Основная часть любого корабля, судна, состоящая из набора
(каркаса) и обшивки, называется корпусом. Набор представляет
собой совокупность продольных и поперечных связей, обеспечивающих
прочность корпуса и придающих ему соответствующую форму.
Обшивка является наружной водонепроницаемой оболочкой корпуса.
Основной продольной связью является киль, установленный в
диаметральной плоскости корабля. У деревянных судов он представляет
собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т.д.),
а у металлических - утолщенную полосу металла.
В носовой части корабля непосредственно к килю
присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или
металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный
брус, или угольник, но установленный в кормовой части корабля,
называется ахтерштевнем. Кормовая часть обычно заканчивается
транцем. Он представляется собой раму из брусков дерева
твердых пород, обшитую снаружи.
Поперечными связями являются
шпангоуты.
Они бывают гнутые, изготовленные из одного бруса, и
футоксовые -
из нескольких кусков (футоксов). В последнем случае части
шпангоутов, расположенные по днищу, называются флортимберсами,
по борту - топ-тимберсами.
Поперечные связи, соединяющие между собой
верхние концы шпангоутов, называются бимсами.
Назначение бимсов - придать жесткость шпангоутной рамке и поддерживать
настил палубы.
Для большей прочности бимсы подкрепляют вертикальными стойками -
пиллерсами. Каждый шпангоут имеет свой порядковый номер.
Счет номеров ведется от носа корабля. Расстояние между
соседними шпангоутами называется шпацией.
Поверх шпангоутов вдоль киля укладывается продольный
брус или толстая доска, называемая кильсоном.
Для крепления обшивки и для усиления продольной
прочности корпуса корабля внутри него устанавливаются продольные
бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения
стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. |