Введение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части.
В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями
крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию мржно видеть на моделях
до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-
стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток. В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Европейские
суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку
под углом 45 градусов. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта.
Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее
от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диаметр составлял 7/8 дюйма на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился
к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во
2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра.
Э. Пари для судна «Ройал Луи» приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины.
Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины.
По Кор-ту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины.
До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым. Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать
восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики («стоп») для фор-брам-штага. Заплечики
приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, по-вернутое в корму.
Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер-ринга». Другой
шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря.
В задней части шпора имелось еще горизон-тальное отверстие для найтова утлегаря.