Первоначально библиотека размещалась в здании Главного Адмиралтейства, ее фонд составлял всего 215 томов. С 1825 библиотекой длительное время ведал капитан-командор И. Ф. Крузенштерн. С 50-х годов она называлась Библиотекой Морского министерства. В конце века библиотекой в течение многих лет руководил Ю. М. Шокальский. К 1917 библиотека насчитывала около 80 тыс. изданий. Основной круг ее читателей составляли офицеры и чиновники центрального аппарата.
После Великой Октябрьской социалистической революции ее фонды значительно пополнились. С образованием Наркомата ВМФ в 1938 была реорганизована в Центральную военно-морскую библиотеку (ЦВМБ). В 1957 переведена в здание Инженерного замка, где находится и поныне. В настоящее время ее фонды насчитывают около 1 млн. томов на различных языках.
Научная и практическая работа ЦВМБ подчинена задачам поддержания высокой боевой готовности ВМФ, совершенствования подготовки офицерских кадров, идейно-политического и нравственного воспитания личного состава.
1807. 10—11.5 Дарданелльское морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1806—12.
Во время 2-й Архипелагскои экспедиции русская Средиземноморская эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина (10 линейных кораблей, фрегат, около 790 орудий), базируясь на о. Тенедос, блокировала Дарданеллы с целью вынудить турецкий флот выйти из пролива и принять бой.
7.5 турецкая эскадра капудан-паши Сейит Али (8 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 шлюпа, бриг и до 50 гребных судов, около 1000 орудий) вышла из Дарданелл для захвата о. Тенедос и снятия блокады. После неудачной попытки высадить десант турецкие корабли отошли к о. Мавро. 10.5, не приняв боя с русской эскадрой, турецкая эскадра стала отходить ко входу в Дарданеллы, где в 18 ч 30 мин головной корабль русских «Уриил» вступил в бой с 75-пушочным флагманским кораблем турок. Поодиночке вступили в бой и другие русские корабли. Боевой порядок турецкой эскадры был нарушен, и она отошла в пролив. Русские продолжали преследование, несмотря на огонь береговых батарей противника. С наступлением темноты бой прекратился. Утром следующего дня русские атаковали и вывели из строя 3 турецких линейных корабля. В сражении турки потеряли убитыми и ранеными около 2 тыс. человек, русские — 83 человека. В результате Дарданелльского сражения турецкая эскадра была ослаблена. Капудан-паша Сейит Али за неудачные действия приказал казнить своего вице-адмирала и двух командиров. В июне турецкий флот вновь попытался снять блокаду Дарданелл, но был окончательно разбит в Афонском сражении.
1807, 19.6 Афонское сражение в ходе 2-й архипелагской экспедиции.
Турецкая эскадра под командованием капудан-паши Сейит Али (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета, 2 брига, 1196 орудии) 10.6 вышла из прол. Дарданеллы с целью захватить о. Тенедос — базу русской эскадры, блокировавшей проливы. Главные силы русской эскадры под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина, стремясь отрезать турецкую эскадру от пролива и навязать ей решительное сражение, отошли от о. Тенедос и направились к о. Имроз (Имброс).
15.6 турецкая эскадра подошла к о. Тенедос и обстреляла крепость, а на следующий день высадила десант (7 тыс. человек), который начал осаду крепости. 17.6 эскадра Сенявина подошла к о. Тенедос, отрезая турецкий флот от Дарданелл. Турецкие корабли, чтобы набежать сражения, ушли от острова на запад. Обеспечив оборону крепости, эскадра Сенявина (10 линейных кораблей, 754 орудия) направилась на поиски противника и на рассвете 19.6 обнаружила его у о. Лемнос.
Учитывая превосходство противника в артиллерии и быстроходность его кораблей, Сенявин решил занять наветренное положение и атаковать флагманские корабли турок. Удар по каждому из трех флагманов должны были нанести 2 русских корабля. При этом
учитывалась психология турецких моряков, сражавшихся упорно только до тех пор, пока в строю находился флагманский корабль.
Утром по сигналу Сенявина «Назначенным кораблям атаковать неприятельских флагманов вплотную» три тактические группы (по 2 корабля в каждой) устремились на флагманов противника. Две оставшиеся группы охватили авангард турецкой эскадры. Попытка арьергарда противника оказать помощь флагманам была сорвана. Во второй половине дня турецкие корабли, получив значительные повреждения, обратились в бегство. В ходе преследования русские захватили флагманский корабль турок «Седд-уль-Бахр». Турецкая эскадра потеряла в результате повреждений, полученных в сражении, 3 линейных корабля, 4 фрегата, корвет, более 1000 человек убитыми и ранеными, 774 — пленными. Русские потеряли около 250 человек убитыми и ранеными, потерь в кораблях не было.
Продолжая традиции адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирал Д. Н. Сенявин обогатил военно-морское искусство новыми тактическими приемами: атака противника взаимодействующими группами кораблей, сосредоточение превосходящих сил против флагманских кораблей с охватом авангарда, сковывание сил арьергарда.
Победа в Афонском сражении упрочила положение русского флота на Средиземном море и позволила усилить блокаду Дарданелл. Разгром турецкого флота и успехи русской армии на суше вынудили Турцию 12.8 1807 подписать перемирие.
1807, 25.7 Начало кругосветной экспедиции лейтенанта В. М. Головнина на шлюпе «Диана» для исследования
Шантарских и южных Курильских о-вов.
Первоначально «Диана» должна была сопровождать шлюп «Неву» во втором кругосветном плавании, однако из-за задержки с переоборудованием она вышла из Кронштадта на девять месяцев позже. Проследовав через Атлантический океан, шлюп направился к м. Горн, где попал в полосу сильных штормов, поэтому 29.2 он был вынужден повернуть на восток к м. Доброй Надежды. В английском порту Саймонстаун шлюп был задержан в связи с войной между Россией и Англией, хотя имел пропуск, выданный английским правительством. Экипаж «Дианы» пробыл в плену более года. Только 16.5 1809, воспользовавшись сильным дождем и ветром, Головнин смог скрытно вывести шлюп из гавани.
Обогнув Австралию и Тасманию. 25.9 1809 «Диана» прибыла в Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский), откуда в 1810 совершила рейс в Русскую Америку для доставки продовольствия. И только в 1811 капитан-лейтенант Головнин приступил к описным работам. Начав опись Курильских о-вов с того места, где
закончила работу экспедиция Крузенштерна, Головины составил первую точную карту южных Курильских о-вов. Однако во время съемки на о. Кунашир он вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами был захвачен японцами в плен. «Диана» ушла в Охотск под командованием капитан-лейтенанта П. И. Рикорда, который неоднократно возвращался к о. Кунашир для переговоров с японцами. В октябре 1813 Головнин был освобожден.
Пребывание в плену он описал в книге "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах...», которая является ценным источником сведений о быте и культуре Японии начала XIX в. Книга Головнина «Путешествие... шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку... в 1807, 1808 и 1809 гг.» считается одним из лучших произведений мировой литературы о морских путешествиях.
1815, 18.7 Начало кругосветной экспедиции лейтенанта О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик».
Это было первое кругосветное плавание, предпринятое специально с целью географических исследований, для отыскания пути из Тихого океана в Атлантический (от Берингова прол. на восток вдоль северного побережья Северной Америки) и изучения тропической части Тихого океана.
Выйдя из Кронштадта, бриг пересек Атлантический океан и 11.1 1816 обогнул м. Горн. После стоянки в б. Консепсьон (у берегов Чили) экспедиция приступила к географическим исследованиям в Тихом океане. В арх. Паумоту (Туамоту) были открыты острова и атоллы, названные именами Н. П. Румянцева (Тикеи), Г. А. Спиридова (Такапото), И. Ф. Крузенштерна (Тикахау), цепь Рюрик (Арутуа), а в группе Маршалловых о-вов — атоллы Кутузова (Утирик) и Суворова (Така). С наступлением лета «Рюрик» отправился к Камчатке и 7.6 прибыл в Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский).
Пополнив запасы, в июле бриг вышел для исследований американского побережья Северного Ледовитого океана. Пройдя Беринговым прол. и двигаясь вдоль берега Аляски, Коцебу обнаружил, что берег поворачивает к востоку, и решил, что достиг северной оконечности Америки и что здесь начинается проход в Атлантический океан. Но затем выяснилось, что открыт большой залив, который получил название в честь своего первооткрывателя. Отсюда бриг повернул в обратный путь к берегам Азии.
Экспедиция описала берега зал. Св. Лаврентия на Чукотке, а 26.8 корабль подошел к о. Уналашка, где строилась байдара, на которой Коцебу собирался вести описные работы. Затем экспедиция посетила Сан-Франциско, Сандвичевы (Гавайские) и Маршалловы о-ва. Здесь были открыты и описаны несколько групп коралловых островов.
12.4 1817 «Рюрик» вновь подошел к о. Уналашка и, взяв байдару, отправился на север. Однако море оказалось забитым льдами и «Рюрик» был вынужден повернуть на юг. Проходя вновь Маршалловы о-ва, экспедиция открыла здесь о-ва Гейдена (Ликиеп). Пройдя Зондским прол., через Индийский и Атлантический океаны, 22.7 1818 «Рюрик» возвратился в Санкт-Петербург.
Экспедиция Коцебу внесла значительный вклад в изучение Тихого океана.
1820, 16.1 Открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819—21).
Гипотеза о существовании «Терра аустралис инкогнита» («Неведомая Южная земля») была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487—88), Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644), англичанин Д. Кук (1772—75). Поело тщетных попыток найти Южный материк Кук заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться па юге, никогда не будут исследованы». Опровергнуть это утверждение довелось русским мореплавателям.
3.7 1819 экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами.
Шлюпом «Восток» командовал Ф. Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — лейтенант М. П. Лазарев. Задачи экспедиции — совершить плавание в Антарктику в возможно более высоких широтах, чтобы выяснить, есть ли там земли, и, если возможно, пройти к полюсу. Экспедиция должна была ответить на вопрос — существует ли шестой континент — Антарктида.
В антарктических водах «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов о. Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции. Плавание было чрезвычайно трудным и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. Следуя курсом на юг, русские корабли 16.1 1820 в районе 69°21/—69°29/ ю. ш. и 2°14'— 2°35' з. д. (ныне Берег Принцессы Марты) открыли шестой материк. Этот знаменательный день вошел в историю как день открытия Антарктиды. Несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, 5—6.2 «Восток» и «Мирный» вновь подошли к ледяным берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль). Плавание продолжалось до середины февраля, затем шлюпы направились к берегам Австралии.
После ремонта и пополнения запасов в б. Порт-Джексон (Сидней) 8.5 1820 корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной части арх. Паумоту (Туамоту) открыли группу о-вов Россиян. Им были даны имена известных русских полководцев и мореплавателей — М. И. Кутузова, А. П. Ермолова, М. Б. Барклая-де-Толли, П. М. Волконского, Г. А. Спиридова, А. С. Грейга, М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна, П. В. Чичагова и других (ныне Макемо, Таэнга, Рароиа, Такуме, Такапото, Ниау, Матахива, Тикахау, Таханеа).
V группе о-вов Лайн (Центральные Полинезийские Сиорады) был открыт о. Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе о-вов Кука — о. Александра, в районе о-вов Фиджи — о-ва Михайлова (Тувана-Ира) и Симонова (Тувана-Итоло).
9—10.9 1820 «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31.10 вновь направились в Антарктику, на сей раз в Западное полушарие. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9.1 1821 моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, а 17.1 — гористый берег (Земля Александра I). Таким образом, во время своих двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.
Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским о-вам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года — Малый Ярославец (Сноу), Смоленск (Ливингстон), Полоцк (Роберт), Бородино (Смит), Березина (Гринвич), Лейпциг (Нельсон), Ватерлоо (Кинг-Джордж), а также именами русских адмиралов и офицеров — Н. С. Мордвинова (Элефант), П. М. Рожнова (Гибс), В. М. Михайлова (Корнуоллис), А. С. Шишкова (Кларенс).
30.1 отряд покинул воды Антарктики. 27.2 «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24.7 успешно закончили историческое кругосветное плавание, отдав якоря в Кронштадте.
Корабли прошли около 50 тыс. миль и провели в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии — 535, а под парусами — 527. В течение 100 суток плавание проходило южнее Полярного круга среди айсбергов и льдов. Экспедицией было открыто 29 островов, собраны богатейшие материалы. О значении этого научного подвига свидетельствует тот факт, что в районах, где пролегали курсы «Востока» и «Мирного», люди вновь побывали лишь через сто с лишним лет.
В честь первооткрывателей Антарктиды и кораблей экспедиции были названы научные станции в Антарктиде («Восток», «Мирный», «Новолазаревская»), моря Беллинсгаузена и Лазарева. Имена Ф.Ф.Беллинсгаузена и М. П. Лазарева носят крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда СССР.
1822, 8.8 Прибытие гидрографической экспедиции лейтенанта Ф. П. Литке к берегам Новой Земли.
За четыре года экспедиция обследовала и описала Мурманский берег Баренцева моря, западный берег
Новой Земли, прол. Маточкин Шар, северную часть Белого моря, северный берег о. Колгуев. Были сделаны астрономические наблюдения на о. Колгуев и определены координаты м. Канин Нос. За два года Ф. П. Литке обработал собранные экспедицией материалы, а в 1828 вышел в свет труд «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824 годах», который был переведен на иностранные языки и принес автору признание в научном мире. Составленные экспедицией карты служили мореплавателям на протяжении 100 лет.
1823, 7.3 Закладка парохода «Метеор» — первого русского парового военного корабля.
Строительство паровых судов в России началось в 10-х годах XIX в. Первый русский пароход «Елизавета» (мощность машины 16 л. с.) был построен в 1815 и совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Первый русский военный транспортный колесный пароход «Скорый» (мощность машины 30 л. с.) был построен в 1817 на Ижорских Адмиралтейских, заводах и использовался для работы в портах на Балтийском море.( В некоторых источниках указывается, что первым русским паровым военным кораблем был «Везувий», заложенный 13.12 1819 в Николаеве и спущенный на воду 24.5 1820).
17.3 1823 в Николаеве был заложен первый русский паровой военный корабль — 14-пушечный пароход «Метеор». Строителем его был корабельный мастер
И. С. Разумов. 15.6 1825 «Метеор» был спущен на воду, а в 1826 вошел в состав ЧФ.
31.12 1830 на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был заложен первый паровой корабль БФ — 24-пушечный пароход «Геркулес» (мощность двух машин по 100 л. с.). Спущен на воду 8.8 1831. На ходовых испытаниях при скорости более 8 уз показал отличную мореходность. В 1843 был переоборудован в пароходофрегат.
К середине XIX в. строительство паровых военных кораблей, главным образом вспомогательных, производилось на четырех верфях Санкт-Петербурга, а также на верфях Николаева, Архангельска, Астрахани, Ижевска и Нижнего Новгорода.
1825, 14.12 Участие моряков гвардейского экипажа в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
После Отечественной войны 1812 г. значительно усилилось массовое народное движение, направленное против крепостного угнетения. Первыми русскими революционерами, осознавшими необходимость изменения существующего строя, были декабристы — представители прогрессивной части русского дворянства. Основной их целью являлись борьба за отмену крепостного права и установление конституционной монархии. Государственный переворот они предполагали осуществить путем вооруженного восстания войск во главе с революционным офицерством. Восстание было намечено на 1826, однако создавшаяся в конце 1825 обстановка — смерть Александра I и отречение от престола его брата Константина — ускорила момент открытого вооруженного выступления.
14.12 1825, в день присяги Николаю I, в 11 ч на Сенатскую площадь (ныне площадь Декабристов) штабс-капитаны Д. А. Щепин-Ростовский, А. А. и М. А. Бестужевы вывели восставший лейб-гвардии Московский полк (800 человек). В 13 ч по приказу Николая I конная гвардия атаковала восставших, по атака была отбита. Около 14 ч к Московскому полку присоединились матросы Гвардейского экипажа (1100 человек) под командованием капитан-лейтенанта Н. А. Бестужева и лейтенанта А. П. Арбузова и лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на Сенатской площади собралось 3150 восставших под предводительством 30 офицеров. Руководители восстания заняли выжидательную позицию, надеясь на помощь других частей, проявили нерешительность, боясь привлечь на свою сторону сочувствующие массы народа. Около 16 ч верные Николаю I войска, окружив восставших, картечным огнем рассеяли их ряды. К 17 ч восстание было подавлено.
К следствию и суду по делу восстания на Сенатской площади были привлечены 579 человек. Пятеро его руководителей — П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский — были повешены. Более 120 активных участников восстания, в том числе все офицеры-моряки, сосланы в Сибирь. Свыше 1000 солдат и матросов прогнали сквозь строй; многих сослали на каторгу, отправили в действующую армию на Кавказ и на Средиземноморскую эскадру.
Определяя историческое значение движения декабристов, В. И. Ленин писал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».
1826, 20.8 Начало кругосветной экспедиции на шлюпах «Сенявин» (командир капитан-лейтенант Ф. П. Литке) и «Моллер»
(командир капитан-лейтенант М. Н. Станюкович).
Программа экспедиции была чрезвычайно обширной. Экспедиция Ф. П. Литке должна была произвести опись азиатского побережья Берингова и Охотского морей, а также Шантарских о-вов. Станюковичу надлежало выполнить опись п-ова Аляска и близлежащих островов. В зимнее время они должны были заниматься исследованиями в тропической части Тихого океана.
20.8 корабли вышли из Кронштадта. На следующий день они потеряли друг друга и дальше совершали плавание самостоятельно. После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на о. Тенериф «Сенявин» пересек Атлантический океан и прибыл в Рио-де-Жанейро. 12.1 1827 он продолжил плавание. Обогнув м. Горн, после стоянки в порту Вальпараисо шлюп прибыл на Аляску в Новоархангельск, где ремонтировался в течение месяца. Затем экспедиция обследовала о-ва Прибылова и произвела съемку о. Св. Матвея. 13.9 она прибыла в Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский).
19.10 1827 «Сенявин» отправился к Каролинским о-вам, тогда еще малоизученным. Обследуя их, 2.1 1828 Ф. П. Литке открыл группу островов, названных им в честь своего корабля. Экспедиция посетила о. Гуам (Марианские о-ва), а затем продолжила гидрографические работы. Определив местоположение многих островов Каролинского арх., 29.5 она вернулась в Петропавловский Порт.
Через две недели экспедиция Ф. П. Литке начала гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, она определила географические
координаты нескольких точек камчатского побережья, описала о. Карагинский. Затем направилась в Берингов прол., где определила координаты м. Восточный (м. Дежнёва), и приступила к описи южного побережья Чукотки. В связи с установившейся неблагоприятной погодой экспедиции пришлось прервать свою работу. 23.9 «Сонявин» возвратился в Петропавловский Порт, где его ожидал «Моллер», а 30.10 оба шлюпа вышли в Тихий океан. Посетив Манилу, они прошли Зондским прол. в Индийский океан, обогнули м. Доброй Надежды и 25.8 1829 бросили якоря на Кронштадтском рейде.
Экспедиция Ф. П. Литке, длившаяся три года, считается одной из самых плодотворных в истории мореплавания. Были открыты 12 островов в Каролинском арх., исследованы побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатые научные материалы по океанографии, этнографии, зоологии, ботанике, составлен атлас из 50 карт и планов. В 1832 Ф. Литке завершил работу над трехтомным описанием плавания, впоследствии переведенным и изданным за границей.
1827, 29.1 Учреждение при морском кадетском корпусе Высших офицерских классов для усовершенствования
офицеров флота в морских и математических науках.
Этот день считается ежегодным праздником Военно-морской орденов Ленина (1944), Октябрьской Революции (1977) и Ушакова I степени (1968) академии имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко (ныне - адмирала Кузнецова Н.Г.).
Инициатива создания первого высшего военно-морского учебного заведения в России в целях подготовки наиболее перспективных морских офицеров для службы на командных должностях принадлежала адмиралу И. Ф. Крузенштерну, который стал его начальником (1827—42). Офицерские классы комплектовались из лиц, окончивших Морской кадетский корпус. Срок обучения вначале был двухгодичным, затем трехгодичным.
Офицерские классы давали слушателям глубокую теоретическую подготовку, необходимую для командования крупными кораблями, соединениями и управления флотами. Их окончили известные мореплаватели Г. И. Невельской и К. Н. Посьет.
В 1862 в связи с переходом от парусного флота к паровому классы были преобразованы в двухгодичный Академический курс морских наук (гидрографическое, кораблестроительное и механическое отделения). На курс принимались офицеры, прослужившие на флоте не менее двух лет и имевшие хорошие теоретические знания. С 1862 по 1877 курс окончили 70 офицеров — значительная часть руководящего состава флота.
28.1 1877 Академический курс морских наук был переименован в Николаевскую морскую академию. В 1896 были утверждены Положение об академии и ее Устав. В систему обучения введены военно-морские игры. В 1902—03 была проведена стратегическая игра на тему «Воина России с Японией». Значительное влияние на разработку оперативно-тактических проблем в академии оказали труды С. О. Макарова, Г. И. Бутакова, А. И. Вилькицкого.
25.6 1910 были утверждены новое Положение и штат Морской академии, который включал военно-морской, гидрографический, механический и кораблестроительный отделы. Учебные планы были приведены в соответствие с требованиями, вытекающими из опыта русско-японской войны, активизировалась научная работа по вопросам ведения военных действий на море. С началом первой мировой войны слушатели были направлены в части, а профессора и преподаватели включились в работу органов управления флотом и кораблестроительных заводов.
Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава и слушателей академии положительно встретили Февральскую революцию. 5.5 1917 начальником академии был избран военно-морской теоретик и историк, профессор генерал-майор по адмиралтейству Н. Л. Кладо.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции наиболее передовая часть профессорско-преподавательского состава признала Советскую власть и приложила много усилий для сохранения академии как научного центра и учебного заведения ВМФ. Для преподавания были привлечены крупные ученые Ю. М. Шокальский, Л. Г. Гончаров, Н. Л. Кладо,
В. А. Шталь. Начальником академии был избран академик А. Н. Крылов. С 1.4 1919 началась подготовка командных кадров для РККФ. В соответствии с решениями Х съезда партии (1921) в академии открываются курсы, готовящие для поступления в академию командиров из рабочих и крестьян. В 1922 академия была переименована в Военно-морскую академию Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
Предвоенные годы характеризовались настойчивой работой коллектива академии, направленной на подготовку высококвалифицированных кадров для флота. Проводились научные исследования в области опера-тивно-тактического использования сил и средств флота, разрабатывались рекомендации для создания вооружения и боевой техники.
В годы Великой Отечественной войны воспитанники академии отважно сражались с врагами. Многие руководящие должности в ВМФ занимали ее выпускники. Тысячи питомцев академии были награждены орденами и медалями, среди ее выпускников три Героя Социалистического Труда, 97 Героев Советского Союза, четверо из них удостоены этого высокого звания дважды — А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин.
В послевоенные годы усилия профессорско-преподавательского состава были направлены на изучение и обобщение опыта второй мировой войны. В 1945 инженерно-технические факультеты были выделены в ВМА кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова, а на базе командного факультета образована командная Военно-морская ордена Ленина академия имени К. Е. Ворошилова. В 1960 академии были вновь объединены.
Научно-техническая революция в военном деле, значительное усложнение оружия и боевой техники, выход Советского ВМФ на просторы Мирового океана потребовали перестройки учебной и научной работы, системы подготовки слушателей. Повысилась актуальность научных исследований. В ВМА трудятся опытнейшие ученые. Заслуги ВМА в подготовке офицерских кадров для флотов стран социалистического содружества отмечены орденами ГДР, ПНР, НРБ.
Начальниками ВМА советского периода были:
Н. Л. Кладо (1917—19), А. Н. Крылов (1919—20),
Б. Б. Жерве (1920—21; 1923—30), М. А. Петров (1921— 23), К. И. Душенов (1930), Д. С. Душшцкий (1930—33), Г.С.Окунев (1933),П.Г.Стасевич (1933—36),И.М.Лудри (1936—37), С. П. Ставицкий (1937—38), И. С. Исаков (1938—39), Г. А. Степанов (1939—42), В.А.Петровский (1942—45). В. А. Алафузов (1945—48), Ю. А. Пантелеев (1948—51; 1960—67). И. С. Юмашев (1951—57), В. А. Андреев (1957—60), А. Е. Орел (1967—74), В. С. Сысоев (1974—81), В. Н. Поникаровский (с 1981).
Начальниками ВМА кораблестроения и вооружения были: М. И. Акулин (1945—47), Л. М. Галлер (1947— 48), М. А. Крупский (1948—50), Ф. В. Зозуля (1950— 54), А. Н. Петров (1954—56), Ю. А. Пантелеев (1956— 60).
1827, 1.10 Создание управления генерал-гидрографа и гидрографического депо—день основания Гидрографической службы ВМФ (ныне главное управление навигации и океанографии).
Отечественная гидрография имеет славную историю. В 1624 была составлена опись портов Каспийского моря, а в середине XVII в. — первая морская карта. При Петре I были -изданы карты Азовского и Черного морей, атлас карт р. Дон, карты Финского зал. и Каспийского моря. Русские мореплаватели и гидрографы в XVIII—XIX вв. внесли огромный вклад в изучение, картографирование и оборудование морей, создание навигационных инструментов и приборов. После ряда экспедиций и кругосветных плаваний на картах Мирового океана появились имена русских моряков-первооткрывателей — С. И. Дежнёва, 13. И. Беринга, А. И. Чирикова, Ф. И. Соймонова, С. И. Челюскина, Д. Я. и X. П. Лаптевых, В. В. Прончпщева, А. И. Нагаева, Г. А. Сарычева, И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, П. К. Пахтусова, С. О. Макарова, А. И. Вилькицкого и других. 13.11 1777 была создана картографическая чертежная (ныне Центральное картографическое производство ВМФ). 1.10 1827 все гидрографические части Адмиралтейского Департамента были объединены в Управление генерал-гидрографа (начальник вице-адмирал Г. А. Сарычев). Русские гидрографы самоотверженным трудом обогатили мировую науку и заложили основы океанографии.
С 1837 Управление стало называться Гидрографическим департаментом, а с 1885 и до Великой Октябрьской социалистической революции — Главным гидрографическим управлением.
Первым начальником Главного гидрографического управления Советского ВМФ стал Е. Л. Беляков, комиссаром — Ф. С. Аверичкин. В 1918 на флотах были созданы управления по обеспечению безопасности кораблевождения (УБЕКО). В 1935 они были реорганизованы в гидрографические отделы флотов.
В годы Великой Отечественной войны гидрографы решали задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению боевых действий флотов и флотилий и высадки десантов. Военные гидрографы в качестве лоцманов провели в порты Заполярья 7 тыс. кораблей и судов. При помощи гидрографов КБФ были созданы ледовые дороги в Финском зал. и на Ладожском оз., по которым переправили около 470 тыс. бойцов, 390 тыс. автомашин, 1,5 тыс. орудий. Гидрографы определили координаты около 1250 орудий, минометов, прожекторов противника. Маневренные гидрографические подразделения выполнили исключительно трудоемкие работы по обеспечению послевоенного боевого траления.
Значение гидрографических исследований возросло с выходом Советского ВМФ на просторы Мирового океана. Ныне гидрографическая служба имеет самый большой в мире научно-исследовательский флот, одну из лучших коллекций карт и лоций.
1827, 8.10 Наваринское морское сражение во время греческой национально-освободительной революции 1821-29.
Из-за отказа Турции выполнить требования Лондонской конвенции (1827) о предоставлении Греции автономии Англия, Франция и Россия отправили в Архипелаг свои эскадры для помощи грекам. 5.10 эскадры союзных держав (Россия — 4 линейных корабля, 4 фрегата, командующий контр-адмирал Л. П. Гейден; Франция — 3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета, командующий контр-адмирал А. Г. до Риньи; Англия — 3 линейных корабля, 4 фрегата, корвет, 4 брига; командующий соединенными эскадрами как старший в чине вице-адмирал Э. Кодрингтон; общее количество орудий 1276) подошли к Наварину.
Командующие эскадрами по настоянию контр-адмирала Л. П. Гейдена и капитана 1 ранга М. II. Лазарева приняли смелое решение — войти в Наваринскую бухту, где под защитой береговых батарей (165 орудий) и 6 брандеров стоял турецко-египетский флот (3 линейных корабля, 23 фрегата, 26 корветов и 14 бригов, 126 транспортов и мелких судов, до 2200 орудий, командующий флотом Мухаррем-бей, главнокомандующий войсками и флотом Ибрагим-паша), и послать парламентеров. Не желая вступать в переговоры, турки убили двух английских парламентеров и обстреляли французский флагманский корабль. В ответ на столь агрессивные действия командование союзной эскадры приняло решение уничтожить турецкий флот. Главную тяжесть сражения приняли на себя русские линейные корабли, находившиеся в центре боевого порядка. Русская эскадра разгромила центр и правый фланг противника, уничтожила большую часть вражеских кораблей и неоднократно оказывала помощь кораблям союзников. Метким огнем линейного корабля «Гангут» (капитан 2 ранга А. П. Авинов) были уничтожены 2
турецких фрегата. Особенно отличился флагманский 74-пушечный корабль «Азов» (капитан 1 ранга М. П. Лазарев). Он уничтожил 5 кораблей врага, в том числе флагманский фрегат, оказывал поддержку другим кораблям. В списках отличившихся на «Азове» были лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов, гардемарин В. И. Истомин. За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» (12-му линейному флотскому экипажу) впервые в Российском флоте были присвоены кормовой Георгиевский флаг и вымпел.
В результате четырехчасового сражения турецко-египетский флот был полностью разгромлен (потери составили более 60 кораблей и около 7 тыс. убитых). Союзники не потеряли ни одного корабля. Убито и ранено было около 800 человек.
Победа в Наваринском морском сражении значительно ослабила морские силы Турции, содействовала подъему национально-освободительной борьбы греческого народа и победе России в русско-турецкой войне 1828—29.
В память о сражении название «Наварин» носили корвет (1828), эскадренный броненосец (1891), линейный крейсер (1916). Ныне в составе Мурманского морского пароходства находится дизель-электроход «Наварин».
1829. 14.5 Героический бой брига «Меркурий».
Во время русско-турецкой войны 1828—29 отряд кораблей ЧФ (фрегат и 2 брига) крейсировал в районе Босфора. Утром 14.5 русские корабли встретились с турецкой эскадрой (18 кораблей, в том числе 6 линейных и 2 фрегата). Более быстроходные фрегат «Штан-дарт» и бриг «Орфей» сумели оторваться от преследования. Бриг «Меркурий» (18 пушек) был настигнут линейными кораблями «Селимие» и «Реал-Бей» (110- и 74-пушечными).
Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. На военном совете поручик корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев первым высказал мнение: принять решительный бой, а в случае угрозы захвата противником взорвать бриг, но не сдавать врагу. Это решение, поддержанное всеми офицерами, было объявлено экипажу, который встретил его возгласом «ура». Корабль был приготовлен к бою. У входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический момент последний из оставшихся в живых офицеров корабля смог выстрелом вызвать взрыв боеприпасов.
Сблизившись с русским бригом на расстояние орудийного выстрела, турецкие корабли открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходство в артиллерии, враг намеревался принудить «Меркурий» к сдаче. В 14 ч 30 мин турецкие корабли поставили бриг в два огня и вызвали на нем пожар, который удалось потушить. Благодаря искусному маневрированию «Меркурий» уклонялся от залпов врага. Русские канониры вели меткий ответный огонь. Получивший серьезные повреждения, флагманский турецкий корабль прекратил огонь и лег в дрейф. В 17 ч 30 мин был поврежден и второй корабль, который также прекратил преследование русского брига.
Неравный бой длился около 4 ч. «Меркурий» имел более 300 повреждений, но не потерял хода и сумел присоединиться к эскадре, которая двигалась ему на
помощь. 4 человека были убиты, 8 ранены, командир контужен. Потери, понесенные врагами, были значительно большими, а позор поражения, нанесенного бригом двум линейным кораблям, неизмерим.
За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага и вымпела. Высочайшим указом предписывалось впредь всегда иметь в составе Российского флота корабль с наименованием «Меркурий» или «Память Меркурия».
В 1834 в Севастополе на Мичманском (Матросском) бульваре по инициативе командующего эскадрой адмирала М. П. Лазарева на средства, собранные моряками, установлен памятник с надписью; «Казарскому. Потомству в пример».
В составе КЧФ ныне имеются морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память Меркурия».
1832, 1.8 Начало первой гидрографической экспедиции П. К. Пахтусова для исследования восточного побережья новой земли.
В этот день карбас «Новая Земля» под командованием подпоручика корпуса флотских штурманов П. К. Пахтусова вышел из Архангельска и взял курс на Новую Землю. В течение августа, несмотря на льды и непогоду, производилась опись северного побережья прол. Карские Ворота. В сентябре, когда лед стал сплошным, карбас был вытащен на берег в губе Каменка. Во время зимовки велись метеорологические наблюдения. В марте 1833 описные работы были продолжены. До осени на карту была нанесена береговая черта восточного побережья Новой Земли до прол. Маточкин Шар, затем экспедиция возвратилась на материк.
1834, 24.7 Начало второй гидрографической экспедиции П. К. Пахтусова для исследования Новой Земли.
Весной 1834 началась подготовка новой экспедиции под командованием П. К. Пахтусова на шхуне «Кротов» и карбасе «Казаков», которым командовал его помощник кондуктор корпуса флотских штурманов А. К. Циволько. Экипажи обоих судов насчитывали 16 человек.
24.7 суда вышли из Архангельска и через две недели подошли к Новой Земле, где экспедиция начала опись западного побережья. В конце августа суда вошли с запада в прол. Маточкин Шар, но в сентябре льды преградили им выход в Карское море. Экипажам пришлось вытащить суда на берег и зазимовать. В марте отряд Пахтусова, двигаясь по льду, произвел геодезическую съемку, опись южного берега прол. Маточкин Шар и астрономические наблюдения, а отряд Циволько — опись восточного побережья Новой Земли на протяжении 1СО км к северу от прол. Маточкин Шар.
В июне 1835 карбас был спущен на воду и продолжена съемка западного побережья Новой Земли до о. Верха. Затем работы производились у восточного берега Новой Земли, где к 23.8 ценой неимоверных усилий экспедиции удалось достичь 74°24' с. ш. Дальнейший путь на север был закрыт льдами, и экспедиции пришлось возвращаться к зимовью. В октябре 1835 она вернулась на материк.
Экспедиция П. К. Пахтусова положила на карту западное побережье Новой Земли до о. Панкратова, все восточное побережье Южного острова и значительную часть восточного побережья Северного острова, подтвердила своими данными опись прол. Маточкин Шар. Уже в 1835 по путям, проложенным ею, прошло 118 судов поморов, тогда как в 1831 здесь побывало лишь одно судно.
1834, 29.8 Завершение испытаний первой в мире цельнометаллической подводной лодки, построенной по проекту К. А. Шильдера.
Подводная лодка строилась на Александровском литейном заводе. Она имела надводное водоизмещение 16,7 т, подводное — 18,1 т. Основные размерения: длина (без бушприта) 6 м, ширина 1,5 м, высота корпуса (без башен-рубок) 1,8 м. Глубина погружения до 20м. В системе погружения использовались гири и цистерны, заполняемые водой. Двигателем в подводном положении служила мускульная сила четырех гребцов, сообщавших лодке на рабочей глубине 12 м скорость около 0,5 уз. В надводном положении лодка передвигалась под парусом (мачта была складной). Экипаж состоял из 10 человек. Лодка была снабжена оптической трубой (прообраз перископа). При плавании на «перископной» глубине успешно использовалась выдвижная вентиляционная система. Вооружение лодки состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести зажигательных и фугасных ракет. Для запуска ракет с обоих бортов лодки предусматривались ракетные станки, к которым были подведены провода от гальванических батарей. Стрельба ракетами осуществлялась в подводном положении при нахождении лодки вблизи водной поверхности.
Изобретателем боевых пороховых ракет был русский артиллерист генерал-лейтенант А. Д. Засядко. Им же была разработана
технология производства этих ракет и созданы специальные станки для стрельбы.
1837, 10.4 Учреждение знаменного флага и георгиевского знаменного флага.
Знаменные флаги предназначались для отличия морских команд, принимавших участие в боевых действиях на берегу. Первая флотская дивизия кораблей БФ и ЧФ имела синий флаг с белым крыжем, вторая дивизия — белый флаг с белым крыжом, третья дивизия — красный флаг с белым крыжем. На всех этих флагах в крыже был помещен Андреевский флаг. Когда экипаж находился в походном строю, знаменный флаг выносился на древке в голову колонны. Навершие древка имело вид пики с двумя перекрещенными якорями.
12-му флотскому экипажу 2-й дивизии ЧФ за подвиг линейного корабля «Азов» в Наваринском сражении были присвоены Георгиевский знаменный флаг и георгиевская лента (с оранжево-черными полосами), которую носили на древке знамени. За Севастопольскую оборону 26.11 1856 все экипажи ЧФ (с 29-го по 45-й) были награждены Георгиевским знаменным флагом с надписью: «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.».
1846, 23.11 Закладка 48-пушечного фрегата «Архимед» — первого русского военного корабля с винтовым движителем.
«Архимед» (длина 54,5 м, ширина 13,3 м) был построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге по проекту и под руководством выдающегося судостроителя полковника корпуса корабельных инженеров И. А. Амосова. Был спущен на воду 20.7 1848. Четыре паровые машины корабля имели общую мощность 300 л. с., кроме того, была сохранена полная парусная оснастка. «Архимед» положил начало развитию совершенно нового типа винтовых паропарусных быстроходных фрегатов, характерных для отечественного флота переходного периода.
В 1853 в составе БФ и ЧФ насчитывалось 16 пароходофрегатов и 36 вспомогательных судов, имеющих паровые машины, кроме того, в постройке находились 3 винтовых линейных корабля и 3 винтовых пароходофрегата.
1847, 24.11 Учреждение морского ученого комитета —центрального научного учреждения морского министерства.
Морскому ученому комитету было поручено распространение на флоте необходимых сведений по морской части, рассмотрение проектов новых изобретений и предложений по всем отраслям военно-морского дела. Возглавлял комитет вице-адмирал Ф. П. Литке, по его инициативе начали издаваться журнал «Морской сборник», а также ежегодные сочинения по морской специальности.
В начале 1869 Морской ученый комитет вошел в состав Морского техническою комитета, в 1887 преобразованного в Военно-морской ученый комитет. С 1881 к нему был отнесен и Гидрографический департамент.
В 1891 Военно-морской ученый комитет был упразднен, а его обязанности разделены между Морским техническим комитетом. Главным гидрографическим управлением и ГМШ. При ГМШ с 1885 существовал военно-морской отдел (с 1891 военно-морской ученый отдел), в функции которого входило наблюдение за разработкой главных направлений научной работы в
морских учебных заведениях, издание «Морского сборника» и др. Впоследствии научной работой в ВМФ стал руководить Научно-технический комитет.