Первое, чем начинает заниматься, прибыв на корабль, любой матрос,
старшина, мичман и офицер, - это изучением устройства корабля.
Без знания устройства корабля нельзя ни привести его из порта в порт,
ни бороться с авариями на нем (пожарами, пробоинами и т.д.).
Военный корабль - сложное самоходное
инженерное сооружение,
носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего государства и
укомплектованное военной командой. Основой всякого корабля является
корпус.
Корабль должен обладать определенными мореходными
качествами.
Мореходность - совокупность свойств,
характеризующих способность корабля безопасно плавать при различном состоянии моря.
Для надводного корабля принято оценивать следующие мореходные качества:
плавучесть, остойчивость, непотопляемость, качку.
Плавучесть - способность корабля плавать по
определенную ватерлинию, имея на борту все назначенные по роду его службы грузы.
Плавучесть корабля характеризуется его посадкой -
положением относительно поверхности спокойной воды - и запасом плавучести непроницаемым
для воды объемом корабля, расположенным выше действующей ватерлинии.
Остойчивость - способность корабля, выведенного
внешними силами из положения равновесия, после прекращения их действия вновь
возвращаться к этому положению. Различается поперечная остойчивость, возникающая при
поперечных наклонения - крене, и продольная
остойчивость, проявляющаяся при продольных наклонениях - дифференте.
Непотопляемость -способность корабля оставаться на
плаву и не опрокидываться, сохраняя при этом в определенной степени мореходные качества
при получении повреждений корпуса и затоплении части внутренних корабельных помещений.
Корпус надводного корабля - стальное водонепроницаемое
полое внутри тело обтекаемой формы. Обеспечивает создание силы плавучести и является
платформой, на которой монтируются различное вооружение и оборудование,
обусловленное назначением корабля. Корпус снабжается рулевым, якорным,
швартовным, буксирным, грузоподъемным и другими устройствами. Внутри
корпуса размещаются: главные и вспомогательные механизмы, жилые и служебные
помещения, погреба боеприпасов, хранилища топлива, масел, воды, цепные ящики
для уборки якорных цепей и другие внутренние устройства. На верхней палубе
корпуса устанавливаются надстройки, выводятся мачты, трубы и другие сооружения
и механизмы.
Нос корабля - передняя по ходу часть корабля.
Корма - задняя часть корабля.
Борт - боковая сторона корпуса. Каждый корабль имеет
два борта - правый и левый. Для определения бортов нужно стать лицом к носу корабля,
при этом справа будет правый борт, слева - левый.
Ватерлиния - линия, по которой поверхность воды соприкасается с
корпусом. Обозначается белой краской линией вокруг всего корпуса.
Осадка - величина погружения в воду корпуса корабля.
Крен -наклонение корабля на тот или иной борт (левый, правый),
обозначается в градусах.
Дифферент - наклонение корабля на нос или корму. Дифферент,
так же, как и крен, измеряется в градусах, а разность погружения в воду
носа и кормы корабля при дифференте - в сантиметрах. При дифференте на
нос осадка носовой части корабля всегда будет больше осадки кормовой
части корабля, а при дифференте на корму - наоборот.
Водоизмещение - объем (или вес) воды, вытесняемой
погруженной частью корпуса корабля. Измеряется водоизмещение в
объемных или весовых единицах (в тоннах).
Диаметральная плоскость корабля (ДП) - вертикальная
плоскость, проходящая вдоль корпуса корабля и делящая его на две
равные и симметричные части. |