П.Боженко. Журнал "Моделист-конструктор" № 9 - 1990 год
Чертежи разработал С.Сулига.
Человек давно пробовал применить подводные аппараты в войне на море, но только к концу XIX века достижения науки и техники позволили реализовать давнюю идею на должном уровне.
В 1903 году известная фирма «Крупп» по собственной инициативе — с целью заинтересовать правительство и в надежде получить выгодные военные заказы—построила по проекту испанского инженера Р. Эквилея первую в Германии подводную лодку. Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения субмарина оказалась весьма заурядной. Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик водоизмещением в 17 т с одним электродвигателем в 65 л. с. и большой аккумуляторной батареей. На поверхности лодка ходила со скоростью 4,5 узла, под водой — 3,5 узла; могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед. Для сравнения отметим, что русская подлодка «Дельфин», также 1903 года постройки, могла уходить от берега на 200 миль, а в подводном положении на 28 миль.
В январе 1904 года внезапной атакой Порт-Артура Япония начала войну с Россией. Довольно скоро стало ясно, что, будь в осажденной базе одна-две подлодки, противник не мог бы вести ее тесную блокаду. Однако к началу войны в русском флоте имелась всего одна субмарина — упомянутый «Дельфин». Поэтому морское ведомство бросилось лихорадочно заказывать или покупать подлодки где только можно.
С этой целью в Германию выехал один из первых подводников России, командир лодки «Дельфин» капитан 2-го ранга Н. М. Беклемишев. 24 мая 1904 года он подписал контракт с фирмой «Крупп» на постройку трех лодок типа Е конструкции того же Р. Эквилея и предложил владельцу фирмы подарить экспериментальную субмарину в знак признательности за выгодную сделку. Получивший изрядную сумму русского золота Крупп не стал возражать, тем более что лодка уже сыграла свою роль «живой» рекламы.
Подлодку, получившую название «Форель», погрузили на железнодорожную платформу, и 14 июня 1904 года она прибыла в Россию на станцию Либава. В сложившихся условиях «Форель» была достаточно ценным приобретением по следующей причине. Все уже имевшиеся и заказанные лодки при отправке на Дальний Восток даже на специальном железнодорож-ном транспорте требовали снятия большой части оборудования — фактически полуразборки. Это очень увеличивало срок приведения их в боеспособное состояние. Только одна маленькая «Форель» помещалась целиком на платформе и сразу по прибытии могла быть готова к действию. Поэтому 22 августа ее после нескольких пробных выходов в море и погружений первым же эшелоном отправили на войну.
29 сентября 1904 года «Форель» прибыла во Владивосток и сразу же вступила в строй. Хотя ей не пришлось сталкиваться с противником, она тем не менее сыграла важную роль — роль «психологического оружия». Контр-адмирал русского флота Витгефт написал в 1900 году следующее: «Не давая еще вполне удовлетворительного результата в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него».
В течение пяти месяцев «Форель» была способна производить только «нравственное влияние», поскольку была... безоружной. Лодки отечественной постройки вооружались 38-сантиметровыми торпедами образца 1898 года. Германский «подарок» и строившиеся в Америке субмарины имели торпедные трубы калибра 45 см. Для них заказали 75 торпед фирмы Шварцкопфа марки В/50. Командир «Форели» просил выслать торпеды как можно быстрее, но из-за различных проволочек боезапас доставили только 29 марта 1905 года. До этого момента лодка несколько раз покидала базу и проводила холостые стрельбы. Совершила она и несколько боевых патрулирований, преимущественно в паре с «Дельфином», так как последний нес на борту имеющиеся в достатке русские торпеды. Сам факт их выхода в море очень много значил в глазах неприятеля, который, конечно же, получил об этом информацию от своей агентуры. Японцы очень опасались подлодок. В апреле 1904 года при подрыве у Порт-Артура броненосцев «Яшима» и «Хацусе» вся эскадра долго и ожесточенно стреляла в воду, считая причиной гибели кораблей атаку субмарин. В июле 1905 года японские миноносцы встретили в устье Амура маленький «полуподводный катер» «Кета», переделанный из подлодки Джевецкого 1881 года постройки, и быстро ретировались. Больше вражеские корабли в этом районе не появлялись. Организационно «Форель» с 1 января 1905 года числилась в составе Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. (Подлодки как класс кораблей были узаконены в русском флоте только с марта 1906 года.) Служба ее не изобиловала яркими страницами. С вступлением в строй новых лодок значение субмарины уменьшалось, и она все чаще оставалась на базе «в готовности к выходу».
После окончания русско-японской войны прогресс в области подводного плавания стал намного интенсивнее, и в результате боевое значение «Форели» быстро сошло на нет. С началом первой мировой войны большую часть субмарин, доставленных в свое время на Тихий океан, отправили на другие театры военных действий, но «Форели» среди них не было.
В 1912 году заводу Ноблесснер в Ревеле заказали для Тихого океана 4 подлодки типа «Барс», и одной из них присвоили имя «Форель». Правда, постройка «тезки» очень затянулась, так как ее начали переделывать в минный заградитель, но так и не закончили, разобрав недостроенной.
Окончательная судьба первой «Форели» не совсем ясна. Известно, что корпус лодки сохранялся во Владивостоке еще во времена гражданской войны. По некоторым источникам, бывшая «Форель» в 1921 году была продана «правительством» промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл.
Подводные лодки в русско-японскую войну,по мнению многих офицеров того времени, спасли Владивосток от японского штурма. Значительный вклад в такой исход событий внесла и «Форель», поскольку с сентября 1904-го до весны 1905 года она была единственной действующей субмариной нашего флота в дальневосточных водах.
Советы по моделированию.
Основные тактико-технические данные этих кораблей были следующими:
длина - 12,5 метра, ширина (без торпедных аппаратов) - 1,65 метра, водоизмещение - 17/18 тонн, скорость хода надводная/подводная - 4,5 / 3,5 узлов.
Экипаж 4 человека. Глубина погружения 30 метров. Высота корпуса с рубкой (без аварийного балласта) - 2,4 метра. Мощность электродвигателя 65 л.с.
Вооружение: 2 торпеды 450-мм.