1805 год приносит новые изменения в корабельной артиллерии. Было издано Положение, которое определяло род и калибр орудий
для разного типа кораблей. Так, на линейных кораблях устанавливались 36 – фунтовые пушки и 24 – фунтовые карронады, на
фрегатах устанавливались 24 – фунтовые пушки. Бриги вооружались только на верхней открытой палубе. Верхняя открытая
палуба по длине от носа к корме делились на бак, шкафут, шканцы и ют. Бак – это пространство верхней палубы от форштевня
до фок-мачты. Шкафут – часть верхней палубы между фок- и грот-мачтами. Шканцы – пространство от грот-мачты до бизань-мачты.
Ютом называлась часть палубы от бизань-мачты (на многомачтовых кораблях) или от грот-мачты на двухмачтовых кораблях до
гакаборта – задней оконечности кормы.
Крышки орудийных портов, которые наглухо закрывали их, изготовляли из толстых досок, обшитых поперечными, более тонкими
досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри, при помощи тросов, концы которых были заделаны в
рымах на верхней стороне крышки, а закрывались с помощью другого троса, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки.
На верхней палубе в фальшборте орудийные порты делали без крышек и называли полупортами. В петровские времена внешнюю
сторону крышек портов часто украшали инкрустацией в виде золоченого венка, вырезанного из дерева.
Размеры портов и расстояние между ними зависели от диаметра ядра. Так, ширина и высота портов составляли соответственно 6,5
и 6 диаметров ядра, а расстояние между осями портов – примерно 20-25 диаметров ядра. Расстояния между портами диктовали
нижние (самые крупнокалиберные) орудия, а остальные порты вырезались в шахматном порядке.
Расстояние между всеми нижними портами плюс расстояние от крайних портов к носу и корме определяло длину батарейной палубы,
а последняя – длину корабля и соответственно все остальные его размеры. Отсюда иногда в литературе встречается термин «длина
корабля по гондеку».