага христианской церкви,— такой вопрос рано или поздно должен был возникнуть. И он возник в середине VI в. н. э. у настоятеля римского монастыря Дионисия Малого. Любопытно, что Дионисий Малый был скифом, родился он в северном Причерноморье, а в Риме получил известность как опытный переводчик с греческого языка. Дионисий Малый провел какие-то вычисления—нам теперь не известно, какие,—и выдвинул утверждение, что год начала новых рассчитанных им пасхалий, а именно 248 г. «эры Диоклетиана», является 532 г. «от рождества Христова». Нововведение Дионисия Малого сначала не привлекло к себе никакого внимания. Дионисиев счет по годам «от рождества Христова» начал мало-помалу распространяться лишь через 200—300 лет после его смерти. В обиход канцелярии папы римского он прочно вошел лишь с XV в., а настойчивое внедрение его католической церковью во всем мире относится к XVII в. Наконец, в XVIII в. дионисиево летосчисление переняли ученые, и его употребление действительно стало повсеместным, взамен старого счета «от сотворения мира», «от основания Рима» или по «эре Диоклетиана». Это и есть наша эра. Тем самым начало нашей эры — первый день первого года нашей эры — никем никогда не было зафиксировано специально. Оно было придумано скифом Дионисием Малым как условное начало счета годов через 500 лет и широко принято христианской церковью через 1500 лет после того события, которое, по замыслу, должно было лечь в основу счета. Происхождение счета лет нашей эры в целом очень показательно для различных календарных систем, которые насчитываются десятками. Оказывается, например, что 14 января 1969 г. исполнился 2722 г. римского летосчисления «от основания Рима». В марте, 20 числа, того же года наступил новый, 1389 г. у мусульман. Еще через два дня, 22 марта, начался 1891 г. индусского календаря. 1 мая служило началом 2718 г. «эры вавилонского царя Набонассара. 13 сентября праздновали начало 5730 г. еврейского летосчисления «от сотворения мира». 14 сентября 1969 г. начался 7478 г. по византийскому календарю или же 2281 г. по календарю греческому. Конечно, в жизни народов больших и малых бывали случаи, когда в качестве начала новой календарной эры избиралось событие, имеющее непреходящее общественное значение. Но очень во многих случаях таким началом служили события или случайные, не оставившие заметного следа в истории, или вообще мнимые, которые на деле вовсе никогда не имели места. Однако вернемся к календарным расчетам. Юлианский календарь со вставкой в каждое четырехлетие одного високосного года предполагает, что средняя продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов. На деле год длится 365 дней 5 часов 48 минут 46,1... секунд. Юлианский год длиннее года, отпущенного нам природой, на 11 с небольшим минут. Накапливаясь, эти коварные минуты дают за 128 лет ошибку в целые сутки. А это значит, что за 128 лет «медлительный» юлианский календарь на сутки отстанет от природы. Наблюдателю небесных явлений покажется, что день весеннего равноденствия сместился с 21 марта на 20 марта. Таким образом, в XVI в. за период, прошедший со времени Никейского собора, в юлианском календаре накопилась разница в 10 дней, и день весеннего равноденствия отступил на 11 марта. Согласно же постановлению Никейского собора весна по-прежнему считалась наступающей 21 марта, и пасха, естественно, праздновалась в воскресенье, следующее за новолунием после 21 марта. Но так как весна наступала все-таки 11 марта, то пасха из праздника начала весны в иные годы грозила превратиться в праздник едва ли не летний. В 1582 г. папа римский Григорий XIII утвердил проект календарной реформы, предложенный незадолго до этого итальянским врачом и математиком Алоизием Лилио. Лилио придумал очень удачное правило, как согласовать юлианский календарь с природой. Для этого надо только пропускать 3 високосных года за 400 лет. Удобное правило такое: из лет, отмечающих начала столетий, например 1200, 1300, 1400, 1500, 1600 и т. д., следует считать високосными лишь те, две первые цифры которых делятся без остатка на 4. Три последующих года високосными считать не надо. Следовательно, високосные в юлианском календаре 1300, 1400, 1500, 1700, 1800, 1900 гг. по проекту Лилио високосными считать не следует. А годы 1200, 1600; 2000 и т. д. остаются високосными в обеих системах. . Правило, предложенное Алоизием Лилио, и было утверждено в качестве нового, григорианского стиля, в отличие от старого, юлианского. Согласно декрету Григория XIII в Италии, Испании, Португалии и католической части Польши вслед за 4 октября 1582 г. наступило сразу 15 октября, и день весеннего равноденствия вновь вернулся на издревле отведенное ему Никейским собором «законное» место, на 21 марта. Новый стиль, конечно, тоже не точен. В среднем за 400 лет продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365 дней 5 часов 49 минут 12 секунд. Такой год на 26 секунд длиннее, чем следовало бы. Накапливаясь, эти 26 секунд рано или поздно вновь приведут к смещению дня весеннего равноденствия, но это случится очень нескоро: смещение в одни сутки накопится в григорианском календаре лишь за 3000 лет. После 1800 г. разница между старым и новым стилем достигла 12 дней. После 1900 г, по старому стилю високосного, а по новому обычного, эта разница составила уже 13 дней. В 2000 г. она не изменится. По-прежнему, чтобы перейти от старого стиля к новому, надо будет прибавлять 13 дней. А в 2160 г. разница стилей возрастет до 14 дней, На Руси в допетровское время был принят юлианский календарь со счетом лет по византийскому образцу «от сотворения мира». Петр I ввел в России старый стиль, юлианский календарь со счетом лет «от рождества Христова». Новый стиль был введен в нашей стране после победы Великой Октябрьской революции, в 1918 г. Многие астрономы неоднократно предлагали различные проекты новых, гораздо более удобных всемирных календарей, однако спешить с введением какого-либо нового календаря в одной стране или даже в ряде стран тем не менее было бы ошибочным. Заглянем в прошлое. Французская революция конца XVIII в. смела обветшавшие феодальные устои. Восставший народ, поднявшийся на штурм Бастилии, открыл новую страницу в истории человечества. Революционный подъем захватил я ученых. Конвент вынес, например, решение о создании новой единой системы мер и весов —«для всех веков, для всех народов!». Вынес он и решение о введении революционного календаря. Счет лет по новому календарю предписывалось вести с момента уничтожения королевской власти и провозглашения республики (22 сентября 1792 г.), что по счастливому стечению обстоятельств совпало с днем осеннего равноденствия. Год по новому календарю делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А в конце года добавлялось либо 5, либо 6 дней, которые служили революционными праздниками. Для месяцев придумали красивые названия, соответствующие природным явлениям: осень вандемьер — месяц сбора винограда, брюмер — месяц тумана, фример — месяц заморозков зима нивоз — месяц снега, плювиоз — месяц дождя, вентоз — месяц ветра весна жерминаль — месяц прорастания, флореаль — месяц цветения, прериаль — месяц лугов лето мессидор — месяц жатвы, термидор — месяц жары, фруктидор — месяц плодов. Вопрос о введении метрической системы дебатировался впоследствии на протяжении 100 лет. В докладе специального комитета при Парижской всемирной выставке 1867 г., активным членом которого был выдающийся русский физик Б. С. Якоби, в пункте 4 читаем: «Так как всякое сбережение труда, как материального, так и умственного, тождественно с умножением богатства, то введение метрической системы, стоящей в этом отношении на одном ряду с машинами и орудиями, железными дорогами, телеграфами, таблицами логарифмов, представляется особенно желательным с точки зрения экономической». И далее: «...недостаток общего всемирного языка станет по крайней мере несколько менее чувствительным, если многочисленные системы мер и весов будут заменены одною всемирною метрическою системою и, таким образом, числовые данные науки сделаются всюду понятными, всюду применимыми». Эти аргументы были абсолютно справедливыми и возымели силу. Метрическая система в конце концов победила. А новый французский календарь? У него, разумеется, не могло найтись большого числа горячих поборников в других странах. И с гибелью первой французской республики он всецело утратил свое значение. Григорианский календарь, несмотря на все недостатки, имеет то преимущество, что он носит международный характер. Реформа календаря — тоже дело международное. И она должна быть проведена только так, чтобы новый календарь приняло возможно большее число стран, чтобы он также восполнял отсутствие всемирного языка. Международный комитет по реформе календаря был создан в 1923 г. в Женеве при Лиге Наций. Затем обсуждение календарной реформы продолжалось в Организации Объединенных Наций. Особенно большую инициативу в этом вопросе проявляли представители Индии и лично президент Джавахарлал Неру. Освободившись от колониального гнета, правительство молодой республики оказалось перед лицом полнейшего календарного хаоса: в стране применялось около 30 различных местных календарей. Правительство Неру было готово ввести в стране сразу единый мировой календарь. Была надежда, что ООН вскоре примет такой календарь и его удастся ввести в действие с воскресенья 1 января 1956 г. или же с воскресенья 1 января 1961 г. Но этого, к сожалению, не произошло. По-видимому, международные организации еще, может быть, не раз вернутся к этому вопросу, и он в конце концов будет решен удовлетворительно. А основные черты предполагаемого всемирного календаря уже достаточно ясны. Система чередования обычных и високосных лет, как это делается в григорианском календаре, должна, вероятно, сохраняться. Изменится только структура месяцев и недель внутри года. Год может состоять из четырех кварталов равной продолжительности по 91 дню, или из 13 недель, так что дни недели в пределах каждого квартала будут приходиться на одни и те же числа месяцев. Первый месяц квартала может содержать 31 день, два остальных—по 30 дней. В этом случае каждый год и каждый квартал могут начинаться с воскресенья, причем число рабочих дней во всех месяцах будет одинаковым. Это резко упростит планирование работы и учет производительности промышленных предприятий, так как продолжительность всех месяцев, кварталов и полугодий будет совершенно одинаковой. Во все годы после 30 декабря должен вставляться дополнительный праздничный день — День мира и дружбы народов. В високосные годы должен добавляться еще один вставной праздничный день. Оба вставных дня не являются днями недели и не имеют числа. Кроме международных праздников, в каждой стране, естественно, сохранятся свои национальные праздники, связанные с историей борьбы народов за независимость, борьбой трудящихся за свои права. В СССР вечно будет отмечаться славная годовщина штурма Зимнего и провозглашения первого в мире социалистического государства. |