Вышеуказанные календарные границы начала праздника пасхи обусловлены следующим расчетом:
полнолуние, как и любая фаза Луны, может повторяться только через месяц. В году, в котором
полнолуние придется на следующий день после дня весеннего равноденствия (21 марта) и день этот совпадет с воскресеньем, праздник пасхи начнется 22 марта.
Если же полнолуние придется на день весеннего равноденствия и даже если этот день окажется воскресеньем, то все равно его нельзя считать пасхальным днем, так как по правилу необходимо, чтобы было
первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Следовательно, пасха наступит в следующее полнолуние, только через 29—30 дней, т. е. не раньше чем 19 апреля. Но если 19 апреля придется не на воскресенье, а на понедельник или какой-либо другой день, то праздник пасхи передвинется на соответствующее количество дней. Если первым днем после весеннего равноденствия будет понедельник, то воскресенье будет 25 апреля, если вторник, то 26 апреля и т.д.
В IV в. н. э. еще не возникал вопрос о введении единой христианской эры. У различных народов Римской империи бытовало несколько эр. Наиболее древней считалась
византийская эра «от сотворения мира». Начальной датой образования этой эры считают 1 сентября 5508 г. до н. э.; в Палестине еврейская эра возникла «от сотворения мира» — 7 октября 3761 г. до н. э.; в Греции имела распространение
«эра олимпиад» — 1 июля 776 г. до н. э.; в Вавилоне —
«эра Набонассара» — 26 февраля 747 г. до н. э.; в центре Римской империи —
эра от «основания Рима» — 21 апреля 753 г. до н. э.; в Армении за начальную дату было принято 11 июля 552 г. до н. э. еврейского летосчисления. Наиболее распространенной в центре Римской империи была
эра со дня правления императора Диоклетиана — 29 августа 284 г. н. э.
Одновременное существование весьма различных эр и систем календарей затрудняло управление страной. Назрела необходимость введения единой эры.
Так как к этому времени христианская религия у народов Западной Европы стала господствующей, то и установление новой эры связали с датой рождения Христа. Исходным фактором послужило
составление пасхалий.
Составителям пасхалий, кроме такого постоянного астрономического явления, как день весеннего равноденствия, необходимо было еще знать переменные данные: воскресные дни и полнолуния. Они обратили внимание на то, что дни, недели, числа месяцев из-за того, что год не содержит кратного количества недель, ежегодно меняются. Так как простой год содержит 52 недели и один день— (52*7)+
1 =365, то любой простой год начинается и заканчивается одним и тем же днем недели. Если, например, 1 января простого года приходится на понедельник, то и последний день этого года — 31 декабря попадает на понедельник. В високосном году семь недель и два дня — (52*7) +2==366. Поэтому если високосный год начнется понедельником, то закончится он вторником.
Установили также, что повторение одних и тех же дней недели с соответствующими числами месяцев как в простом, так и в високосном году происходит через 28 лет. Другими словами, через каждые 28 лет числа месяцев обязательно приходятся на те же дни недели.
Этот повторяющийся 28-летний период условились называть
солнечным циклом или «кругом Солнца». Пользуясь солнечным циклом, можно легко установить еще один из трех компонентов, необходимых для определения дня пасхи. Но для установления даты празднования пасхи надо знать и дни полнолуний. Было известно, что через каждый 19-летний период все одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяцев. Астрономы назвали это явление
лунным циклом или «кругом Луны». Таким образом, при помощи вышеуказанных явлений можно было точно определить день начала пасхи.
Установление даты новой эры было связано с именем римского католического монаха
Дионисия Малого.
Пасхалии вычислялись и до Дионисия. Заслуга Дионисия заключается в том, что он, вычисляя пасхалии на новый период времени, начиная с 248 г. эры Диоклетиана, пользуясь известными ему «кругом Луны» и «кругом Солнца», а также сведениями, взятыми из евангельских преданий, смог ретроспективно определить день первой пасхи.
Перемножив цикловые числа 28 и 19, он получил число 532. Вычтя из 532 начальную дату эры Диоклетиана, т. е. 284,он получил число 248.
На этом основании он заявил, что первая христианская пасха была за 248 лет до эры Диоклетиана. Но так как, по евангельскому преданию, Христос был распят в 30-летнем возрасте, то монах объявил, что Христос родился за 278 лет до начала эры Диоклетиана. После того как Дионисий установил год рождения Иисуса Христа, 278 г. эру Диоклетиана постепенно стали
считать за первый год от «рождества Христова». Эра от «рождества Христова», которую
вычислил Дионисий, распространялась очень медленно. И только примерно через тысячу лет во всех церковных документах католиков обязательно указывалась
наряду с эрой от «сотворения мира» эра от «рождества Христова».
В России 1000 лет тому назад (точнее, в 988 г. н. э.), когда князь Владимир Святославович отрекся от языческой веры и принял христианство, была введена
византийская эра летосчисления от «сотворения мира», начальная дата которой отстоит от рождества мифического Иисуса Христа на 5508 лет. Византийская эра от «сотворения мира» просуществовала в России свыше 700 лет. Лишь в 7208 г. по этому счислению указом Петра I была введена эра от «рождества Христова» и 7208 г. от «сотворения мира» был заменен на 1700 г. от. «рождества Христова».
В связи с переходом на эру от «рождества Христова» было решено за начало года считать не 1 сентября, как принято в календарях византийской эры от «сотворения мира», а 1 января и конец года с 31 августа переместился на 31 декабря. Чтобы привести российский новый календарь в соответствие с календарями других стран, в которых уже применялся юлианский календарь с эрой от «рождества Христова», пришлось в последнем, 7207 г. по эре от «сотворения мира» увеличить количество дней на четыре месяца, т. е. вместо 365 дней стало 487.
В связи с проведением в нашей стране в 1980 г. XXII Олимпийских икр, имевших в свое время огромное значение не только в деле гармонического развития физических и моральных качеств человека, но прямое отношение к греческой календарной хронологии, считаем необходимым кратко остановиться на истории зарождения и развития Олимпийских игр.
В Северной Греции, на юго-западе от портового города Салоники, расположен живописный величественный горный массив
Олимп. По греческой мифологии,
Олимп — место пребывания многочисленных богов во главе с верховным богом
Зевсом. В древние времена у подножия этой священной горы ежегодно совершались жертвоприношения богам и праздничные церемонии.
Примерно в 400 км от Олимпа, на северо-востоке полуострова Пелопоннес, среди плодородной долины, славящейся с древних времен высокосортными виноградниками, оливковыми рощами, фруктовыми садами, раскинулся город Олимпия. Здесь почти тридцать веков тому назад особенно торжественно проводились вначале ежегодно, а
начиная с 776 г. до н. э. раз в четыре года празднества, сопровождавшиеся спортивными состязаниями юношей (женщины на соревнования даже в качестве зрителей не допускались) в езде на колесницах и пятиборью (бег, метание копья и диска, борьба и прыжки в длину).
Состязания эти получили широкую известность под названием Олимпийские игры. Во время игр, длившихся пять дней, в стране прекращались междоусобные военные действия. Олимпийские игры были эффективной школой физического и морального воспитания греков-патриотов.
Знаменитый древнегреческий историк Геродот, заслуженно именуемый «отцом истории», в своем многотомном труде «История» описывает, как греки даже во время ожесточенных греко-персидских войн (500—440 гг. до н. э.) проводили Олимпийские игры. Так, в 480 г. до н. э. 300 спартанцев во главе со своим царем Леонидом в проходе у Фермопил преградили персам дорогу в Грецию и в конце концов пали смертью храбрых из-за измены. Греки в это время праздновали в Олимпии свои очередные 75-е игры. В качестве еще одного примера приведем исторический факт, описанный Геродотом. 13 сентября 490 г. до н. э. в пригороде Афин, в местечке Марафон, одиннадцатитысячная греческая армия разгромила двадцатитысячную армию персидских захватчиков. По преданию, после
Марафонского сражения греческий воин-гонец был направлен в Афины, чтобы известить своих соотечественников о победе. Не останавливаясь в пути, он прибежал в Афины и, воскликнув: «Мы победили», упал замертво.
Насколько велико было значение Олимпийских игр в Древней Греции, можно судить даже по тому, что исторический счет времени велся в те времена по Олимпийским играм, т. е. периодам времени продолжительностью в четыре года. Исходной же датой был принят 776 г. до н. э. Что касается месяца и даты, то игры начинались по восьмилетнему циклу, попеременно после каждых 49 или 50 месяцев. Чаще всего игры приходились на август месяц.
Рабовладельческое древнегреческое государство в своей истории пережило периоды расцвета и спада. Естественно, различные эпохи соответственно отражались и на Олимпийских играх.
После Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой, македонских войн (338—146 гг. до н. э.), когда были завоеваны победы Филиппом II, затем его сыном Александром Македонским и его преемниками, и, наконец, после того, как в 146 г. до н. э. римляне отняли у греков свободу, Греция пришла в полный экономический и политический упадок.
Римляне, под власть которых попала Греция, смотрели на Олимпийские игры, как на развлечение. Они называли их «греческим ничегонеделанием».
В 393 г. н. э. в условиях более пятивекового владычества Рима в Греции были проведены последние Олимпийские игры. После этого римский император Феодосии I в 394 г. н. э. наложил на игры запрет, объявив их языческим установлением. В Олимпии статуи богов были сброшены со своих пьедесталов, храмы разрушены. Город фактически исчез с лица земли. Вместе с Олимпийскими играми на долгие годы прекратил свое существование и эллинский идеал воспитания гармонического человека. Была запрещена и эра летосчисления, берущая свое начало от Олимпийских игр.
В 1894 г., через 1500 лет после зацрета на проведение Олимпийских игр, в Сорбонне (Париж) по инициативе французского педагога и гуманиста Пьера Кубертена был создан Международный Олимпийский комитет (МОК) и в 1896 г. в Афинах проведены первые современные Олимпийские игры.
Международный Олимпийский комитет постановил проводить каждые четыре года спортивные состязания молодежи независимо от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений.
Счет олимпиадам ведется с 1896 г. Каждая олимпиада имеет свой очередной номер. Промежуток времени между двумя олимпиадами равен четырем годам независимо от того, проведена олимпиада или нет. Например, во время первой и второй мировых войн олимпиады не проводились, но очередность им была присвоена (XI, XII и XIII). Номер олимпиады принято отмечать римскими цифрами. Олимпиады были возрождены, но эра летосчисления, ведущая свой счет по Олимпийским играм, естественно, досталась истории.
Еще многие века западный мир пользовался юлианским календарем, хотя он и нуждался в реформе. Дело заключалось в том, что календарный день весеннего равноденствия, т. е. 21 марта, стал заметно не соответствовать реальному равноденствию. Эта разница произошла из-за того, что Созиген, создавая календарь, не учел открытия Гиппарха и принял продолжительность календарного года за 365,25 суток, т. е. взял несколько большую величину, чем продолжительность тропического года (365,242196). Ко второй половине XVI в. разница эта составила почти 10 суток. Недостаток юлианского календаря отмечали многие астрономы, в том числе и Улугбек.
В 1581 г. указом главы католической церкви папы Григория XIII была создана специальная комиссия, которая приняла проект, разработанный в свое время преподавателем Перуджийского университета Луиджи Лилио, и 24 февраля 1582 г. папа Григорий XIII издал специальную буллу о введении нового календаря. Допущенная неточность была исправлена, и счет дней был передвинут на 10 суток вперед День весеннего равноденствия вновь пришелся на 21 марта. Чтобы не повторять ошибки прошлого, было решено в каждые 400 лет сокращать количество високосных лет на три года, т. е. вместо 100 високосных лет установить 97, а те вековые годы, число столетий которых не делится на четыре без остатка, не считать високосными годами. Поэтому годы 1700, 1800, 1900 и 2100 считаются простыми, а 1600, 2000, 2400 и 2800 — високосными.
Новый календарь назвали григорианским или календарем нового стиля в отличие от юлианского, который теперь считается календарем старого стиля.
Продолжительность григорианского года с учетом указанных исправлений
составила {(365*303) + (366*97)} : 400 = 365,242500 суток. Таким образом, разница между тропическим и григорианским годом составит всего 0,000304 средних суток. Различие в одни сутки наступит почти через 4000 лет.
В 1582 г. григорианский календарь был введен в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, а также католиками Дании. В 1583 г. он был принят католиками Швеции и Голландии, а в 1584 г.— католиками Швейцарии, германских княжеств и городов-государств. В Польше он стал официальным календарем в 1586 г., в Венгрии — годом позже. В начале XVIII в. григорианский календарь стал
признаваться также протестантами. В 1700 г. он был принят протестантами княжеств Германии, Дании и Норвегии, а в 1701 г.— протестантами Швейцарии. В 1752 г.—в Англии и Ирландии, в 1753 г.— в Швейцарии и Финляндии, в 1873 г.— в Японии, в 1911 г.— в Китае, в 1916 г.—в Болгарии, в январе 1918 г.—в Советской России, в 1919 г.— в Румынии, в 1924 г.— в Югославии и Греции, в 1925 г.—в Иране, в 1926 г.—в Турции, в 1967 г.—во Вьетнаме.
В зависимости от того, когда в том или ином государстве была проведена реформа, в год введения григорианского календаря добавлять к дате 10, 11, 12 или 13 суток.
В период с 1582 по 1700 г. поправка составляет 10 суток, с 1700 по 1800 г.—11 суток, с 1800 по 1900 г.—12 суток, а с 1 марта 1900 г. по 28 февраля 2100 г.— 13 суток.
Далее на страничках сайта будет приведена таблица, в которой указаны порядковые номера дней григорианского календаря; с помощью этой таблицы можно разобраться и соотнести даты, указываемые другими календарными системами с григорианским календарем.
Особый солнечный календарь сохранился у коренного населения Египта — коптов. Кроме Египта, копты проживают в Судане, Иордании, Турции, Ираке, Израиле и Эфиопии. В Эфиопии
коптский календарь также стал официальным календарем страны, хотя начало эфиопской эры по отношению к коптской сдвинуто на семь лет и восемь месяцев назад.
В коптском календаре год состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. После 12 месяца следует пять дополнительных дней, к которым раз в четыре года добавляется еще один день. Следовательно, простой год содержит 365 дней, а високосный — 366. К високосным годам коптского календаря относятся годы, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три; следовательно, порядковое число високосного года равно сумме 4п+3. Летосчисление по коптскому календарю начинается 29 августа 284 г. н. э. по юлианскому календарю или 11 сентября 284 г. по григорианскому. Однако после коптского високосного года начало следующего приходится на один день позже, т. е. на 30 августа или 12 сентября. Например, надо определить, простым или високосным годом был 1699 коптский год. Делим 1699 на 4, равняется 424 и 3 в остатке. Следовательно, этот год високосный. Годы, порядковые числа которых при делении на 4 дают в остатке 1, 2 или 0, (т. е. порядковые числа равны сумме 4га+1, 4п+2 или 4п+0), простые и имеют по 5 дополнительных дней.
Соотношение дат коптского календаря с юлианским и григорианским календарями устанавливается по
таблицам, которые, мы надеемся, будут нами приведены на сайте. В них указано, каким числам юлианского и григорианского календарей соответствует 1 -е и 30-е числа каждого коптского месяца и какое число каждого коптского месяца соответствует 1-му числу каждого месяца юлианского или григорианского года.
Таблица составлена как для простых и високосных лет, так и для лет, следующих за високосными коптскими годами. Соотношение с юлианским календарем постоянно для любого века; соотношение
с григорианским календарем действительно лишь для периода 1900—2099 гг.
Как показывает таблица, постоянное соотношение дат коптского календаря с датами юлианского (григорианского) календаря нарушается в тех коптских годах, которые следуют за коптским високосным годом и которые начинаются 30 августа (12 сентября). Но это расхождение выравнивается тем, что на коптский год, следующий за коптским високосом, приходится всегда високос юлианского (григорианского) календаря, и с 1. марта соотношение дат становится постоянным.
Первому марта юлианского календаря всегда соответствует пятый день месяца барамхат (185-й день коптского года).
Первому марта григорианского календаря всегда (на XX и XXI вв.) соответствует 22-й день месяца амшир (172-й день коптского года).
Учитывая, что коптский год начинается 29 августа, в 241-й день юлианского календаря, или 11 сентября, в 254-й день григорианского календаря, а коптское летосчисление началось в 284 г. н. э., можно вычислить соотношение дат этих календарей. Для перевода на юлианский календарь следует к дате коптского календаря прибавить 283 года и 240 дней, на григорианский — соответственно 283 года и 253 дня. В год, следующий за коптским високосным, до 184-го дня включительно для юлианского календаря или до 171-го дня для григорианского календаря, вместо 240 и 253 дней надо соответственно прибавлять 241 и 254 дня. С 185-го (или 172-го) дня такого года опять следует прибавлять 240 или 253 дня.
Пример 1. На какое число юлианского календаря приходится 3 бауна (10-й месяц) 1661 коптского года? Определяем: 3 бауна — 273-й день коптского года. Так как 9 • 30= 270, прибавляем еще 3 дня, будет 273.
Годы: 1660 + 283 ==1943.
Дни: 273+240=513.
Поскольку число 513 превышает количество дней в году, нужно вычесть из него 365 дней, т. е. целый год, и увеличить число лет на единицу: 513-365== 148; 1943+1=1944.
Узнаем по таблице, какому месяцу и числу соответствует 148-й день простого года.
Ответ. 28 мая 1944 г.
Пример 2. На какое число григорианского календаря падает 26 абиб 1700 коптского года? Определяем: абиб—11-й месяц, следовательно, (10-30)+26== 326-й день коптского календаря. Годы: 1700+283== 1983.
Дни: 326+253 ==579.
Из 579 вычитаем 365, получается 214, прибавляем один год к григорианскому летосчислению (1983+1==1984).
По таблице узнаем, что 214-й день по григорианскому календарю придется на 2 августа.
Ответ. 26 абиб 1700 г. коптского календаря соответствует 2 августа 1984 г. григорианского календаря.
Если сумма дней, получаемая при сложении, превышает количество дней года, вычитать следует всегда 365 независимо от того, високосный это год или простой по европейскому календарю.
Пример 3. На какое число коптского календаря приходится День Победы 9 мая 1945 г.? По григорианскому календарю это будет 129-й день. Но так как число 129 меньше числа 253, которое необходимо вычесть, то «разменяем» один год на дни и получим 129+365=494.
Годы: 1944-283 ==1661.
Дни: 494-253=241.
Находим 241-й день по коптскому календарю: 241:30=8 (1 в остатке). Следовательно, прошло 8 полных месяцев. Остаток приходится на 9-й месяц. Это будет 1 башнас.
Ответ. День Победы 9 мая 1945 г. пришелся на 1 башнас 1661 г. по коптскому календарю.
Коптские месяцы сохранили древнеегипетские названия, разумеется, в арабском фонетическом звучании:
Мы рассказали о построении солнечных календарей. При всех их различиях они имеют один общий принцип — в их основу положен солнечный (тропический) год.
Не менее древний, чем солнечный, календарь лунный, о котором пойдет речь в следующей главе.
О времени и его измерении вы можете почитать здесь.