Заложен в Николаеве на заводе имени А. Марти в ноябре 1935 года под названием «О. Ю. Шмидт». Спущен на
воду в 1938 году, в следующем году переименован в «А. Микоян». Вступил в строй в августе 1941 года.
Водоизмещение полное 11 242 т, длина наибольшая 106,7 м, ширина 23,2 м, максимальная осадка 9,0 м носом и 9,15 м кормой. Корпус имеет четыре палубы и десять водонепроницаемых переборок, непотопляемость сохраняется при затоплении двух любых отсеков. Энергетическая установка состоит из трех паровых машин тройного расширения мощностью по 3300 л. с., пар вырабатывают 9 огнетрубных котлов шотландского типа. Запас угля (2900 т) обеспечивает дальность плавания в 6000 миль. Максимальная скорость хода 15,5 узла. Экипаж — 138 человек (по
штату мирного времени).
При постройке модели ледокола следует иметь в виду следующее. Все четыре судна этого типа строились довольно долго, и уже в ходе строительства в проект внесли значительные изменения. Так, в частности, отказались от трех гидросамолетов, которые первоначально предполагалось разместить в кормовой части палубы. К сожалению, большинство хранящихся в музеях страны моделей ледокола «А. Микоян», а также его опубликованные схемы и изображения (например, в журнале «Техника—молодежи», № 8 за 1976 год) представляют так и не реализованный, проектный вид. Поэтому предлагаемые читателям чертежи представляют собой попытку реконструкции подлинного облика корабля, выполненную по проектным чертежам с многочисленными исправлениями по фотографиям.
Все четыре ледокола серии неоднократно модернизировались и перевооружались. Внешний вид «А. Микояна», показанный на чертежах, относится к моменту включения его в состав ЭОН-18 (август 1942 года). В это время вооружение корабля включало три 76-мм зенитные пушки и десять 20-мм автоматов «эрликон». Заметим, что чертежей установки вооружения не сохранилось, поэтому некоторые элементы (вид сверху на площадки под 76-мм пушки, размещение автоматов в средней части палубы) выполнены по имеющимся фотографиям. После войны «А. Микоян» разоружили, и на корабль вернулись демонтированные ранее два поворотных крана (на место ближних к носу «эрликонов»). Позже грот-мачту сняли и в корме оборудовали вертолетную площадку.
Внешне две пары ледоколов легко отличить по дымовым трубам: у судов ленинградской постройки они вертикальные, а у николаевских—с наклоном в 1/12 назад.
Все четыре ледокола верно служили Родине в течение долгого времени. «А. Микоян», «Адмирал Лазарев» (бывший «Л. Каганович») и «Адмирал Макаров» (бывший «В. Молотов») были исключены из списков флота в конце 60-х годов. А капитально перестроенную в 1958 году во Владивостоке «Сибирь» (такое название получил головной «И. Сталин») сдали на слом только в 1973 году.