Паруса служили для приведения судна в движение и состояли из разного числа сшитых полотнищ парусины. Существует два главных типа парусов -
прямые и косые. Прямые паруса несут на реях, косые - на штагах (стаксели) и на гафелях (трисели).
Все паруса были треугольными или четырехугольными.
Внешние кромки парусов, обшитые ликтросом, называют шкаторинами. В зависимости от их положения на прямых парусах
различают верхнюю (реевую), боковые и нижние шкаторины. Треугольные паруса имеют переднюю (штаговую),
заднюю и нижнюю шкаторины. У четырехугольных триселей различают верхнюю, переднюю (мачтовую), заднюю и нижнюю шкаторины.
Углы парусов тоже имеют названия. Так, на прямых парусах различают нижние углы - шкотовые - и верхние - ноковые.
У треугольных стакселей - фаловый, шкотовый и галсовый; у четырехугольных стакселей и триселей верхние углы - внешний нок-бензельный и внутренний
верхний галсовый и нижние - соответственно шкотовый и галсовый.
Лицевой, или передней, стороной у прямых парусов называют сторону, обращенную к корме, а изнанкой, или задней стороной - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону,
обращенную к левому борту, а лицом к правому.
Паруса - соединение нескольких полотнищ парусины, сшитых вместе,
поверхности которых вследствие сопротивления давлению ветра двигают корабль.
Быть под парусами - иметь паруса поставленными.
Держать полные паруса - править относительно ветра так, чтобы паруса хорошо
надувались (стояли).
Кроить паруса - вырезать их из парусины по определенным меркам и шаблонам.
Крепить паруса - прихватывать их сезнями к реям, гафелям, мачтам и т.д.
Наполнить паруса - занять такое положение относительно ветра, чтобы от
действий последнего они надулись.
Нести паруса - иметь на ходу паруса поставленными.
Обстенить паруса - поставить паруса так, тобы ветер дул в переднюю их сторону,
то есть чтобы паруса легли на стеньги.
Отдать паруса - отвязать сезни, которыми паруса закреплены.
Паруса полощут - выражение, означающее, что паруса не надуваются туго
ветром, а треплются.
Прибавить парусов - увеличить число парусов или площади некоторых из них,
отдав рифы.
Убавить парусов - уменьшить число парусов или взять у них рифы.
Форсировать парусами - нести большую парусность, чем позволяет сила ветра,
для достижения максимальной скорости хода.
Взять рифы у парусов - уменьшить площадь парусов.
Закрепить паруса - обвязать их сезнями.
Отвязать паруса - отвязать реванты, которыми паруса были привязаны к лееру.
Перебрасывание парусов - это случается с косыми парусами, когда судно идет
на фордевинд и рыскнет немного в сторону.
Перекинуть паруса на другой галс - перенести паруса, на повороте, когда
они сами не идут.
Переменить паруса - заменить паруса другими.
Поднять паруса до места - подтянуть фалы, чтобы паруса были подняты до
предельного положения.
Поставить паруса - раскрепить их и поднять или вытянуть шкоты, смотря
по способу постановки.
Привязать паруса - привязать паруса к лееру у рея или пришнуровать
к гафелю, рейку и пр.
Выдраить паруса - обтянуть, выбрав шкоты втугую.
Убрать паруса - свернуть и увязать на места.
Паруса долой - команда на шлюпке для уборки парусов.
Паруса на гитовы - приказание подтянуть паруса гитовыми к мачтам,
делается для уменьшения площади парусности.
Парус побежал - судно пошло.
Паруса поднять - приказание, отдаваемое на шлюпке.
Парус хорошо стоит - хорошо растянут или поднят, то есть не имеет
морщин и не висит мешком.
Парусное вооружение:
- гафельное, если паруса привязаны к гафелям;
- латинское , если все паруса треугольные и пришнурованы передней
шкаториной к мачте и стеньге;
- рейковое, если паруса привязаны к рейкам;
- разрезное рейковое с одним парусом, называемым разрезным фоком, у
которого кливер (четырехугольный) и фок наверху сшиты вместе;
- шпринтовое, если передняя шкаторина паруса пришнурована к мачте,
а парус растягивается наклонным шестом (шпринтовом), упирающимся в
верхний угол паруса и в стропку у мачты.
Паруса верхние - все паруса судов с прямым вооружением, начиная с марселей
и выше.
Паруса гротовые - паруса, которые ставятся на грот-мачте.
Паруса задние - паруса на грот- и бизань-мачтах.
Паруса запасные - второй комплект парусов, хранящийся на корабле на случай
замены парусов, находящихся в употреблении.
Паруса Каннингама - паруса, применяющиеся на мелких судах. Рифы у таких
парусов берутся с помощью наворачивания их на рей.
Паруса косые - паруса, которые ставятся вдоль судна и ходят по штагам и
леерам или привязаны к гафелям.
Паруса крюйсельные - паруса, которые ставятся на крюйс-стеньге и
крюйс-брам-стеньге.
Паруса латинские - треугольные паруса, у кторых верхняя часть передней
шкаторины пришнуровывается к стеньге, а нижняя привязывается к сегарсам,
ходящим по мачте.
Паруса летучие - паруса, убирающиеся вместе со своими реями (бом-брамсель).
Паруса люгерные - косые паруса, пришнуровываемые к рейкам.
Паруса нижние - фок и грот у судов с прямым вооружением.
Паруса передние - паруса на фок-мачте и впереди нее.
Паруса прямые - паруса, которые привязываются к реям и ставятся поперек
судна.
Паруса разрезные - прямые паруса, разделенные надвое, в целях облегчения
работы с ними.
Паруса сквозные - паруса с отверстиями для прохода воздуха.
Паруса треугольные - паруса треугольной формы, поднимающиеся обычно по
штагам или леерам, для чего их передние кромки (шкаторины) привязываются
к раксам.
Паруса фоковые - паруса, которые ставятся на фок-мачте.
Паруса шлюпочные - паруса, которые ставятся на шлюпках.
Паруса штормовые - паруса меньшего размера по сравнению с обычными,
сшитые из самой толстой и прочной парусины.
Парусина - толстая плотная ткань, обычно из льна или из пеньки.
По цвету делится на 2 сорта - серую и белую. Различается по номерам.
Самая толстая - № 1, самая тонкая - № 8. |
|
Сайт управляется системой uCoz
|