Любой корабль, судно, используемые для передвижения по воде, обязаны нести
огни и знаки в строгом соответствии с Международными правилами предупреждения
столкновений судов в море.
Огни и знаки дают возможность установить тип, курс, характер занятости
встречных судов и кораблей.
Топовый огонь - белый, расположенный в диаметральной
плоскости корабля, освещающий непрерывным светом дугу горизонта
в 225°, светит от направления прямо по носу корабля до 22,5° позади
траверза каждого борта (Траверз - направление,
перпендикулярное к курсу судна или к его ДП). На рисунке слева огни корабля, вид с носа.
На рисунке справа - вид с кормы.
Бортовые огни - зеленый огонь по правому борту,
красный - по левому. Каждый освещает непрерывным светом дугу
горизонта в 112,5° от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза своего борта.
Кормовой огонь - белый огонь, расположенный возможно
ближе к корме корабля, освещающий непрерывным светом дугу горизонта
в 135° от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
Круговой огонь - огонь, освещающий непрерывным светом
дугу горизонта в 360°.
Судно с механическим двигателем на ходу обязано выставлять:
- топовый огонь впереди,
- второй топовый огонь позади и выше переднего (при длине судна не менее 50 м),
- бортовые огни,
- кормовой огонь.
Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:
- в носовой части - белый круговой огонь, днем - шар,
- на корме или вблизи нее и ниже носового огня - белый круговой огонь.
Стоящее на якоре судно длиной менее 50 м может выставлять белый огонь
только в носовой части.
Военные корабля кроме огней, предусмотренных МППСС, имеют
ряд дополнительных огней. Так, показание корабля, на котором находится
командир соединения, производится флагманским огнем.
Этот огонь,имеющий белый свет, устанавливается на задней стороне грот-мачты,
ниже верхнего топового огня. Он обращен в сторону кормы и освещает
дугу горизонта в 135°, по 67,5° в обе стороны от ДП корабля.
Этот огонь флагманский корабль несет в ночное время как на ходу, так и на якоре.
Для удержания места корабля в строю кильватера при совместном
плавании в ночное время предусмотрены кильватерные огни.
Они представляют собой два белых огня, расположенные один под другим.
Верхний из них устанавливается на грот-мачте, а нижний - под ходовым
гакабортным огнем в ДП корабля. Эти огни освещают
дугу горизонта в 10°.
Показание дежурного корабля в соединении или на рейде
производится подъемом синего огня, называемого дежурным огнем.
Синий огонь освещает дугу горизонта в 360° и поднимается на ноке рея корабля.
Обозначение военных кораблей в ночное время при их встрече
с транспортными или промысловыми судами производится включением
гафельных огней. Эти огни представляют собой два вертикально
расположенных огня (верхний - белого цвета, нижний - красного),
видимые по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.
Для связи и сигнализации кораблей в темное время суток
на топах мачт кораблей устанавливаются клотиковые огни
белого и красного цвета.
Внизу на рисунке огни военного корабля (слева вид с кормы, в центре - правый борт, справа - вид с носа):
1 - штаговый - 360 градусов, 3 мили; 2 - бортовые - 112,5 градусов - 3 мили; 3 - дежурный - 360 гр.;
4 - топовый нижний - 225 гр., 2 - 6 миль; 5 - маневроуказания (проблесковый) - 360 гр., 5 миль;
6, 8 - буксирные - 225 гр., 2 - 6 миль; 7, 9 - аварийные - 360 гр., 2 - 3 мили; 10, 11 - клотиковые - 360 гр.;
12 - топовый верхний - 225 гр., 2 - 6 миль; 13 - флагманский - 135 гр.; 14 - верхний кильватерный - 10 гр.;
15 - гафельные - 360 гр., 3 мили; 16 - якорный гакабортный - 360 гр., 3 мили;
17 - буксировочный - 135 гр., 2 - 3 мили; 18 - нижний кильватерный - 10 гр.; 19 - кормовой - 135 гр., 2 - 3 мили.
Вид с левого борта отличается лишь красным цветом бортового огня.
|