Для того, чтобы избежать возможности столкновения в темное время суток, все суда и корабли при стоянке на якоре или на ходу должны нести в период от захода до восхода солнца так называемые судовые огни.
Различных судовых огней на каждом корабле много. Они могут быть как установленными постоянно, так и вывешиваемыми на фалах временно при некоторых обстоятельствах. На моделях кораблей и судов требуется установить только постоянные судовые огни.
На большом (более 50 метров) двухмачтовом гражданском судне по бортам примерно на высоте верхней палубы или мостике устанавливают бортовые отличительные огни (правый – зеленый, левый – красный) с сектором освещения 112,5 градуса.
На фок-мачте помещают нижний топовый белый огонь с сектором освещения 225 градусов и два аварийных красных огня с круговым (360 градусов) освещением.
На грот-мачте выше переднего топового огня на 4,57 метра находится второй, верхний топовый огонь с передним сектором освещения 225 градусов.
В корме имеются два ходовых огня – гакабортный огонь, освещающий дугу горизонта в корму с сектором освещения 135 градусов, и над ним буксировочный желтый огонь тоже с сектором освещения 135 градусов.
Малые суда (длиной от 12 до 50 метров) с одной мачтой несут такие же судовые огни, как и двухмачтовые, кроме верхнего топового огня из-за отсутствия грот-мачты.
На буксирных судах на мачте устанавливают дополнительно два белых буксирных огня 135 градусов, а на трубе – гакабортный огонь.
На военных кораблях кроме судовых огней, расположенных так же, как и на гражданских судах, имеются некоторые дополнительные огни.
Белый флагманский огонь помещается с задней стороны грот-мачты ниже верхнего топового огня (обычно на уровне стеньги) и дает в корму сектор освещения, равный 135 градусам. Тот корабль, на котором находится флагман, несет флагманский огонь как на якоре, так и на ходу.
Кильватерные два огня служат для правильного движения ночью в кильватер впереди идущего корабля. Верхний кильватерный огонь устанавливают на грот-мачте или специальной стойке, а нижний – над гакабортным огнем. Сектор освещения этих огней в корму всего 10 градусов.
Клотиковый (круглый) огонь служит для световой связи и сигнализации. Он состоит из двух или трех ламп, из которых одна красная, а остальные белые.
Изготовление судовых огней мелкомасштабных моделей довольно простое – их вытачивают из оргстекла в виде маленьких цилиндров. Кожухи бортовых отличительных огней вырезают из фольги латуни или меди и спаивают.
На рисунке - расположение судовых огней на судне длиной более 50 метров :
1 - бортовые отличительные, 2 - нижний топовый, 3 и 5 - буксирные, 4 и 6 - аварийные, 7 - верхний топовый, 8 - гакабортный,
9 - буксировочный.
А на этом рисунке - расположение судовых огней на военном корабле:
1 - штаговый, 2 - отличительный, 3 - нижний топовый, 4 и 6 - буксирные, 5 и 7 - аварийные, 8 и 9 - клотиковые,
10 - верхний топовый, 11 - флагманский, 12 - верхний кильватерный, 13 - якорный гакабортный, 14 - нижний кильватерный, 15 - ходовой гакабортный.
А здесь вы видите различные типы фонарей судовых огней:
1 - бортовой, 2 - топовый, буксирный, 3 - гакабортный, 4 - клотиковые, 5 - кильватерный, 6 - кожух бортовых огней.
Часть 2
Фонари парусных кораблей
Фонари (огни) различной формы выставляют на определенном месте на судне.
Отличительные огни.
Кормовой фонарь в 16 - 18 вв был большим, богато украшенным. В корпус его вставляли многочисленные стекла. Ставили фонарь
на металлическом штоке, который выдавался над флагштоком. Адмиральские суда и галеры на корме несли три фонаря: один посредине
и два по бокам на ограждении. Сейчас кормовой огонь называют гакабортным и ставят на кормовой оконечности судна.
Судно адмирала или командующего флотом несло фонарь на марсе. Теперь подобный белый огонь, расположенный выше кормового огня, называют флагманским.
Кроме этих огней в различных местах судна устанавливали иногда несколько огней средней величины в соответствии с существовавшими
правилами.
Якорным огнем называют белый огонь, который поднимают на носу (а при больших размерах судна и на корме), когда оно стоит на якоре.
Ходовыми топовыми огнями называют, как отмечалось выше, белые огни, которые выставляют на носовой мачте (их обычно два).
Парусные суда несли в носовой части по бортам бортовые отличительные огни: на правом борту - зеленый, на левом - красный. Применять их стали
с первой половины 19 века.
Переносные фонари.
Ранее существовали "боевые" фонари, применявшиеся канонирами, фонари четырехоконные с неснимаемыми стеклами,
предназначенные для работы в пороховом погребе, слепые или глухие фонари, то есть затемненные.
Переносные лампы применяют и в настоящее время.
На рисунке внизу слева направо старинные фонари:
1 - галерный кормовой, 2 - кормовой 15 века, 3 - кормовой 16 века, 4 - кормовой 17 века, 5 - кормовой 18 века, 6 - "марса-огонь".
Теперь посмотрите в цвете. Внизу на рисунке огни военного корабля (слева вид с кормы, в центре - правый борт, справа - вид с носа):