Лунный календарь был создан очень давно. Это отчасти объясняется тем, что движение Луны, ближайшего к Земле астрономического тела, легко наблюдать невооруженным глазом.
Еще в древние времена люди заметили, что Луна перемещается по небесной сфере между звездами, как и Солнце, с запада на восток.
Изучая видимое суточное движение Луны, астрономы установили, что
период ее обращения вокруг Земли равен 27,321 суток, а возвращение Луны в то же самое положение в небесном пространстве относительно Солнца происходит за 29,53059 суток.
Первый период получил название звездный или сидерический месяц (от лат.
sidus — звезда), а второй — синодический месяц (от лат.
sinodos — соединение, сближение).
Периоды обращения Луны вокруг Земли и вращения Луны вокруг своей оси совпадают и равны сидерическому месяцу, поэтому Луна повернута к Земле всегда одной и той же стороной.
На Луне, как и на Земле, имеются дневная (освещенная Солнцем) и ночная поверхности, каждая из которых всегда равна половине площади всей Луны.
Смена дня и ночи на Земле происходит в течение 24 ч, тогда как на Луне день и ночь длятся по половине синодического месяца: 29,530 : 2 = 14,765 суток.
Синодический месяц и стал основой лунного календаря, тем более что промежуток времени в 29,530 суток хорошо прослеживается с Земли по лунным фазам — различным формам видимой части Луны. Так как календарные дни, недели, месяцы, годы могут состоять только из целых чисел, то условились считать в лунном месяце не 29,530 суток, а поочередно то 30, то 29 суток (в среднем 29,5 суток).
Хотя освещенная дневная часть Луны всегда равна половине площади ее поверхности, видимость ее с Земли беспрерывно меняется в зависимости от угла взаиморасположения Земли, Луны и Солнца.
С изменением угла расположения Земли и Луны по отношению к Солнцу (солнечным лучам) изменяются очертания видимой (дневной) части Луны, т. е. фазы.
Составители астрономических лунных календарей и таблиц, отображающих фазы Луны на многие годы, за начало синодического месяца приняли
новолуние (на рисунке положение I). Но так как момент новолуния визуально скрыт и является плодом точных математических расчетов, а в практике за новолуние принимаются появление на небосводе лунного серпа, что фактически бывает через 1—2 суток после астрономического новолуния, то наряду с таблицами астрономических новолуний стали создаваться таблицы и лунные календари, базирующиеся на визуальных новолуниях.
Продвижение Луны по орбите от новолуния к полнолунию отображено в изменении ее фаз. У каждого народа есть свои приметы для определения некоторых фаз Луны, у нас, например, пользуются таким нехитрым способом: соединяют воображаемой прямой линией острые концы лунного серпа, продлевая несколько ниже его, и если при этом получается буква «Р», то говорят: «родился, новый месяц», если же Луна имеет форму, напоминающую букву «С», значит, месяц «старый».
Когда Луна пройдет 1/4 своего месячного пути (на рисунке положение III),
терминатор (линия раздела светлой и темной сторон) из вогнуто-серпообразной превратится в прямую, равную диаметру Луны.
Освещенная (на рисунке зеленая) часть лунного полушария для наблюдателя с Земли в дальнейшем будет увеличиваться за счет сокращения темной ее части, и когда Луна окажется за Землей по отношению к Солнцу, то наблюдатель увидит всю ее дневную, освещенную, поверхность. Эта фаза
(на рисунке положение V) называется полнолунием. В некоторых странах Африки имеются лунные календари, в которых подсчет времени ведется не от новолуний, а от полнолуний.
После фазы полнолуния Луна, пройдя 3/4 своего месячного пути, окажется в фазе VII, когда терминатор вновь превратится в прямую, равную диаметру Луны.
После этого ночная, или темная, часть Луны будет продолжать увеличиваться, а дневная сокращаться и перед фазой новолуния станет невидимой.
Лунные календари получили распространение главным образом в странах, где господствует мусульманская религия.
До середины VII в. на территории Аравийского полуострова жили разрозненные арабские племена, которые вели первобытно-общинное хозяйство и поклонялись многим богам. У них не было общепринятого летосчисления и единой эры. Наиболее распространенной к моменту возникновения новой мусульманской религии, или ислама, была «эра слона» (570 г. н. э.), связанная с памятным для аравийцев нашествием на один из их городов — Мекку — эфиопской армии, в которой, по преданию, были слоны, до того совершенно неизвестные арабам.
В середине VII в. на полуострове образовалось сильное феодальное государство — Арабский Халифат, в состав которого входили народы стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Пакистана, Северной Африки и Юго-Западной Европы, а также Армении и Грузии с единой религией —
исламом. Основателем этой религии, считается житель Мекки —
Мухаммед. Идеология ислама изложена в виде догматов, обрядов и изречений Мухаммеда в священной для мусульман книге —
Коране.
Становление единого государства, так же как и единой религии, проходило в острой борьбе старого и нового мировоззрений, сопровождалось заговорами, конфликтами, стычками, гонениями на приверженцев новой религии. В 622 г. Мухаммед, которого уже считали пророком, был вынужден с группой своих сторонников переселиться из Мекки в Медину.
Год, месяц и день его переселения — хиджры (по-арабски «хиджра» и значит «переселение», «бегство») — 16 июля 622 г.— стали началом исламской, или мусульманской, эры летосчисления.
По мере завоеваний шла активная арабизация покоренных народов, внедрялась мусульманская религия, осуждавшая язычество, иудаизм, христианство и другие религиозные учения.
Повсеместно вводились арабская письменность, архитектура,
календарь лунной хиджры.
В то же время арабы воспринимали элементы материальной и духовной культуры народов стран, включенных в Халифат. Так, были переведены на арабский язык важнейшие труды выдающихся греческих астрономов, и прежде всего классический труд Птолемея —
«Великое построение» («Альма-геста».
В мусульманских странах появились свои талантливые ученые-астрономы, занимавшиеся главным образрм хронологией.
Среди славных имен мусульманского мира особую известность заслуженно приобрели арабы:
аль-Баттани (ок. 850—929), который в течение 40 лет, начиная с 878 г., вел систематические наблюдения за небесными светилами и в итоге опубликовал более совершенные таблицы движения Солнца и Луны, а также связанные с ними календарные системы;
Абу-ль-Вефа (940—998), работавший в Багдаде, и каирский астроном
Ибн Юнис (950—1009).
Особое место в истории астрономии заняли выдающиеся среднеазиатские ученые: математик и астроном IX в.
Мухаммед бен Муса Хорезма (787— ок. 850 гг.), Бируни (973— ок. 1050),
Мухаммед Улугбек (1394—1449) и азербайджанец
Насирэддин Туей (1201—1274).
Великий среднеазиатский ученый-энциклопедист Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни родился 4 октября 973 г. в предместье города Кят, столицы древнего Хорезма (ныне районный центр Каракалпакской АССР—Шаббаз).
Научная деятельность Бируни весьма обширна. Математик, астроном, физик, ботаник, географ, геолог, минералог, этнограф, историк — вот далеко не полный перечень его научных интересов.
В начале своей творческой деятельности ученый занимался астрономическими измерениями и календарными изысканиями, основанными на глубоком познании астрономии. «Один образованный человек спросил меня,— писал Бируни,— каковы способы летосчисления, которыми пользуются народы, в чем состоит различие их корней, т. е. начальных дат, и ветвей, т. е. месяцев и годов; какие причины побуждают людей установить ту или иную эру, какие существуют значительные праздники и памятные дни, приуроченные к определенным периодам и работам, а также другие (обряды), которые одни народы исполняют в отличие от прочих. Он настойчиво побуждал
меня изложить эти (сведения) наивозможно ясным образом, чтобы они стали близки пониманию изучающего и избавили его от необходимости одолевать различные книги и расспрашивать тех, кто им следует».
Когда Бируни исполнилось 27 лет, он написал книгу «Памятники минувших поколений», в которой представлены гражданская хронология и календарные системы греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, коптов, евреев, доисламских арабов и мусульман. В другой своей знаменитой работе — «Индия» Бируни описывает обычаи и особенности быта народов Индии, географию этой страны и связанную с ней астрономию. В книге даны названия светил, знаков зодиака, лунных фаз, созвездий, понятия об индийских эрах, циклах, затмениях, лунных и солнечных календарях, а также о
60-летнем юпитерном цикле.
Но главная научная идея Бируни, которая ставит его имя в один ряд с крупнейшими астрономами мира,— это утверждение, что Земля движется вокруг Солнца. На Среднем Востоке он был первым, кто пришел к этой мысли и высказал ее.
В 1252 г. в древней столице Азербайджана — городе Маргу усилиями выдающегося астронома, математика и государственного деятеля
Насирэддина Туей (1201—1274) создается крупнейшая на Кавказе обсерватория, в которой плодотворно работало свыше ста астрономов, переводчиков, математиков, историков и составителей календарей.
Перу Насирэддина Туей принадлежат труды «Краткое руководство к астрономии» и «Звёздный каталог», известный под названием «Ильханские таблицы». Последняя книга вплоть до XV в. была важнейшим источником, на базе которого в мусульманских странах составлялись ежегодные календари, в том числе и календари лунной хиджры.
Исключительно важную роль в истории астрономии сыграли ученые самаркандской астрономической школы во главе с выдающимся узбекским ученым
Улугбеком. В 1409 г. Улугбек, внук знаменитого полководца и эмира Тимура, в 15-летнем возрасте был объявлен правителем столичного города Самарканда, а после смерти отца (1447) стал главой громадного государства Тимура. С ранних лет Улугбек увлекся математикой и особенно астрономией. Несмотря на занимаемый высокий административный пост, он находил время для астрономических наблюдений и чтения лекций в созданной им высшей школе (медресе).
Всемирную известность получил созданный Улугбеком совместно с другими самаркандскими астрономами
каталог звездного неба. В Европе впервые этот каталог частично был опубликован в 1648 г.
сотрудником кафедры геометрии и астрономии Оксфордского университета Джоном Гривасом. В 1650 г. там же была издана хронологическая часть труда Улугбека, содержащая описание способов летосчисления и календарей, принятых у различных народов Востока, а в 1665 г. известный английский востоковед
Томас Хайд издал на латинском и персидском языках «Таблицы долгот и широт неподвижных звезд по наблюдениям Улугбека». Полностью
Атлас звездного неба Улугбека был воспроизведен выдающимся польским астрономом-наблюдателем из Гданьска
Яном Гевелия (1611—1687 гг.).
Лунные календари, как мы уже говорили, распространены преимущественно в странах ислама. В настоящее время насчитывается 41 государство, исповедующее ислам
(данные на сегодняшний день могут быть устаревшими -
прим. "Кубрика"):
1. Алжирская Народная Демократическая Республика.
2. Арабская Республика Египет.
3. Гвинейская Народная Революционная Республика.
4. Государство Бахрейн.
5. Государство Катар.
6. Государство Кувейт.
7. Демократическая Республика Афганистан.
8. Демократическая Республика Судан.
9. Республика Джибути.
10. Западная Сахара.
11. Иорданское Хошимитское Королевство.
12. Иракская Республика.
13. Исламская Республика Иран.
14. Исламская Республика Мавритания.
15. Исламская Республика Пакистан.
16. Йеменская Арабская Республика.
17. Королевство Марокко.
18. Королевство Саудовская Аравия.
19. Ливанская Республика.
20. Мальдивская Республика.
21. Народная Демократическая Республика Йемен.
22. Народная Республика Бангладеш.
23. Народная Социалистическая Республика Албания.
24. Объединенные Арабские Эмираты.
25. Республика Гамбия.
26. Республика Индонезия.
27. Республика Мали.
28. Республика Нигер,
29. Республика Сенегал.
30. Республика Чад.
31. Сирийская Арабская Республика.
32. Сомалийская Демократическая Республика.
33. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джа-махирия.
34. Социалистическая Республика Бирманский Союз.
35. Султанат Бруней.
36. Султанат Оман.
37. Тунисская Республика.
38. Турецкая Республика.
39. Федеральная Исламская Республика Каморские Острова.
40. Малайзия.
41. Федеративная Республика Нигерия.
Почти в таком же количестве стран, где ислам не является господствующей религией, число его приверженцев составляет от 10 до 50% населения. Во многих странах Африки мусульмане составляют от 25 до 50% всех жителей. В некоторых государствах количество мусульман в процентном отношении незначительно, но абсолютное их количество представляет внушительное число. Так, например, в Китайской Народной Республике приверженцы ислама составляют меньше 3% жителей страны, а в абсолютных числах это 25 млн. человек. В Индии удельный вес мусульман едва достигает 10%, а реальное их выражение около 70 млн. человек. Таким образом, мы видим, что немалая часть населения мира исповедует ислам и соответственно пользуется лунными календарями.
В основе лунного календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев.
1. Мухаррам 30 дней.
2. Сафар 29 дней.
3. Раби аль-авваль (Раби I) 30 дней.
4. Раби ас-сани (Раби II) 29 дней.
5. Джумада аль-уля (Джумада I) 30 дней.
6. Джумада аль-ахира (Джумада II) 29 дней.
7. Раджаб 30 дней.
8. Шаабан 29 дней.
9. Рамадан 30 дней.
10. Шавваль 29 дней.
11. Зу-ль-каада 30 дней.
12. Зу-ль-хиджжа 29 (30) дней.
Кроме деления года на месяцы, в лунных календарях имеется деление по семидневным неделям. Название их следующее:
Воскресенье Йаум аль-ахад
Понедельник Йаум аль-иснаи
Вторник Йаум ас-саласа
Среда Йаум аль-арбаа
Четверг Йаум аль-хамис
Пятница Йаум аль-джум'а
Суббота Йаум ас-сабт
Праздничным днем недели у мусульман считается пятница — йаум аль-джум'а.
Продолжительность месяца лунного календаря, принятая за 29,5 суток, меньше его фактической продолжительности на 0,0306 суток, и календарный месяц заканчивается немного раньше синодического. Из-за этого табельное начало месяца лунного календаря, которое должно совпадать с новолунием, начинает постепенно отставать. За 30 лет эта разница возрастает примерно до 11 суток. Для устранения этой разницы арабы стали к каждому 30-летнему периоду добавлять 11 суток. В каждом 30-летнем периоде начали считать 19 обычных лет по 354 суток и 11 лет, високосных, по 355 суток. Тогда сумма календарных суток (354*19) + (355*11) составила количество фактических суток 30-летнего периода, а именно 10631 сутки.
За високосные годы в арабском лунном календаре приняты следующие 11 лет каждого 30-летнего цикла: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й.
Таким образом, для того чтобы установить, каким является
год лунного календаря хиджры, надо порядковое число данного года разделить на 30. И если остаток от деления будет равен одному из указанных выше 11 чисел, то этот год будет високосным.
Пример 1. Определить, является ли 1382 г. хиджры високосным. Для этого делим 1382 на 30. Получается остаток 2. Цифра 2 имеется в перечне 11 високосных лет 30-летнего цикла, следовательно, 1382 г. високосный и содержит 355 суток. Если же взять 1383 г. хиджры, то он окажется простым, так как остаток будет равен 3, а цифра 3 в перечне не значится.
При переводе дат лунного календаря на даты принятого у нас солнечного календаря необходимо учесть следующие основные расхождения этих двух календарных систем:
1. Летосчисление по хиджре началось в ночь с 15 на 16 июля 622 г., на 621 год 6 месяцев и 15 суток позднее нашего;
2. Мусульманский календарный лунный год, как простой (354 суток), так и високосный (355 суток), короче календарных солнечных лет примерно на 11 суток, или на
1/33 солнечного года. Поэтому солнечный календарь систематически отстает от летосчисления по хиджре. Разница в
1/33 часть года приводит к тому, что 33 лунных года примерно равны 32 солнечным годам.
Так как солнечный календарь основан на движении Земли вокруг Солнца, то из года в год все даты в нем приходятся на одно и то же время года. Поскольку лунный год короче солнечного, то день мусульманского Нового года приходится каждый раз на 11 суток раньше, чем в предыдущем году, и в течение 33 наших лет он обойдет все времена года; соответственно «блуждают» и все другие даты этого календаря.
Чтобы перевести год хиджры на год григорианского летосчисления, следует:
а) установить, на сколько лет календарь лунной хиджры обогнал солнечный календарь. Это выясняется путем деления числа данного года хиджры на 33, так как за каждые 33 лунных года календарь
хиджры уходит вперед на один год по сравнению с нашим летосчислением;
б) полученное от этого деления частное (вне зависимости от остатка) надо вычесть из числа, обозначающего данный год хиджры;
полученная разница покажет, сколько солнечных лет прошло от начала мусульманской эры (хиджры);
в) к полученной разнице надо прибавить 621 — число полных лет, составляющих временной разрыв между началом новой эры и эрой лунного летосчисления.
Пример 2. Установить, какому году солнечного календаря соответствует 1398 г. лунной хиджры. Для этого делим данное число, выражающее год лунного календаря, на 33 (1398:33=42, остаток 12).
Частное (42) показывает, что за 1398 лет хиджры лунный календарь на 42 года опередил солнечный календарь; затем из порядкового числа года хиджры вычитаем 42 (1398—42 = 1356).
Число 1356 показывает количество солнечных лет, прошедших от хиджры до вычисляемого года. К полученному числу прибавляем 621 и получаем 1977. Следовательно, 1398 г. хиджры соответствует 1977 г. нашего летосчисления.
Полученный при делении остаток 12 показывает, что прошло больше чем 42 полных 33-летних периода, в течение которых календарь лунной хиджры обгонял наш календарь на год.
Эти данные позволяют установить, что 1398 г. хиджры выходит за пределы нашего календарного 1977 г. Поэтому соотношение лет хиджры с нашим летосчислением принято изображать следующим образом: 1398 г. хиджры = 1977/78 гг. н.э.
Изложенное позволяет вывести формулу для перевода года хиджры на год григорианского летосчисления и формулу для перевода года григорианского летосчисления на год хиджры:
Г = X - X/33 + 621;
X = Г— 621 + {(Г- 621)/32}, где Г — год григорианского летосчисления; Х — год хиджры.
33 лунных года примерно равны 32 солнечным годам.
При пользовании формулами возможна ошибка на ±1 год.
П р и м е р 3. Определить соответствие 1421 г. хиджры солнечному
календарю.
1421- (1421/33) +621=1421-43+621=1999.
Пользуясь таблицей 4 (будет приведена позже), нетрудно определить, что 1421 г. хиджры начнется 6 апреля 2000 г. и закончится 25 марта 2001 г.
Пример 4. Установить, какому году хиджры соответствует 1990 г. н. э. Для этого представляем данные к приведенной выше формуле:
1990 - 621 + (1990 - 621) / 32 = 42, остаток 25.
Число 1369 (1990—621 ==1369) показывает количество полных солнечных лет, прошедших до счисляемого нами года с начала хиджры.
Производим следующее действие:
(1990 - 621) / 32 = 42, остаток 25.
Полученный результат показывает, на сколько 33-летних периодов счисления лет по Солнцу отстало от счисления лет по лунному календарю хиджры. В данном случае — на 42 периода.
Теперь к числу полных солнечных лет, прошедших до счисляемого нами года с момента хиджры, прибавляем количество периодов:
1369+42 = 1411 г. хиджры.
Для точного перевода дат лунного и солнечного календарей существуют специальные таблицы. Наиболее простой таблицей является ежедневный календарь, в котором даются соответствующие даты лунного и солнечного летосчислении на каждый день. Приводимая нами
попозже таблица на конец XX в. составлена на период 1401—1421 гг. хиджры или на 1980—2000 гг. григорианского календаря. Она начинается с 21-го (1401) 30-летнего цикла и заканчивается 11-м годом нового цикла. Первому числу любого лунного месяца даны соответствующие даты солнечного (григорианского) календаря.
Високосные годы лунного календаря отмечены звездочкой и приходятся, как мы уже говорили, на 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы каждого 30-летнего цикла. Високосные годы солнечного календаря также отмечены звездочкой. Все нечетные месяцы хиджры имеют по 30 дней, а четные — по 29. Исключение составляет двенадцатый месяц (Зу-ль-хиджжа), в котором в високосные годы хиджры 30 дней.
Условные обозначения названий дней: П — понедельник; Вт — вторник; Ср—среда; Ч—четверг; Пт—пятница; С—суббота;
В — воскресенье.
Способ перевода дат при помощи таблицы 4 сравнительно прост.
Пример 1. Какой дате по григорианскому календарю будет соответствовать 15 сафар 1411 г. хиджры? Находим в столбце «Год хиджры» 1411. В столбце «Сафар» узнаем, что 1 сафар 1411 г. придется на четверг 23 августа 1990 г. н. э.
Следовательно, 15 сафар 1411 г. придется на четверг 6 сентября 1990 г., так как к 23 августа прибавляем 14 дней, ибо 23 августа — 1 сафар. Следует учесть, что в августе 31 день.
Пример 2. Какой дате по календарю лунной хиджры будет соответствовать 8 марта 2000 г.? Находим в таблице во втором столбце 2000 г. н. э., затем — месяц март. Искомый месяц 2000 г. окажется в горизонтали 1420 г. хиджры и придется на Зу-ль-хиджжа. По таблице видно, что 1 Зу-ль-хиджжа 1420 г. хиджры придется на вторник 7 марта 2000 г. н. э. Следовательно, 8 марта придется на
2 зу-ль-хиджжа 1420 г.
Как мы уже отмечали, при переводе дат одной системы на другую с помощью приведенных формул
возможна ошибка на 1 год.
При переводе дат одной календарной системы на другую могут встретиться случаи, когда событие, имевшее место в зафиксированный день недели, например в пятницу, в другом календаре пришлось на четверг или субботу. Такое несоответствие объясняется тем, что в календарях некоторых мусульманских стран не придерживаются чередования количества дней в месяцах, принятого в классической хиджре,—30—29—30—29. Например, в Иране в календаре лунной хиджры могут встретиться два, а то и три месяца подряд, имеющих по 29 или по 30 дней. В качестве примера сравним два календаря лунной хиджры в двух странах Саудовской Аравии и в Иране за один и тот же 1398 г. (1977/78 гг.):
Как видно, в иранском календаре за 1398 г. в первые четыре месяца количество дней соответствовало календарю Саудовской Аравии, затем в иранской лунной хиджре шли три месяца по 29 дней, тогда как в календаре Саудовской Аравии шли месяцы с содержанием 30, 29, 30 суток. Различия наблюдаются и в некоторых числах других месяцев, хотя количество дней в году в обоих календарях одинаково.
Для составления лунного календаря важно знать возраст Луны на каждый день месяца и года. Астрономами разработаны специальные таблицы, с помощью которых можно определить фазы Луны в соответствии с датами. Получили распространение таблицы новолуний, охватывающие период от 3000 лет до ч. э. до 3000 лет н. э.