Для постройки моделей кораблей и судов применяется древесина различных пород. Основные требования, предъявляемые к
ней: прочность, легкость в обработке, мелкослоистость и способность устойчиво сохранять заданную первоначальную форму.
К таким породам деревьев относятся липа, осина и тополь. Из них часто делают корпуса моделей кораблей и судов. В
судомоделировании применяют также сосну, ель, кедр - красное дерево, бальзу, ольховое дерево, грушу и некоторые другие породы.
Липа имеет однородную и мягкую древесину различных оттенков — от розового до белого. Легко обрабатывается как в
продольном, так и в поперечном направлениях. Из липы делают украшения и фигуры гальюнов на моделях парусных кораблей.
Сосна и ель обладают высокими механическими свойствами, хорошо колются и гнутся, особенно в замоченном и распаренном
состоянии. Их используют главным образом для изготовления стрингеров и различных реек при постройке корпусов моделей.
Изготовляя детали модели и особенно стрингеры, подбирают наиболее мелкослойную, с числом годичных слоев не менее 10 на
1 см. Слои должны располагаться параллельно, иначе рейки будут ломаться по скошенному слою.
Клен обладает твердой однородной мелкослойной древесиной белого цвета. Он плохо колется, однако хорошо лущится на шпон,
полируется и окрашивается любыми лаками. Обычно им фанеруют (покрывают) палубы моделей судов.
Кедр имеет слегка розоватый цвет, легко обрабатывается. Древесину кедра можно использовать для изготовления корпусов
миниатюрных моделей и орнамента украшений. На рисунке изготовление монолитного корпуса.
Красным деревом называют многие породы с древесиной от светло-коричневого до темно-красноватого цвета. Растет оно в
основном в Африке, Америке и на Антильских островах. На территории России встречается в Закавказье.
Древесина этого дерева ценится не только за красивый цвет и рисунок, но и за водостойкость. Она легко режется и
обрабатывается, хорошо лакируется и полируется. В судомоделировании дерево идет на изготовление настольных парусных
моделей. Особенна красиво выглядит палуба, выстланная (набранная) из отдельных тонких полосок (реек).
Ореховая древесина твердая, но хрупкая, имеет окраску от светло-серой до коричневой, с очень красивой слоистостью.
Хорошо полируется, лакируется и отделывается воском. Применяется в основном как отделочный материал при изготовлении
настольных моделей парусных судов.
Для молодой ольхи характерна белая окраска, а в более старом возрасте — красноватый цвет, переходящий в красно-коричневый.
Ольха имеет равномерную плотность, легко обрабатывается и режется. Хорошо принимает черную протраву (под черное и
красное дерево, палисандр и орех).
Вишневое дерево имеет твердую древесину желто-красного цвета, которая хорошо колется на тонкие дощечки. Протравленное
под красное дерево и отполированное, его легко можно принять за натуральное красное дерево и притом хорошего сорта.
Яблоня имеет красно-желтую или коричневую окраску, твердую, но менее плотную, чем клен, древесину, хорошо
воспринимает черную протраву. Протравленная походит на настоящее черное дерево.
Древесина груши имеет различную окраску — от светло-розовой до красной, очень плотная и однородная. Она прекрасно
обрабатывается режущими инструментами и хорошо полируется. Применяется для инкрустации макетов парусных кораблей.
Древесина самшита желтого цвета, мелкослойная, плотная и чрезвычайно твердая, хорошо поддается токарной обработке.
Поэтому она идет на изготовление блоков и штурвальных колес.
Для использования вместо черного дерева идет и казанский мореный дуб, пролежавший долгое время в воде (70—100 лет).
Он становится настолько похожим по весу и виду на черное дерево, что различить их можно только по запаху при горении.
На рисунке слева крепление вырезанной заготовки корпуса на стапельной доске.
Корпус из дерева. Вариант II.
Дерево. Наиболее распространенным и доступным материалом для постройки моделей является дерево, дешевое, легко
обрабатываемое и чрезвычайно прочное. Разные сорта древесины различаются по своей твердости и другим качествам. Не любой
кусок дерева можно использовать, так как в нем могут быть дефекты.
Основными из них являются:
оставшиеся от ветвей сучки, радиально пересекающие ствол дерева; они уменьшают прочность древесины, затрудняют покрытие
ее лаком;
трещины и пустоты между соседними годовыми кольцами, которые идут вдоль ствола и имеют серпообразную форму;
трещины, расщепляющие дерево в радиальном направлении и возникающие обычно при быстром высыхании или резком изменении
температуры; такие трещины могут находиться как на поверхности, так и внутри дерева. Первые имеют клинообразную форму
и идут от поверхности ствола к центру, а вторые — звездообразную и направлены от центра к поверхности.
Не пригодна для постройки моделей древесина с такими дефектами, как, например, проходы от древоточцев, гниль и т. д., на
которых подробно нет возможности останавливаться.
Древесину нужно просушить и после этого тщательно осмотреть для выявления пороков. Небольшие дефекты можно
ликвидировать с помощью специальных приемов, о которых будет сказано далее. (Иначе может случиться беда, как в случае с яхтой капитана дальнего плавания Врунгеля Х.Б., смотрите ричсунок).
Для постройки моделей судов требуются, как правило, куски небольших размеров. Чаще всего применяют древесину кедра.
Она имеет слегка розовый цвет, малую плотность. Смолистая, мягкая и мелкослойная древесина кедра легко обрабатывается,
поэтому используется для разных работ. На судах из нее выполняют только орнамент и украшения. Кедр имеет много сучков,
но они мягкие и легко обрабатываются. При постройке небольших корпусов все же следует выбрать кусок с наименьшим количеством
сучков. (На рисунке слева ниже проверка толщины корпуса с помощью кронциркуля).При постройке больших корпусов, например спортивных моделей, сучки нужно высверлить и на их места поставить
деревянные пробки: это необходимо сделать для получения безупречно ровной поверхности, все участки которой будут одинаково
впитывать лак,
Древесину кедра используют для постройки корпусов старинных и современных судов, шлюпок больших моделей (спасательных
и ялов) и наборных корпусов. Из небольших досок или отходов обработки древесины кедра выполняют надстройки, небольшие детали
и несложную резьбу.
Орех имеет красивейшую и ценнейшую древесину, очень плотную, трудно колющуюся, поэтому из нее часто изготовляют планки
обшивки борта и палубы, шпангоуты, маленькие колонны (пиллерсы и балясины), релинги, а также надстройки старинных судов.
Некоторые породы ореха, например американского, отличаются по цвету, что позволяет подобрать необходимый оттенок. Однако
желательно, чтобы он как можно больше походил на цвет дуба, древесина которого была ранее наиболее распространена в судостроении.
Древесина липы однородная и мягкая, различных оттенков,
от розового до белого. Она не имеет трещин, и легко обрабатывается как в поперечном, так и в продольном направлениях, но не
обладает большой прочностью и подвержена действию древоточцев. Из липы изготовляли украшения и фигуры гальюна для настоящих
судов, в морском моделизме — надстройки и планки обшивки борта и палубы.
Самшит — древесина желтоватого цвета, мелкослойная, плотная и чрезвычайно твердая, хорошо поддается токарной обработке.
Поэтому она идет на изготовление блоков, цапф, штурвальных колес, небольших колонн. Оливковое дерево тоже пригодно для
изготовления мелких деталей.
Кроме перечисленных пород деревьев в судомоделизме используют дуб, вяз, бук (для изготовления шпангоутов), приморскую
сосну, красное дерево, тик, клен (для обшивки), желтую или белую пинию сосну, пихту, ель и американскую смолистую сосну (для
мачт спортивных или обычных моделей). Из древесины этих деревьев в зависимости от потребностей изготовляют рейки и доски.
Фанера. Для изготовления фанеры нечетное число тонких листов древесины—шпона—склеивают: под давлением, причем слои
соседних листов должны располагаться перпендикулярно друг другу. (На рисунке крепление корпуса на подставках для выдалбливания внутренней части корпуса).
В судомоделизме применяют следующую фанеру:
березовые листы различной толщины, в том числе 0,8; 1,0 и 1,5 мм. Из нее выполняют палубы любых моделей, обшивку плоскокилеватых
корпусов и шпангоуты. Это самая лучшая и самая прочная фанера;
буковые листы, чрезвычайно малой толщины; можно использовать вместо березовых;
листы из тополя толщиной 8—10 мм. Это легкая, но менее проч-ная, чем березовая, фанера предназначена исключительна для постройки
шпангоутов. Для палуб парусных спортивных моделей иногда применяют фанеру из дуба или красного дерева.
Фанеровка. Под фанеровкой понимают приклеивание шпона — очень тонкого листа из благородного дерева—на малоценную
древесину. Шпон получают из различных пород деревьев. В моделизме используют шпон из ореха, красного дерева и клена. Из него
вырезают маленькие полоски для обшивки старинных судов, при этом полоски на короткое время опускают в воду (это так называемый
влажный способ). Иногда применяют шпон, наклеенный на бумагу.
Клеи. Деревянные части соединяют, смазывая их поверхности клеем. Высохнув, большинство клеев одновременно, придает
соединениям и большую прочность.
В судомоделизме чаще всего применяют столярный клей трех сортов: костяной, мездровый и рыбий (ихтиоколь). Костяной и
мездровый клеи используют в качестве своеобразных грунтовок, шпаклевок, а также для склеивания мелких деталей.
Для приготовления клея клеевые пластинки замачивают в воде по крайней мере на 10—12 ч (1 кг клея на 2 л воды), затем
добавляют 5 или 6 л воды и выпаривают. В последнее время вышеперечисленные органические клеи успешно заменил виниловый
клей, пригодный для любых работ.
Широко распространены и синтетические клеи, но они быстро высыхают, поэтому работать с ними следует с большой
осторожностью.
Крепежный материал. Большинство деталей скрепляют гвоздиками и шурупами. Желательно применять медные или латунные
гвоздики небольшого диаметра и латунные шурупы. При работе с твердой или легко колющейся древесиной в местах установки гвоздей
или шурупов необходимо предварительно просверлить отверстия. Если применяют шурупы с потайной головкой, то отверстия следует
заранее раззенковать с помощью зенкера или спирального сверла.
Металл. При изготовлении моделей чаще всего используют латунь, которую можно паять, сверлить и вообще легко обрабатывать.
Существуют различные марки латуни, но наиболее распространены литейная и деформируемая. Последняя — мягче и легче
обрабатывается, первая — тверже и жестче. В продаже латунь встречается в виде прутков с круглым, четырехугольным сечением
или в виде профилей» листов и полос различной толщины. Эти заготовки подходят для любых работ по изготовлению оборудования
модели.
Некоторые детали изготовляют из листов цинка и профилированного алюминия.
На рисунке внизу модель галиона с монолитным корпусом к моменту окончания работы над корпусом.
Корпус из картона.
Для постройки моделей из картона применяют в основном бумажные материалы: различную бумагу, картоны, фетры, фибру и т.д.
Бумажные материалы различаются по поверхностной плотности и классам. Наряду с классом бумаги указывают ее массу и формат.
При постройке моделей из картона используют следующие виды бумаги:
однослойный картон (от 140 до 320 г/м2);
многослойный картон с проклейкой (от 160 до 3150 г/м2).
Чертежная калька применяется главным образом для копирования и выполнения тушью или каранда-шом технических рисунков и
чертежей, с которых можно сделать отпечаток на светочувствительной бумаге. С кальки можно перевести (под копирку) чертеж на
картон, из которого предполагается строить модель.
Промышленность выпускает чертежную кальку класса III (от 60 до 80 г/м2) в листах форматов А2, АЗ, А4, и В1, в кипах размером
610Х860 мм, а также в рулонах шириной 1500 и 1600 мм.
На изготовление чертежной кальки идет специальная целлюлозная масса, получаемая из древесины сосны. Ее подвергают мелкому
размолу, отчего она делается коротковолокнистой и при дальнейшей обработке — равномерно прозрачной. Чертежная калька
обладает высокой механической прочностью — ее можно применять как для выполнения технических чертежей и рисунков, так
и для изготовления мелких элементов модели судна. Калька не воспринимает краски, однако на ней хорошо работать тушью.
Писчая бумага (машинописная) имеет обычно белый цвет и матовую поверхность. Ее выпускают классов III и V в листах форматов
АЗ и А4. Эта бумага отличается определенной жесткостью. Направление волокон ее ориентировано, как правило, вдоль длинной
стороны листа. (На рисунке вычерчивание профиля корпуса, включая надстройки, на продольной вертикальной плоскости деревянного бруса).
Писчую бумагу используют для выполнения многих мелких элементов модели: тонких трубочек либо склеенных в несколько
слоев элементов, таких как якоря, обрамления для иллюминаторов, дверей, украшения и т. п.
Рисовальный картон (до 200 г/м ) выпускается в блоках, листах форматов А1, А2, АЗ, А4 и кипах размером 610Х860 мм. Обычно
он жесткий, имеет шероховатую поверхность. Является хорошим материалом для постройки моделей.
Чертежный картон (так называемый бристоль) производят в основном класса III (от 160 до 250 г/м2). Он белого цвета, с проклейкой,
плотный, имеет матовую поверхность. В продажу поступает в листах, форматов АО, А1 или в рулонах длиной 10 м.
Чертежный картон используют для придания элементам модели жесткости либо для подкрепления отдельных узлов модели,
например наружной стороны палуб (картон приклеивают к картону); из него делают также надстройки, различные ограждения,
обрамления, решетчатые площадки, спасательные круги и другие элементы.
Однослойный картон выпускается классов III—VII (от 160 до 320 г/м2) разных форматов и обычно идет на изготовление различных
открыток, папок для деловых бумаг и т. п. У него гладкая, почти атласная, поверхность. Из такого картона делают наиболее сложные
элементы судовых моделей. При этом с успехом можно использовать старые открытки, оклеив их с одной стороны белой бумагой.
Многослойный картон изготовляют из древесной стружки и целлюлозы. Самый непрочный — белый картон, более прочный —
светло- коричневый и самый прочный— серый, вырабатываемый из маку-латуры. Серый картон очень плотный (сильно спрессован)
и гладкий с обеих сторон. Все виды этого картона выпускаются в листах форматом 700Х1000 мм, упакованных в кипы массой по 25 кг.
На кипах ставят численную маркировку (от 8 до 125); чем число меньше, тем картон толще: например, число 8 означает, что в кипе
8 листов массой по 3 кг каждый, число 125 показывает, что в кипе 125 листов массой по 0,2 кг каждый.
Картон не всегда имеется в продаже, и тут моделист может проявить массу изобретательности. Для работы можно использовать
различные упаковочные коробки — из-под обуви, кондитерских изделий, а также старые открытки, ненужные иллюстрации.
При работе с бумагой и картоном необходимо обращать внимание на направление волокон, которое можно определить разными
способами: разрывом бумаги в двух направлениях — вдоль и поперек (если линия разрыва близка к прямой, то волокна расположены
продольно, если она получилась неровной, ломаной, то поперечно), растягиванием сухой и мокрой бумаги (если в одном из
направлений она растягивается плохо, то волокна расположены продольно).
Направление волокон можно определить также растягиванием вырезанных из двух сторон бумажного листа полосок (стороны
должны быть перпендикулярны друг другу). Если полоска жесткая, тянется плохо, то волокна расположены продольно, если же полоска
эластична, то поперечно. Эти качества бумаги имеют значение при формировании отдельных элементов модели из картона: в
частности, следует учитывать направление волокон при скручивании бумаги. Волокна должны быть направлены
перпендикулярно направлению скручивания. Иное направление волокон в этом случае приводит к сморщиванию бумаги, а иногда
и к разрыву.
Проволоку — от самой тонкой до толстой (диаметром до 3 мм) — используют при моделировании до-вольно часто. Из проволоки
можно делать антенны, мачты, кран-балки, стойки для ограждений, пулеметы, пушки и т. п. Обычно с приобретением проволоки
трудностей нет— она продается в специализированных магазинах. Кроме того, можно использовать канцелярские скрепки, медную
проволоку из электропроводов старых бытовых приборов.
Дерево применяют для изготовления мачт, стрел, гафелей, реев, пушек и т. п. Лучше всего для этой цели подходит сосна, имеющая
плотные и ровные годичные кольца. Можно также использовать деревянные рейки для моделирования, которые продаются в магазинах.
Для мачт идеально подходят палочки-древки, к которым крепятся флажки, что продаются в магазинах игрушек. После некоторой
обработки из них получаются эффектные мачты, особенно для старинных парусников. Мелкие элементы — пулеметы, небольшие
пушки — можно делать из спичек.
Для улучшения внешнего вида модели можно палубу и другие элементы сделать из тонкой облицовочной фанеры (шпона),
толщина которой от 0,1 до 0,5 мм.
Нитки льняные и хлопчатобумажные различных цветов, а также шпагат применяют для изготовления релингов, антенн, такелажа
парусников и т.д.