Освоив изготовление силуэтных моделей, на постройку которых у вас уйдет всего час-два, вы легко можете перейти к
настольным моделям, а затем и к самым сложным - масштабным. Все постигается в сравнении. Итак, читайте внимательно и делайте.
И не бойтесь! Все очень и очень просто!
Из книги А.Карпинского и С.Смолиса "Модели судов из картона"
После освоения технологии постройки силуэтных моделей можно переходить к более сложному этапу
судомоделирования — к постройке моделей по ватерлинию. Такие модели выполняют из разноцветных листов картона по
брошюрам, которые выпускают различные издательства. Это упрощенные модели. Их корпус
строят только по ватерлинию, до минимума ограничено и палубное вооружение.
Постройка моделей по ватерлинию может представлять интерес для молодежи, еще не имеющей большого опыта в
изготовлении моделей из картона. Их можно строить на занятиях по труду в школе, в кружках и самостоятельно. Тщательно
выполненные настольные модели выглядят весьма эффектно и могут служить прекрасным наглядным пособием.
Несколько таких моделей можно разместить для большей наглядности на фоне имитирующей поверхность моря ткани
цвета морской волны, соответствующим образом собранной в складки - «волны», что придает модели эффектный зрелищный
вид.
Модели по ватерлинию в зависимости от размера выполняют различными способами. Например, для изготовления
модели небольшого парусника «Катти Сарк» (рисунок внизу) потребуется не более 1 ч. Достаточно из куска картона средней толщины
вырезать днище, сделать в нем отверстия для мачт, затем вырезать заготовку переведенной на картон палубы вместе
с бортами, склеить их в носовой и кормовой частях и приклеить к ним днище. Мачты и бушприт делают из палочек,
прикрепляют к ним паруса, затем на клею вставляют их в отверстия на палубе — и модель готова.
«Катти Сарк» (в переводе с английского означает «короткая рубашка») — клипер, построенный в 1869 г. в Англии.
Длина его с бушпритом равна 83,8 м; ширина — 11м; осадка — 7 м. Он установлен в качестве музейного экспоната в
сухом доке под Лондоном и всегда привлекает массу туристов.
Большего труда потребует изготовление модели рыболовной базы. Здесь необходимы некоторое воображение и
определенная смекалка. Прежде чем приступить к работе, моделист должен в деталях представлять технологию постройки
модели, выполнения палуб, надстроек, дымовых труб, спасательных шлюпок, вентиляторов, якорей и т.п. Необходимо
также разработать рабочий чертеж судна.
Набор корпуса модели рыболовной базы можно сделать следующим образом. Переводят с чертежа твердым
карандашом на кальку по пунктирным линиям днище модели. С кальки переносят через копирку чертеж на картон.
По сечениям корпуса вырезают из картона 3, 6, 7, 8 (не обязательно все 10) шпангоутов. Шпангоуты будут служить
одновременно стенками надстроек: носовой, в средней части судна и кормовой. Шпангоуты приклеивают в
соответствующих местах к днищу встык и ужесточают их, приклеивая с обеих сторон угольники, сделанные из картона.
К шпангоутам прикрепляют палубы из толстого картона, поверх которых накладывают тонкий белый картон, затем
приклеивают поясья обшивки бортов и устанавливают палубное оборудование. При постройке крупных моделей,
например военных кораблей, сухогрузных судов, где необходим жесткий набор корпуса, можно применять продольные
балки — ДП (киль), выполненные из одного
цельного куска толстого картона либо из нескольких склеенных между собой с помощью соединительных полосок кусков.
К вырезанному из картона днищу приклеивают ДП (киль), шпангоуты и бортовые крепления, также вырезанные из картона.
Подготовленный таким образом набор гарантирует жесткость корпуса, а модель после приклеивания картонных бортов и
палубы будет иметь ровные боковые линии.
К другому типу корпусов настольных моделей относятся так называемые кессонные корпуса, при постройке которых
к днищу модели приклеивают похожие на ящики кессоны, охватывая боковыми стенками по нескольку кессонов.
Построенные этим способом корпуса также имеют необходимую жестокость и не деформируются.
Способом выполнения набора, показанным на рисунке (так называемая «переборочная» конструкция), строят
настоящие корабли. Вначале заранее оклеивают картоном переборки, затем картоном с зубчиками, приклеиваемыми
к переборкам,— борта, сверху на набор наклеивают картонную же палубу. Постройка наборов такой конструкции требует
большого труда, но зато корпус получается прочным и красивым. (На рисунке внизу чертеж парусника "Катти Сарк").
Наборы корпусов можно строить также следующим образом. Из прочного картона делают подкрепления для бортов и
палубы, приклеивая снизу шпангоут. Затем складывают картон пополам, склеивают обе половинки, отгибают наружу
лепестки и приклеивают к бортам и палубе. На подготовленный таким способом набор наклеивают заготовки бортов и
палубы. Выполненный так набор корпуса имеет высокую жесткость, его можно делать без днища.
Внизу "Ринаун" - тяжелый британский крейсер, настольную модель которого вы можете сделать.