860 год, июнь. Морской поход на Константинополь (Стамбул).
Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у острова Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 200 (по другим данным на 360) лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18-25.06) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезное, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которого был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.
907 год. Морской поход киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Черном ) море.
Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег велел поставить лодки на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир.
Из текста договора, заключенного с Византией 2.9.911 года, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.
1240 год, 15 июля. Невская битва.
Воспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Пскова и Новгорода. В июле 1240 года шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников - норвежцев и финов) под началом ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и город Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути "из Варяг в Греки".
Старшина Ижорской земли Пельгусий,
несший «стражу морскую» на острове Котлин, сообщил в Новгород о появлении
неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь
Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к
Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом
и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее
ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов.
Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин,
Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит.
Лишь небольшая часть войска спаслась на судах.
Враг был разгромлен благодаря
решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого
полководца, которого за эту победу народ нарек Невским. Победа в Невской
битве сохранила для Руси побережье Финского залива и выход в Балтийское
море.
На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь, куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России.
1349 год, август. Освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек (Шлиссельбург - Петрокрепость), захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса.
После осады, начатой осенью 1348 года, новгородцы скрытно прошли на судах по реке Волхов в Ладожское озеро, внезапно напали на шведские корабли, стоявшие у крепости, и разбили их, затем окружили крепость и взяли ее штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.
1545 год, 13 октября. Взятие казаками турецкой крепости Очаков.
Борьбу за свободный выход в Черное
море казаки начали еще в конце XV веке Сохранились письменные
свидетельства об их боях и походах с 1492 года.
В октябре 1545 года украинские
казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к крепости Очаков и захватили
ее. В походе участвовали казаки из Киева, Брацлава и Черкасс под
«старшинством» Исачка из Брацлава, Карпа Мосла, Ивана Держко.
В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли, которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII веках.
1570 год. Создание флотилии на Балтийском море.
Царь Иван IV Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карсте-ном Роде. Первое судно было вооружено в городе Аренсбург (Кингисепп) на острове Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия перебазировалась на датский остров Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.
1648 год, 20 сентября. Открытие С.И. Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки (Берингова пролива).
Еще в XVI веке русские землепроходцы
настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В
1601-02 годах помор Шубин прошел морем из Северной Двины через пролив
Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан город Мангазея. Помор
Лука в начале XVII века на нескольких судах спустился по Оби в Карское
море и вышел к полуостроову Таймыр.
В 1610-40 годах русские совершили
ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали
Илимск и Якутск. В 1641-44 годах казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из
Якутска, достиг реки Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья
Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным
пунктом для последующих экспедиций. В этом походе участвовал С. И.
Дежнёв.
Летом 1646 года Дежнёв вместе с Ф.
А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского
зимовья на поиски морского пути к реке Анадырь, но тяжелая ледовая
обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647 году) также
оказалась безуспешной.
20 июня 1648 года из Нижнего
Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу»
6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака
Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100
человек). Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль
побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом.
20 сентября 1648 года кочи Дежнёва,
Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли
северо-восточной оконечности Азии - мыса Большой Чукотский Нос. Здесь коч
Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в
океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч
Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья реки Анадырь (на
Олюторский полуостров). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими
трудностями добрался до реки Анадырь. После зимовки к весне 1649 года в
живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись
вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659
года Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в
Якутск. В 1664 и 1671годах ездил в Москву с «государевой
казной» — добытой моржовой костью и пушниной.
О великом географическом открытии
документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки»
(донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской
канцелярии. В 1758 году Академия наук и художеств опубликовала сообщение о
походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 году написал:
«Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в
Тихой».
В 1898 году по ходатайству Русского географического общества мыс Большой Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнёва.
1653 год. Зарождение лоцманского дела в России.
Оживленная торговля с иностранцами
потребовала создания лоцманской службы на Белом море. Крестьянину Ивану
Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из
него «торговые разных земель корабли». Плата «корабельным
вожам» за проводку судов была ничтожной, но с них не взимались
торговые пошлины.
В конце XVII веке интенсивность
судоходства настолько увеличилась, что «вожевой промысел» стал
выгодным и правительство начало сдавать его с торгов на откуп. Получивший
грамоту вносил оброк и имел право проводить корабли. В 1671 году плата за
промысел составляла 10 рублей, а через пять лет достигла 92 рублей - суммы
по тем временам огромной. В 1685 году откуп был запрещен, а в 1690 году
«вожи» были переведены в ведение таможни. За ввод в порт взималось
2 рубля, а за вывод 6 рублей.
С весны 1704 года лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье 6 рублей в год, по одному рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватера и оградительных знаков. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в ведение Адмиралтейств-коллегии и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов лоцманы производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности. Лоцманская служба стала государственной.
1656 год, 22 июля. Морской бой у острова Котлин.
Во время русско-шведской войны
1656—61 годов за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII
века, отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П.
И. Потемкина 3 июня осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее но
смог. Часть отряда 30 июня захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в
устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских
казаков (570 человек), высадившие десант на остров Котлин.
22 июля в районе острова Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на остров Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.
1667 год, 14 ноября. Закладка первого русского военного корабля "Орел".
До этого для военных целей при
необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых
русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами.
После заключения соглашения с
Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на
западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную
флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства. Из
Голландии и других стран были приглашены корабельные мастера. Из
«свободных людей» окрестных деревень было собрано 30 плотников, 4 кузнеца
и 4 пушкаря. Главным организатором строительства судов был назначен боярин
А. Л. Ордин-Нащокин - образованный и дальновидный государственный деятель,
которому принадлежала инициатива создания флотилии. Его помощниками были
Степан Петров и Яков Полуектов.
Строительство велось в селе Дединово
на Оке. 14 ноября 1667года был заложен морской двухпалубный
трехмачтовый корабль «Орел». Одновременно строились яхта, вооруженный
струг и 2 шлюпки. Лес доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов,
тульским и каширским заводам было приказано «давать железо самое
доброе». Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль. «Орел» был
спущен на воду 19 мая 1668 года (по другим данным 26 мая). Весной 1669
после ледохода «Орел» и другие суда вышли из села Дединово, а 31 августа
прибыли в Астрахань.
Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском...», что это «намерение отеческое... достойное оно есть вечного прославления: понеже... от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».
1669 год, май. Создание первого краткого Военно-Морского устава.
Капитаном первого русского военного
корабля «Орел» Д. Бутлером были составлены «34 статьи артикульные»
- «Корабельного строя письмо» для регламентации службы на корабле и
действий в бою. Эти статьи были, по существу, первым русским корабельным
уставом.
В мае 1696 года, отправляя только
что построенный флот в первый боевой поход к Азову, Петр I объявил указ,
содержавший инструкцию «О порядке морской службы». Она состояла из
15 статей, определявших обязанности флагманов и командиров по организации,
управлению и использованию флота в бою и на переходе, и содержала условные
сигналы для управления флотом.
В 1706 году был издан указ Петра I
«О морских чинах, как переменятца», определивший сроки выслуги в
воинских званиях. В апреле 1710 года указом Петра I был введен в действие
первый в русском флоте печатный уставной документ «Инструкция и
артикулы военные Российскому флоту...», состоявший из 64 статей.
В годы Северной войны был издан ряд инструкций и указов по флоту. Они послужили основой для создания полного Морского устава (1720 год), работа над которым началась в 1715 году.
1688 год. Начало "биографии" ботика - "дедушки русского флота".
Весной в подмосковном селе Измайлово
в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу - царю
Алексею Михайловичу. Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был
исправлен, оснащен и спущен сначала на реке Яуза, а затем на Просяной
пруд, где Петр научился управлять им. Затем ботик был
перевезен на Переславское (Плещеево) озеро.
Впоследствии ботик был возвращен в
Москву, а в 1723 году перевезен в Санкт-Петербург. Желая отметить заслуги
балтийского флота в Северной воине, Петр I распорядился устроить
торжественный смотр кораблей флота. В смотре, проведенном на Кронштадтском
рейде 11 августа 1723, участвовали 20 линейных кораблей и 1 фрегат.
Командовал флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, его авангардом - адмирал
К. И. Крюйс, а арьергардом - Петр I. На ботике, обходившем строй кораблей,
которые салютовали из 1500 орудий, находились: на главном месте -
Апраксин, на руле - Петр I, на веслах - вице-адмиралы П. И. Сиверс и Т.
Гордон, контр-адмиралы Н. А. Сенявин и Т. Сандерс, баковым был
вице-адмирал А. Д. Меншиков. На салют кораблей за канонира отвечал из
четырех малых пушек обер-цейхмейстер К. Г. Отто.
30 августа 1723 года ботик участвовал в празднике годовщины мира со Швецией, после чего был поручен коменданту Петропавловской крепости «для вечного хранения». Впоследствии ботик участвовал в особо торжественных церемониях (в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I и других). Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
1688 год, август. Начало строительства "потешного" флота на Перславском (Плеещево) озере.
Петр I в Переславле-Залесском
организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших
фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689 года. В ноябре 1691 года
на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.
Летом 1692 года на воду было спущено несколько десятков кораблей. Самым
крупным из них был 30-пушечный фрегат «Марс». В августе Петр I устроил
совместные маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Летом 1693
года строительство кораблей было прекращено, а все корабельные мастера и
плотники переведены в Архангельск.
Ныне бот «Фортуна» и детали кораблей
Переславской флотилии хранятся в «Усадьбе «Ботик» - музее, открытом у
Плещеева озера в 1803 году. Там же 17 августа 1852 был установлен памятник
Петру I работы А. Кампиони. На памятнике высечены строки из указа
императора переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки
кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на
потомков ваших...»
В истории Российского флота Плещеево озеро сыграло роль лаборатории военного кораблестроения, а Переславская флотилия явилась первым учебным отрядом.
1693 год, август. Основание Соломбальской казенной верфи.
В Архангельске, на Соломбальском
острове, были заложены первые морские суда. Их постройкой заведовал
архангельский воевода Ф. М. Апраксин. На верфи работали иностранные и
русские мастера, рабочие, переведенные из Переславля-Залесского, и
плотники-поморы. Первое торговое судно «Святой Павел» было заложено 18
сентября 1693 года и спущено на воду 20 мая 1694 года.
Военное судостроение на
Соломбальской верфи началось с 1708 года в целях создания Беломорской
флотилии. В 1710 году были спущены па воду три 32-пушечных фрегата, в
1712-13 годах - пять 54-пушечных кораблей. В 1711 году экипажмейстером на
верфи был назначен Ф. А. Баженин - помор-судостроитель. До 1725 года было
построено 126 судов 12 типов. К 1729 году Архангельск стал главным
кораблестроительным центром. В 1734-1800 годах здесь было построено
104 корабля (в основном 66-пу-шечных), 32 фрегата и 62 малых судна, в то
время как в Санкт-Петербурге и Кронштадте всего 52 линейных корабля.
С 1800 строительство кораблей в Архангельске сократилось. В 1800-50 годах было построено лишь 48 линейных кораблей. Из-за недостатка лиственницы корабли строились из сосны, а детали делались из дуба. С появлением парового двигателя и винтового движителя строительство кораблей в Архангельске почти прекратилось (в 1851-60 годах построено 9 клиперов и фрегатов). С переходом на строительство железных кораблей судостроительные верфи были упразднены (5 марта 1862 года).
1694 год, 20 мая. Начало строительства торговых судов на севере России.
В этот день в Архангельске было
спущено на воду торговое судно «Святой Павел» (длина около 26 м. ширина
6,6 м, осадка 2,7 м), заложенное Петром I в 1693 году на Соломбальской
верфи. Летом 1694 года Петр отправил это судно под русским государственным
флагом в первое дальнее плавание в Голландию с казенным товаром (поташем,
смолой, хлебом и лесом).
В 1701 году было построено еще 6
судов (длина 38 м, осадка 3-3.6 м). Это были трехпалубные трехмачтовые
суда, имевшие от 8 до 34 шестифунтовых орудии. Пушки и железо доставлялись
в Архангельск из Великого Устюга и Белозерска, лес сплавлялся по Северной
Двине.
Общее наблюдение за постройкой купеческих судов до 1701 года возлагалось на воеводу, а затем на Адмиралтейский приказ и экипажмейстеров порта. Команды судов готовились так. Сначала на уходящих за границу с казенным товаром русских судах посылались по три-четыре русских матроса (при экипаже 30-40 человек) для «опознания морского хода, корабельной оснастки и немецкого языка». Затем русские суда давались на откуп иностранным шкиперам с обязательством иметь весь экипаж русский. Со временем на суда стали назначать русских шкиперов. К 1718 году насчитывалось 13 русских торговых судов, вчетверо возросла и численность приходивших в Архангельск иностранных судов (в 1700 году - 64, в 1716 году - 233).
1696 год, 3 мая. Начало второго Азовского похода.
Второй Азовский поход был
продолжением борьбы России за выход в Азовское и Черное моря. После
неудачного первого похода летом 1695 года стало ясно, что без поддержки с
моря взять турецкую крепость Азов, закрывавшую выход в Азовское море,
невозможно. Поэтому после указа об организации второго похода 27
ноября 1695 года, несмотря на отсутствие верфей, кораблестроителей и
моряков, началось строительство флота. Корабли строились в Воронеже,
Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске. Для заготовки леса и
постройки судов на верфи было мобилизовано до 26 тыс. человек. Экипажи
кораблей комплектовались солдатами Преображенского и Семеновского полков и
новобранцами (4 тыс. человек), которые использовались в качестве
гребцов.
К началу второго похода в состав
Азовского флота входили 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол
Павел», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, морских лодок и плотов.
Адмиралом флота был назначен Ф. Я. Лефорт. С 3 по 24 мая из Воронежа к
Азову отправились 4 отряда галер (23 галеры, 4 брандера). Первым отрядом,
прибывшим к Азову 15 мая, и флотом в целом командовал Петр I, который во
время плавания готовил экипажи судов к совместным действиям с армией. 27
мая русские гребные суда заблокировали Азов с моря. 28 мая армия под
командованием воеводы А. С. Шеина (75 тыс. человек) начала осаду крепости
с суши.
14 июня с моря подошла сильная
турецкая эскадра (6 линейных кораблей, 17 галер с 4-тыс. войском на
борту). После небольших столкновений в устье Дона турки решили послать в
крепость подкрепление, но, как только русская флотилия стала сниматься с
якорей для атаки, турецкие суда с десантом отошли, не приняв боя. Несмотря
на значительное превосходство в силах турки не решились атаковать русскую
флотилию занимавшую сильную позицию, опиравшуюся на береговые укрепления.
24 июня турецкая эскадра ушла.
18 июля оставшийся без поддержки с моря гарнизон Азова, не выдержав штурма, капитулировал. На следующий день русские войска торжественно вступили в город Так была одержана первая крупная совместная победа русской армии и флота.
Взятие Азова укрепило положение России на Азовском море, ускорило заключение с Турцией Константинопольского мирного договора (3 июля 1700 года), по которому Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству, получала Азов с прилегающими землями и свободу плавания по Азовскому морю. В 1698 году была основана крепость Таганрог, а в 1702 году заложены Павловская и Черепахинская крепости у входа в Миусский лиман.