Посто так получилось, что в раздел "устройство нк" помещаем устройство подлодки. Для общего развития, так сказать. Подводные лодки — особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению подводные лодки бывают: — однокорпусные (а), имеющие один прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями легкой конструкции; — полуторакорпусные (б), имеющие кроме прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу прочного корпуса; — двукорпусные (в), имеющие два корпуса — прочный и легкий, причем последний полностью облегает по периметру прочный и простирается на всю длину лодки. В настоящее время большинство подводных лодок являются двукорпусными. На рисунке справа внизу: 1 - прочный корпус, 2 - боевая рубка, 3 - надстройка, 4 - киль, 5 - легкий корпус. Прочный корпус — основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них. Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16—25%; в весе только корпусных конструкций — 50—65%. Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Шпангоуты имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300—700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную. Обшивка прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки. Переборки прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6—10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме—плоскими и сферическими. Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали. Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов. Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами. В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека. В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо-погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса. Цистерны предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т.е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1—3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях. Киль —сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока. Легкий корпус —жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля. Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 м, толщина листов — 8 мм. Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки ; простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно. В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она постоит из обшивки и сложной системы набора. В кормовой оконечности размещаются кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стаибилизаторы, гребные валы. |
На рисунке продольный разрез дизельной подводной лодки: 1. Прочный корпус. 2. Носовые торпедные аппараты. 3. Легкий корпус. 4. Носовой торпедный отсек. 5. Торпедопогрузочный люк. 6. Надстройка. 7. Прочная боевая рубка. 8. Ограждение рубки. 9. Выдвижные устройства. 10.Входной люк. 11.Кормовые торпедные аппараты. 12.Кормовая оконечность. 13.Перо руля. 14.Кормовая дифферентная цистерна. 15.Кормовая водонепроницаемая переборка. 16.Кормовой торпедный отсек. |
17.Внутренняя водонепроницаемая переборка. 18.Отсек гл. гребных электродвигателей. 19.Балластная цистерна. 20.Машинный отсек. 21.Топливная цистерна. 22,26.Кормовая и носовая группы аккумуляторов. 23,27.Жилые помещения команды. 24.Центральный пост. 25.Трюм центрального поста. 28.Носовая диффер. цистерна. 29.Носовая водонепр. переборка. 30.Носовая оконечность. 31.Цистерна плавучести. |
А это поперечный разрез полуторакорпусной лодки: |
1. Ходовой мостик. 2. Боевая рубка. 3. Надстройка. 4. Стрингер. 5. Уравнительная цистерна. 6. Подкрепляющая стойка. 7,9. Кницы. 8. Плаформа. 10.Коробчатый киль. |
11.Фундамент дизелей. 12. Обшивка прочного корпуса. 13.Шпангоуты прочного корпуса. 14. Цистерна главного балласта. 15.Раскосные стойки. 16.Крышка цистерны. 17.Обшивка легкого корпуса. 18.Шпангоут легкого корпуса. 19.Верхняя палуба. |