А. Павлов. Журнал "Моделист-конструктор" № 9 - 1989 год.
Чертежи подготовлены по разработкам А. Павлова С.Васильевым.
Рисунок В. Емышева
ТТХ парохода "Колумб":
Тип судна - товаро-пассажирское.
Корпус - деревянный (сосна).
Длина по корпусу - 58,2 метра.
Ширина по корпусу - 10,97 метра.
Ширина габаритная - 13,7 метра.
Высота борта на миделе - 2,87 метра.
Высота с надстройками от днища - 11 метров.
Осадка порожнем / в грузу - 0,84 / 1, 52 метра.
Грузоподъемность 377 тонн.
Место и год постройки - г. Благовещенск, 1912 год.
В последние годы на соревнованиях среди моделей гражданских судов все реже появляется что-либо оригинальное, привлекающее внимание и судей и зрителей. В этом отношении «Колумб» будет выделяться не только внешним видом, но и типом движителя. Особенно интересен этот пароход как прототип модели для прямого курса.
Корпус относительно простых обводов, но на нем можно показать стыки и пазы, а также металлические гвозди крепления. Между 3-м и 4-м шпангоутами — наметочный иллюминатор. Надводная часть борта черная, ватерлиния белая, подводная часть красная.
Привальный брус нависает над бортами. В районе 4-го шпангоута крепится кольцо для заводки сваи (таким способом снимали пароход с мели). Главная и вторая палубы, а также стойки ограждения мостика и второй палубы, настилы на тентовой палубе, ограждения трапов — деревянные. Тентовая палуба, куда пассажирам вход запрещался, покрывалась крашенным в серый цвет брезентом поверх дерева.
Трубы — черные, с красной полосой и белыми каемками по краям. Якорное устройство состояло из пароручного шпиля с двумя звездочками, которые выбирали основную якорь-цепь. Дректов, или вспомогательную якорь-цепь меньшего сечения, выбирали по мере подхода к якорю, вручную. Для крепления по-походному якоря также вручную подтягивали на кат-балках и крепили. Как видим, якорное устройство сложнее, чем современное, зато случаи утери якорей в то время были крайне редкими.
Надстройки обшивались рейкой в горизонтальном направлении — нижняя рейка нуждается в ремонте чаще, поэтому менять ее было удобнее.
Гребное колесо — с неповоротными деревянными плицами. Спицы и обода колеса выкрашены в красный цвет. Обода стянуты между собой четырьмя парами металлических прутковых тяг, шатуны — деревянные, окованные металлом.
Пароход ходил на дровах, которые укладывались вдоль проходов. Также вдоль проходов и под леерами укладывались стрелы для снятия с мели (два бревна по 5—6 м длиной), багры, наметки для измерения глубины, а вдоль пролетов — трапы.
При восстановлении внешнего вида большую помощь автору оказали ветераны Амурского пароходства А. В. Трошин и Ф. Ф. Ковалев. Была использована также модель, хранящаяся в Хабаровском краеведческом музее, архивные документы
Амурской инспекции Регистра и кадры из фильма "Комсомольск".