Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.
Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь парус, которые позволяют при свежем ветре зарифлять—уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины—риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-сезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.
На парусах делают еще ряд кренгельсов—кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.
Для крепления к рею вдоль верхней шкаторины прямого паруса делают люверсы (круглые отверстия), обшитые (обметанные) парусными нитками или обделанные медными кольцами, через которые продевают отрезки, скрученные из трех-четырех каболок — реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея.
У прямых парусов люверсы расположены вдоль верхней шкаторины, у кливеров и стакселей — вдоль передней, а у триселей — вдоль верхней, нижней и передней шкаторин.
Паруса в XVIII в. крепили непосредственно к рею при помощи ревантов, проходивших через люверсы верхней шкаторины. На реванте,
для того чтобы он не выскочил из люверса, делали два узла, диаметр которых был больше диаметра люверса, аналогична риф-сезням в риф-гатах. В ноковых углах ставили очень длинные реванты, так чтобы из его каждых половинок можно было сделать несколько шлагов вокруг рея. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы.
Детали косых парусов
Косые паруса (стаксели; кливера), как и прямые, имели подогнутые кромки, были обшиты ликтросом, соответствующими рифами, кренгельсами, бантами, боутами, были оборудованы люверсами.
Кливера и стаксели ходили по штагам и леерам и крепились к ним при помощи деревянных или метал-лических раксов или специальным тросом—слаблинем, проходившим через люверсы косой шкаторины паруса и огибавшим леер или штаг.
Косые гафельные паруса (латинский, косая бизань и трисель) имели также подогнутые кромки по периметру, были обшиты ликтросом, имели рифы, кренгельсы, боуты, банты и люверсы. Шкаторину паруса, прикрепляемую к гафелю, называют верхней или косой, шкаторину, прикрепляемую к мачте или трисель-мачте,—передней или стоячей, кормовую—задней или шкотовой, последнюю—нижней.
На рисунке - крепление прямого паруса к рею: а - в 19 веке, б - в 17 веке, в -
наложение шлагов вокруг рея, 1 - рей, 2 - верхняя шкаторина паруса, 3 - леер
рея, 4 - люверсы, 5 - реванты, 6 - ноковый кренгельс, 7 - бензель нокового
кренгельса, 8 - ликтрос.
Верхний передний угол называют верхним галсовым, задний верхний—нок-бензельным, передний нижний—галсовым и задний нижний — шкотовым.
Гафельные паруса (косая бизань и трисель) присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей—сегарсов, к гикам их крепят при помощи сезней или, как и латинские паруса, к реям,— слаблинем, огибающим гик или специальный проводник, натянутый по гику.
Все паруса в зависимости от их места расположения на рангоуте имеют каждый свое наименование без приставок или с различными приставками—фор, бом и брам.
Шьем паруса
Настоящие паруса для кораблей и судов шили из льняных, пеньковых и хлопчатобумажных (для клиперов) тканей. Парусина из льняных и пеньковых тканей имела светло-серый цвет, американские клипера несли белые хлопчатобумажные паруса.
Паруса для настольных моделей кораблей обычно изготовляют из плотной и тонкой хлопчатобумажной ткани, например из перкали или батиста, паруса для спортивных моделей яхт шьют из синтетических тканей типа лавсана, дакрона и т. п.
Для того чтобы парусам придать светло-серую окраску, надо ткань подержать в воде, слегка окрашенной серой анилиновой краской, затем растянуть ее между гвоздиками и дать просохнуть или выгладить горячим утюгом.
На рисунке - крепление кливеров и стакселей к штагам: а - при помощи раксов, б -
при помощи слаблиня, 1 - леер, 2 - парус, 3 - ракс, 4 - слаблинь.
По чертежам из плотной бумаги вырезают шаблоны парусов, накладывают их на растянутую ткань и карандашом обводят контуры парусов с припуском на подшивку. У вырезанных парусов подгибают края и подшивают мелкими стежками на швейной машинке. Парус надо прострочить на машинке и в вертикальном направлении, имитируя этим сшитые полотнища паруса.
К краям паруса вручную пришивают тонкий шнурок—ликтрос, Шнурок лучше сплести из трех тонких ниток на самодельном приспособлении. Из этого шнурка можно сделать и кренгельсы.
После этого парус снова растягивают с помощью гвоздиков и пропитывают эмалью (аэролаком) или бесцветным нитролаком НЦ-235. После такой обработки парус становится упругим (жестким) и, если теперь его поставить между несколько сближенными реями (расположенными уже, чем ширина паруса), то парус получит выпуклость в нос, имитирующую наполненность от ветра.
Прежде чем поставить парус на свое место, проводят еще некоторые работы. На него наклеивают полоски из того же материала, что и парус — боуты и риф-банты с вставленными в них риф-сезнями. Для крепления прямого паруса к рею на верхней шкаторине укрепляют люверсы (кольца), которые вырубают из тонкого черного целлулоида с помощью стальной трубки соответствующего диаметра. Кружочки наклеивают с обеих сторон шкаторины паруса, а затем просверливают в них отверстия.
Детали прямых парусов вы можете посмотреть здесь (открывается страничка 80 секунд
при скорости 28,8), а косых парусов - здесь.
Некоторые детали парусов (а быть может, и паруса, кто его знает, век рынка!), в частности, люверсы, вы можете
купить сейчас и в магазинах. По сообщению KadetSpb, люверсы можно купить в магазине "Фордевинд-Регата" в Санкт-Петербурге.
Магазин находится по адресу: Петровская коса, 7. Время его работы с 10.00 до 18.00, кроме выходных дней.