фл.семафором астрономия

исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарь
  • моравиация
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Календари стран Восточной Азии


    Календари стран восточной Азии Действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и в некоторых других странах Азии 60-летний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Этот нелегкий по построению календарь усложняется еще тем, что пяти- и десятилетние циклы «элементов природы», 12-летний юпитерный, 19-летний лунно-солнечный и 30-летний сатурный циклы, о которых речь будет идти ниже, органически входящие в 60-летний циклический календарь, не имеют порядковых номеров и являются замкнутыми.
    С древнейших времен в странах Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна. Это прежде всего относится к кочевникам Центральной Азии и в значительной степени объясняется образом их жизни. Каждая семья кочевника имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет. Так, каждая юрта была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение наблюдения за движением светил. Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением. Известный русский мореплаватель и путешественник по северу Сибири, один из учредителей Русского географического общества Фердинанд Петрович Врангель (1796—1870) отмечал это качество у якутов: “Один якут средних лет уверял начальника Усть-Янской экспедиции лейтенанта Анжу, что ему случалось видеть, как одна большая голубоватая звезда (Юпитер) глотала другие меньшие звезды и после выплевывала. Таким образом, этот сибиряк простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера”'.

    Есть основание предполагать, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30° и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл:

    1) мышь (крыса);

    2) корова (бык, вол);

    3) тигр;

    4) заяц (кролик);

    5) дракон (крокодил);

    6) змея;

    7) лошадь;

    8) овца (баран);

    9) обезьяна;

    10) курица (петух);

    11) собака;

    12) свинья (кабан).

    В середине II тысячелетия до н. э. у народов Восточной Азии появилась иероглифическая письменность. К этому времени уже было накоплено немало знаний, позволяющих научно обосновывать некоторые закономерности природы. Астрономы Древнего Востока умели определять новолуния, солнечные и лунные затмения и предсказывать многие другие стихийные явления. Они, например, установили, что продолжительность лунного месяца равна примерно 29,5 суток, а солнечного года — 365,25 суток. На этой основе были составлены лунный и солнечный календари, а затем в IV в. до н. э. — лунно-солнечно-юпитерный календарь. Созданию этого календаря предшествовало открытие закономерностей в соотношении лунных месяцев и солнечных лет. В частности, было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает:
    365,2422*76=27758,7 суток,
    29,5306*940=27758,4 суток.
    Это открытие позволило составить циклический лунно-солнечный календарь, в 76-летнем периоде которого насчитывается 48 обычных лет, содержащих по 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 суток, и 28 лет, имеющих по 13 месяцев. Чтобы оперировать меньшими числами, решили все эти показатели сократить на четыре, благодаря чему образовался цикл, равный 19 годам. В каждом таком цикле 12 лет содержат по 12 месяцев и 7 лет—по 13. В каждом таком 19-летнем цикле содержится около 6940 суток (6939,6). Тридцатый месяц называется «вставным» или «дополнительным». Он может приходиться как по лунному, так и по солнечному календарю на любое время года. Очередность годов с вставным месяцем не носит постоянного характера. На протяжении последних двух тысяч лет в китайском лунно-солнечном календаре с 19-летним циклом она менялась девять раз. В XIX и XX вв. очередность лет с вставным месяцем следующая: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19. Причем в виде исключения в текущем 19-летнем периоде, который начался в 1981 г., в китайском календаре вместо девятого года (]985) будет восьмой (1984), тогда как во Вьетнаме, Корее и Японии, которые пользуются схожей хронологией, сохранится девятый год (1985).
    В странах Восточной Азии ранее классовое общество стало складываться прежде всего в Китае, где рабовладельческий строй господствовал полторы тысячи лет, начиная с XIV в. до н. э. Крупнейшим астрономическим центром Древнего Китая был город Чжоугун (современная провинция Хэнань). Здесь свыше трех тысяч лет тому назад уже имелась астрономическая обсерватория, велись и фиксировались наблюдения за планетами и звездами. Особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали самые крупные из планет-гигантов — Юпитер и Сатурн.
    Хотя астрономическая наука тогда еще не располагала точными данными о времени обращения планет (считалось, что все планеты вращаются вокруг Земли), все же было определено, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12, а Сатурн — за 30 лет2. Кроме того, придавая большое значение символике чисел, и особенно поискам циклов в движении космических тел, китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Так, они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять оборотов.
    Такой подбор чисел соответствовал и мировоззрению китайской натурфилософии: цифра пять являлась символом пяти «элементов» природы — дерева, огня, металла, воды, земли, которым соответ-ствуют цветовые обозначения (синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный). Цветовые знаки применялись также при обозначении планет и времен года. В сводном виде китайская символика «элементов» и «стихий» выглядит следующим образом:

      Элементы природы

    Стихии

    Цвета Географическое направление Планеты
      1. Дерево    Весна  Зеленый или синий  Восток    Юпитер
      2. Огонь    Лето  Красный  Юг    Марс
      3. Земля    Конец лета   Желтый  Центр (середина)    Сатурн
      4. Металл    Осень   Белый  Запад    Венера
      5. Вода    Зима   Черный  Север    Меркурий

    Естественно, что символы «элементов» природы были использованы при составлении календаря 60-летнего цикла. В соответствии с принципами натурфилософии каждый из этих элементов обладает общностью противоположностей, так как единство противоположностей — главнейший закон природы. Поэтому и любая стихия имеет положительные и отрицательные качества. Например, огонь дает тепло, благодаря которому развивается животный и растительный мир, но может обжигать, и уничтожать. Вода питает влагой животный и растительный мир, но может и наносить ущерб, затоплять, разрушать.
    Пять «элементов» имеют десять циклических знаков или десять «небесных ветвей», которые последовательно называются: цзя, и, бин, дин, у, цзы, гэн, синь, жэнь, гуй.
    Кроме «небесных ветвей», имеется еще двенадцать «земных корней»: I—цзы, II—чоу, III—инь, IV—мао, V — чень, VI—сы, VII — у, VIII — вэй, IX — шень, Х — ю, XI — суй, XII — хай.
    Расположив «небесные ветви» по горизонтали, а «земные корни» по вертикали, так, чтобы при пересечении образовалось шестьдесят неповторяемых сочетаний, мы получим схему 60-летнего календарного цикла китайского календаря.
    Но так как в Китае и в других странах Восточной Азии бытует с древних времен 12-летний животный цикл, то каждому из двенадцати «земных корней» присуще название соответствующего животного.
    Из приводимой в этом разделе таблицы 60-летнего цикла видно, что каждый год имеет двойное название. Первый компонент — один из десяти знаков «небесной ветви» (цзя, и, бин и т.д.), второй— один из двенадцати знаков «земных корней» (цзы, чоу, инь и т. д.) Если в пределах 60-летнего периода взять любой год, например 56, то он будет изображен так: цзы вэй. Другими словами, ни один год из шестидесяти не имеет одинакового названия. Что же касается третьего компонента любого года — названия животного, то р пределах 60-летнего цикла пять из годов носят имя одного и того же животного.
    В лунно-солнечно-юпитерных календарях животные названия тех или иных лет лишь вспомогательный атрибут.
    Так как в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается пять раз с промежутками в 12 лет, то для уточнения года внутри цикла пользуются дополнительно цветовой символикой.

    Календарь этот, календарь животного цикла, приводится здесь.

    Таким образом, каждый год имеет присущее только ему условное сочетание. Например, год обезьяны (9, 21, 33, 45, 57) именуется следующим образом: 9—черная обезьяна, 21—синяя обезьяна, 33— красная обезьяна, 45— желтая обезьяна, 57— белая обезьяна.

    В каждом 60-летнем цикле насчитывается по 21 912 суток, и он состоит из пяти 12-летних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней, причем если в солнечно-юпитерном 12-летнем цикле содержится 4380 суток, то в лунно-юпитерном цикле может быть от 4370 до 4401 суток, а в каждом из двенадцати лет — от 353 до 385 суток. Как видно из прилагаемой таблицы, в текущем 60-летнем солнечно-лунно-юпитерном цикле в первых двенадцати годах содержится 4371, во вторых—4400, в
    (В некоторых календарях принято чередование цветов и их оттенков: синий, синеватый, красный, красноватый, желтый, желтоватый и т. д.). третьих — 4370, в четвертых — 4401 и в пятых — 4370 суток; в сумме же—21912, а в среднем—4382, т.е. столько, сколько содержит один 12-летний солнечно-юпитерный цикл.
    В текущем 60-летнем цикле совпало начало 19-летнего цикла с первым годом 60-летнего, т. е. 1924 г. по григорианскому календарю. Начала следующих 19-летних циклов пришлись на 1943, 1962 и 1981 гг. В каждом из них содержится по 6940 суток.
    В таблице 60-летнего цикла, в ее левой части по вертикали, представлены цифры, указывающие на очередность лунных месяцев в каждом году. Всего год насчитывает 12 месяцев, а в некоторых годах есть еще один вставной месяц, который не имеет порядкового номера и может находиться в различных сочетаниях с другими месяцами.
    В каждом 19-летнем периоде содержится двенадцать лет по 12 месяцев и семь лет по 13 месяцев. В верхней графе по горизонтали стоят цифры, обозначающие порядковый номер года в 60-летнем периоде.
    Во второй графе по горизонтали (вверху) даны наименования животных, приходящиеся на тот или иной год. В этой же графе проставлены года по григорианскому календарю. В вертикальных колонках в соответствии с каждым годом 60-летнего периода указано количество дней в том или ином лунном месяце, а внизу — итоговое количество дней в соответствующем году.
    В графах под годами григорианского календаря поставлены даты, на которые приходятся Новый год и начало последующих лунных месяцев лунно-солнечно-юпитерного календаря. При этом прослеживается закономерность — Новый год приходится на числа, находящиеся в пределах от 21 января до 20 февраля.
    Так, если Новый год в 1982 г. пришелся на 25 января, то в последующие годы XX в. новогодний праздник выпадает соответственно на: 13—II, 2—II, 20—11 и т. д.
    Одна из черт, отличающих лунно-солнечно-юпитерный календарь от солнечно-юпитерного 12-летнего животного цикла, состоит в том, что количество дней в году здесь непостоянно и может быть равно 353, 354, 355 или 383, 384, 385 суткам. Кроме того, в отличие от мусульманского календаря классической лунной хиджры в нем нет строгой последовательности чередования месяцев в 30 и 29 дней и могут встретиться два, три и даже четыре раза подряд месяцы в 30 суток.
    Создание календарей в странах Восточной Азии, кроме прямой необходимости в летосчислении, сопровождалось целью укрепления монархического строя и утверждения авторитета китайских императоров. Дело в том, что в Восточной Азии насчитывается огромное количество эр. Эры начинались с года вступления на престол того или иного монарха, а годы его правления делились на периоды, каждому из которых придавались специальные символические названия - девизы. Поэтому датировка тех или иных событий отсчитывалась от начала правления императора, а если император имел девизы, то от начала того или иного девиза.
    При пользовании лунно-солнечно-юпитерным календарем или при переводе дат этого календаря на даты лунного или солнечного календарей прежде всего необходимо знать хронологические рамки девиза, а в тех случаях, когда указано только имя императора, надо знать годы его правления. Обычно в сводных хронологиях каждой страны, кроме 60-летних таблиц, даются в алфавитном порядке имена монархов, девизы и соответствующие даты.
    В Китае последним императором был Пу-и, царствовавший с 1909 по 1911 г. Отсчет времени при императоре Пу-и шел под девизом Сюань-тун.
    В конце 1911 г. в стране был установлен республиканский строй, а первым президентом Китайской Республики был избран революционер-демократ Сунь Ят-Сен.
    Традиционный 60-летний календарь в несколько измененном виде сохранил свое действие, особенно в сельской местности, но в городах параллельно с ним широкое распространение получил европейский (григорианский) календарь, который стал внедряться в деловую жизнь Китая еще в середине прошлого века.
    В Монголии республиканский строй был провозглашен в ноябре 1924 г. С этого периода было введено григорианское летосчисление. Однако лунно-солнечно-юпитерный календарь имеет по-прежнему широкое распространение в стране, тем более что начало действующего 60-летнего цикла совпало с первым годом республиканского строя.
    В Корее последним монархом был Сунджон, правивший с 1907 по 1910 г. С 1910 по 1945 г. в стране господствовали японские колонизаторы, которые ввели японскую династию, эру Сева — девиз императора Хирохито, вступившего на престол в 1926 г.
    В 1945 г. в силу Ялтинского соглашения в северную часть Кореи вступили Советские Вооруженные Силы, а в южную — войска Соединенных Штатов Америки.
    Разгром японского милитаризма во второй мировой войне, в котором решающую роль сыграл Советский Союз, положил конец японскому господству в Корее.
    С 1946 г. по всей Корее введен григорианский календарь. Но он не заменил, а сосуществует одновременно с лунно-солнечно-юпитерным календарем животного цикла, который имеет не только историческое значение для страны, но и в наши дни пользуется широкой популярностью.
    Во Вьетнаме монархический строй просуществовал до 2 сентября 1945 г.
    Как известно, в середине XIX в. Вьетнам был захвачен французскими колонизаторами. С этого времени в коммерческую и административную жизнь страны стал внедряться григорианский календарь.
    Во время второй мировой войны Франция капитулировала перед гитлеровской Германией, пошла на сговор с японскими милитаристами и разрешила оккупировать страну, сохранив там свою колониальную администрацию. В то же время патриотические силы Вьетнама, организованные известным революционером Хо Ши Мином, вступили в Единый национальный фронт для борьбы против французских колонизаторов и японских оккупантов. В августе 1945 г. революционные силы Вьетнама в Ханое, Сайгоне и других городах захватили власть. Была образована Демократическая Республика Вьетнам. Последний вьетнамский император Бао-Дай отрекся от престола, главой правительства был избран Хо Ши Мин.
    С установлением республиканского строя в стране официально действуют две календарные системы: традиционный 60-летний лунно-солнечно-юпитерный календарь животного цикла, который ввели во Вьетнаме древнекитайские захватчики, и григорианский календарь.
    В Японии лунный календарь животного цикла появился свыше двух тысяч лет тому назад. Его распространителями были корейские и китайские пришельцы, которые еще в IV—III вв. до н. э. ввели в жизнь Японии иероглифическую письменность и религиозные учения конфуцианско-буддийского толка.
    Япония в те времена не представляла собой единого государства, на островах существовало множество разрозненных племен. В дальнейшем (III в. н.э.), после образования японской империи, лунно-солнечно-юпитерный календарь животного цикла, также завезенный из Китая, стал здесь единственной системой подсчета времени.
    В отличие от китайского календаря в Японии наряду с порядковым номером каждый месяц получил специальное смысловое название:

    1 — Муцуки
    2— Кисараги
    3—Яои
    4— Удзуки
    5— Сацуки
    6— Минадзуки
    7— Фумидзуки
    8— Хадзуки
    9— Кикудзуки
    10— Каминадзуки
    11— Симоцуки
    12— Сивасу
     
    — месяц дружбы
    — месяц смены одежды
    — месяц произрастания (трав)
    — месяц кустарника
    — месяц ранних посевов
    — безводный месяц
    — месяц любования луной
    — месяц листвы
    — месяц хризантем
    — месяц без богов
    — месяц инея
    — месяц окончания дел

    В древние времена в Японии не было никакого летосчисления. Поэтому японские хронологи разработали ретроспективную схему истории императорской династии и за начало национальной эры приняли вступление на престол первого мифического императора Дзимму, который якобы управлял страной 76 лет. Это вымышленное событие отнесено к 660 г. до н. э. по европейскому летосчислению и было принято за японскую национальную эру.
    Принципы построения японского лунно-солнечно-юпитерного календаря и иероглифические знаки почти целиком были приняты китайские. Начало каждого 60-летнего и 12-летнего периодов в Японии, так же как в Китае и других странах Восточной Азии, приходится на те же даты. В каждом 60-летнем периоде те же пять повторяющихся 12-летних животных циклов.
    Хотя японские историки считают, что первые четырнадцать японских императоров, начиная с императора Дзимму, воображаемые, тем не менее исторические события того времени отмечаются по годам их «правления». Более или менее подробные сведения о жизни и деятельности императоров в японских летописях появляются с императора Кэйтай, который родился в 450 г. н. э. и правил страной с 507 по 531 г.
    Начиная с 645 г. н.э. (1305 г. японской эры), с момента вступления на престол императора Котоку, в японской хронологии была введена новая система отсчета времени по девизам японских императоров, т. е. по наименованиям годов правления — нэнго. Это нововведение усложнило японское летосчисление, сделало его более дробным, поскольку многие японские императоры за годы своего правления по разным причинам неоднократно меняли девизы. Например, император Хорикава (1086—1107) за 21 год своего правления сменил семь девизов, а император Годайго (1318—1339) за такой же период — девять девизов. Как отмечает академик Н. И. Конрад, «... только после революции 1867 года установился порядок, согласно которому годам правления каждого императора присваивается только одно название» . Таким образом, годы правления Мэйдзи (1868—1912), Тайсё (1912—1926) и Сева (1926—по настоящее время) соответствуют царствованиям трех императоров.
    Новым этапом в истории японской хронологии стал 1973 г., когда в стране был введен в обиход европейский григорианский календарь.
    Таким образом, в Японии существуют различные календарные системы и эры летосчисления: по годам правления императора; по эре, началом которой считается год вступления мифического императора Дзимму (660 г. до и. э.); по девизам; по европейскому летосчислению.
    Последняя из систем в настоящее время является наиболее распространенной. Однако в апреле 1979 г. японский парламент принял решение об обязательном использовании летосчислении по годам правления императоров, особенно если речь идет о правительственных решения.
    Начиная с 645 г. и до введения в стране европейского календаря подсчет времени шел по циклам 60-летнего лунно-солнечно-юпитерного календаря.


    Текущий 60-летний период календаря начался в 1984 г. и закончится в 2043 г. 

    Имена императоров, годы их правления, названия соответствующих девизов для Японии на XIX и XX вв. будут помещены в таблице. В других странах Восточной Азии существуют аналогичные хронологические таблицы.
    В Японии (как и в других странах Восточной Азии) фиксация дат ведется следующим образом: прежде всего указываются порядковый номер дня и номер лунного месяца, затем порядковый номер года эры, т. е. года правления императора, и порядковый номер года девиза.

    Пример 1. В японских источниках указано, что поэт Исикава Такубоку родился «в 20-й день 2-й луны 19-го года Мэйдзи».
    Для перевода указанной даты на григорианский календарь необходимо:

    а) по алфавитному списку японских императоров найти императора Мэйдзи и узнать начальный год его правления. Узнав, что первый год его правления пришелся на 1868 г., устанавливаем, что девятнадцатый придется на 1887 г.;

    б) по таблице находим 1887 г. и узнаем, что первый день второй луны пришелся на 23 февраля, следовательно, 20-й день пришелся на 14 марта.
    Таким образом, узнаем, что 20-й день второй луны 19-го года Мэйдзи по лунно-солнечно-юпитерному календарю соответствует 14 марта 1887 г.

    Пример 2. На какие календарные показатели лунно-солнечно-юпитерного календаря 60-летнего животного цикла в странах Восточной Азии придется 70-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции?
    Определяем по григорианскому календарю 70-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Она придется на 1987 г. Находим по таблице 7 дату, связанную с ноябрем 1987 г. Это будет 21 ноября, которому в лунном календаре соответствует первое число десятого лунного месяца. Следовательно, 7 ноября придется на 9-й лунный месяц (как говорят в странах Востока, на 9-ю луну). Узнаем, что в 9-й луне указанного года 29 дней. Вычитаем из 29-ти соответствующую разницу (21/XI—7/Х1) и определяем, что 7 ноября 1987 г. придется на 16-й день 9-й луны 4-го года 60-летнего цикла (год зайца).

    Пример 3. Определить, на какие календарные показатели в Японии пришлось известное в революционном движении России Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.).
    Так как григорианский календарь в нашей стране был введен в 1918 г., а события Девятого января 1905 г. зафиксированы по юлианскому календарю, то прежде всего следует установить дату по григорианскому календарю, для чего приплюсуем 13 суток, т.е. 9+13==22 января. Затем по таблице 7 Приложения находим январь 1905 г. и устанавливаем, что 6 января 1905 г. соответствовало первому числу 12-й луны, следовательно, 22 января пришлось на 17-й день 12-й луны.
    Определив порядковые номера дня и лунного месяца, нам необходимо узнать имя императора и название девиза для 12-й луны 1905 г. По Японской хронологии мы узнаем, что Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.) пришлось на 17-й день 12-й луны 37-го года Мэйдзи (год синего дракона).


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт Каталог сайтов Всего.RU Интернет-клуб юного моряка

    Сайт управляется системой uCoz