| | |
ЛЕДОВЫЙ ПЛЕН
Зимой многие моря и заливы покрываются прочным ледяным панцирем, а в высоких широтах обоих полушарий лед не тает круглый год. В ледовых районах для судов зимой начинаются тяжелые времена, так как лед не только затрудняет плавание, но в определенных условиях становится сильным активным противником. Воздух уже пропитан легким морозом, потемневший океан тяжело ворочает волнами, а порывистый ветер срывает вспененные гребни и бросает на судно водяные потоки, которые мгновенно примерзают к надстройкам, шлюпкам, мачтам, На всем появляется тонкая ледяная корка, которая нарастает с каждой волной, с каждым порывом ветра. Начинается обледенение - очертания судна принимают фантастический вид: вантовые канаты превращаются в толстые ледяные столбы, шлюпки скрываются в плотном коконе льда, отовсюду свисают огромные сосульки, на бортах и палубе — толстый слой льда. Огромные массы скопившегося на судне льда меняют положение центра тяжести, и судно может потерять остойчивость.
Угроза обледенения особенно велика для небольших рыболовных траулеров, которые месяцами работают в зимних водах Северной Атлантики, в районах Курильских островов и Камчатки.
В 50-х годах в Северной Атлантике погибло четыре английских и канадских траулера, а у берегов Камчатки и Курильских островов — 44 японских рыболовных судна. Скорость и характер обледенения зависят от многих факторов: конструкции судна, высоты волны и курса корабля. Наиболее интенсивно лед нарастает у носовой части, принимающей на себя больше всего воды. Скорость нарастания льда может достигать огромной величины. В 1959 году на
японском патрульном корабле «Дайто» проводились испытания характера обледенения. «Дайто» курсировал севернее Курильских островов и за одни сутки на нем скопилось 62 тонны льда, что составило
среднюю скорость обледенения 2,5 тонны в час.
Как только начинается обледенение, весь экипаж выходит на палубу для сколки льда всеми подручными инструментами: топорами, баграми, ломиками. Эта тяжелейшая работа на скользкой палубе при пронизывающем ветре длится сутками составляется специальное расписание, по которому каждый знает свои обязанности.
Судостроители ведут разработки по применению материалов, стойких к обледенению - лед практически не намерзает на стеклопластик, созданы красящие составы, препятствующие нарастанию льда. Для борьбы со льдом применяют стационарные и переносные воздухоподогреватели, но на сегодняшний день надежного средства против обледенения судов нет.
В высоких широтах мореплавание «затруднено не только обледенением, но и огромными ледяными полями, в которые вмерзают и становятся беспомощными даже крупные суда.
Северные широты издавна влекли к себе человека, который пытался достичь
полюсов земли. Русские
поморы и норвежские китобои в благоприятные летние месяцы проникали в далекие районы северных морей. Мореплаватели стремились найти
Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, чтобы добраться до южных морей кратчайшим путем. В 1733 году в России была организована Великая Северная экспедиция для изучения и нанесения на карту всего побережья Северного Ледовитого океана. По масштабам и результатам эта экспедиция действительно стала великой, не имеющей себе равных. Прошло еще 150 лет, пока первой экспедиции удалось за две навигации преодолен) Северо-Восточный морской путь. Этот переход совершил
шведский ученый и полярный исследователь Адольф Норденшельд на парусно-моторном судне «Бега» с корпусом, обшитым твердой породой дерева, но с паровой машиной мощностью 60 л. с.
Осуществить сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию удалось
ледокольному пароходу «Сибиряков», который вышел из Архангельска в конце июля 1932 года и 1 октября 1932 года завершил плавание, выйдя в
Берингов пролив.
|