фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Морские памятные даты


    Памятные даты из истории советского Военно-морского флота


    Часть II



    1920, 17-18.5 Энзелийская операция Волжско-каспийской военной флотилии.

    Целью операции было возвращение Советской Республике кораблей и судов (с военным имуществом), уведенных белогвардейцами и интервентами в иранский порт Энзели. В разработке плана операции участвовали С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе. Ночью 17.5 корабли Волжско-Каспийской военной флотилии (4 ВКР, 3 ЭМ, 2 КЛ, 3 КА, 1 ТЩ, 4 ТР с 2 тыс. десанта) под командованием Ф. Ф. Раскольникова и комиссара Ф. С. Аверичкина вышли из Баку и утром 18.5 подошли к Энзели. Английскому командованию был по радио передан ультиматум с требованием вывести вой-ска из порта, а захваченные корабли и военное имущество возвратить Советской России. Ответа на ультиматум не последовало. Высадившийся под прикрытием огня корабельной артиллерии десантный отряд под командованием И. К. Кожанова отрезал англичанам путь к отступлению. Английское командование было вынуждено принять ультиматум и отвести войска в Решт. Белогвардейцы бежали. В результате операции было возвращено 29 кораблей, катеров и вспомогательных судов, 50 орудий, 20 тыс. снарядов и другое военное имущество.

    1921, 16.3 Принятие Х съездом РКП (б) постановления о Красном флоте.

    В Постановлении говорилось, что «съезд считает необходимым, в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота». Съезд также отметил, что работа по восстановлению и организации флота долж?1а вестись в программном порядке. Предусматривалось комплектовать личный состав флота преимущественно фабрично-заводскими рабочими, укрепить флот политработниками, прежде всего из числа моряков-коммунистов, провести «в центральных военных органах Республики изменения, способные действительно обеспечить интересы Красного военного Флота». Созванное в Москве в апреле 1922 Всероссийское совещание военных моряков-коммунистов наметило пути по реализации решений Х съезда РКП (б) и IX Всероссийского съезда Советов по восстановлению флота и выработало рекомендации по созданию ВМС.

    1921, 10.3 Декрет СНК РСФСР об организации Плавучего морского научного института (Плавморнин).

    Декрет определил районом деятельности института весь Северный Ледовитый океан с морями, устьями рек, островами и прилегающим побережьем. Декретом предусматривалась организация планомерного изучения арктических морей. Первая научная экспедиция в Баренцево и Карское моря была проведена в 1921 па л/п «Малыгин» под руководством И. И. Месяцева. С 1923 экспедиции стали проводиться на экспедиционно-исследовательском судне «Персей» (капитан П. И. Бурков). Океанографическая экспедиция на этом судне работала в Арктике сначала по меридиану 41° до Земли Франца-Иосифа, а затем вдоль западного побережья Новой Земли. За 18 лет «Персей» совершил 84 плавания в Арктику и прошел более 100 тыс. миль. На нем были выполнены океанологические работы по исследованию Баренцева, Карского, Белого и Гренландского морей.

    1922. 16.10 Принятие V Всероссийским съездом РКСМ постановления о шефстве комсомола над Красным военным флотом республики.

    С целью привлечения наиболее передовой части молодежи к выполнению важной государственной задачи — восстановлению и строительству флота — V Всероссийский съезд РКСМ принял Постановление о шефстве над военным флотом Республики. В течение года были проведены три добровольные мобилизации, в ходе которых на флот пришло около 8 тыс. человек, около 1000 из них были зачислены в военно-морские учебные заведения. М. В. Фрунзе, оценивая роль шефства комсомола над флотом, писал: «Этот момент, безусловно, в жизни флота сыграл колоссальнейшую роль. Только с этого времени стала возможной массовая, живая, созидательная работа. Тысячи комсомольского пополнения, образовавшие ядро нового флота, заложили тот фундамент, на основе которого стала возможной вся дальнейшая творческая деятельность. Результаты ее налицо: Советская республика флот уже имеет».

    1923. 12.11 Образование Народного комиссариата по военным и морским делам.

    Создан после образования СССР путем объединения Наркомата по военным делам и Наркомата по морским делам. В июне 1934 в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.3 1934 он был преобразован в Народный комиссариат обороны СССР, а с 25.2 1946 в Народный комиссариат Вооруженных Сил СССР, который в марте 1946 был переименован в Министерство Вооруженных Сил СССР. 25.2 1950 оно было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. 15.3 1953 было создано единое Министерство обороны СССР. Народные комиссары по военным и морским делам: М. В. Фрунзе (январь — октябрь 1925), К. Е. Ворошилов (ноябрь 1925 — июнь 1934). Наркомы обороны СССР: Маршал Советского Союза (с 20.11 1935) К.Е.Ворошилов (июнь 1934—май 1940), Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко (май 1940—июль 1941), Маршал Советского Союза (с 6.3 1943), с 27.6 1945 Генералиссимус Советского Союза, И. В. Сталин (июль 1941 — март 1946). Министры обороны (Вооруженных Сил) СССР: И. В. Сталин (март 1946 — март 1947), Маршал Советского Союза Н. А. Булганин (март 1947 — март 1949; март 1953 — февраль 1955), Маршал Советского Союза А. М. Василевский (март 1949 — март 1953), Маршал Советского Союза Г. К. Жуков ( февраль 1955 — октябрь 1957), Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский (октябрь 1957—март 1967), Маршал Советского Союза А. А. Гречко (апрель 1967 — апрель 1976), генерал армии, с 3.7 1976 Маршал Советского Союза, Д. Ф. Устинов (апрель 1976 — декабрь 1984), Маршал Советского Союза С. Л. Соколов (декабрь 1984—май 1987), генерал армии Д. Т. Язов (с 30 мая 1987).

    1924, 10.7 Выход в первый заграничный поход отряда кораблей РККФ.

    Особый практический отряд кораблей в составе крейсера «Аврора» и учебного корабля «Комсомолец» был создан под командованием начальника и комиссара Военно-морского училища Н. А. Болотова для похода по маршруту Кронштадт — Борген (Норвегия) — Мурманск — Архангельск — Тронхейм (Норвегия) — Кронштадт. 15.7 корабли прибыли в Берген. Командир отряда, командиры и комиссары кораблей нанесли визиты местным властям и были приняты полномочным представителем СССР в Норвегии А. М. Коллонтай. На следующий день она посетила корабли и вручила ордена Красного Знамени курсантам Военно-морского училища А. К. Евсееву, Н. К. Моралеву, В. И. Полещуку, Ф. С. Седельникову и К. II. Сокольскому, проявившим отвагу и героизм при тушении пожара на форту Павел в 1923. 18.7 1924 на «Авроре» состоялось совместное собрание коммунистов отряда и норвежских коммунистов. Их выступления были проникнуты духом интернационализма. Тысячи норвежцев посетили корабли. Советские моряки во время увольнения в город убедились в дружеских чувствах трудящихся Норвегии к Советскому Союзу. 19.7 отряд покинул Берген. 45 суток продолжалось первое заграничное плавание. Пройдя без аварий 5700 миль, 24.8 корабли вернулись в Кронштадт. Экзамены, проведенные в конце плавания, показали, что оно стало хорошей школой для будущих моряков.

    1925, 25.5 Введение в действие первого устава корабельной службы РККФ.

    Согласно этому Уставу, утвержденному Народным комиссаром по военным и морским делам СССР, Председателем РВС СССР М. В. Фрунзе, личный состав корабля разделялся по специальностям, определялись порядок службы на корабле и обязанности командного, старшинского и рядового состава. Устав переиздавался в 1928, действовал до 1932.

    1925, 20—27.6 Первый учебный поход кораблей МСБМ.

    Поход был предпринят для отработки и решения учебных задач и изучения театра. В нем приняли участие почти псе корабли МСБМ, на линкоре «Марат» держал свой флаг Народный комиссар по военным и морским делам, Председатель РВС СССР М. В. Фрунзе. Район плавания включал Балтийское море от Лужской губы до Кильской бухты. За семь дней корабли прошли 1730 миль. После похода М. В. Фрунзе писал: «...мы строим и построим сильный Балтийскии флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось еще лучшим концом».

    1926, 23.11 Учреждение почетного революционного военно-морского флага СССР.

    Этот флаг был учрежден Президиумом ЦИК для награждения кораблей, имеющих революционные заслуги. На полотнище Военно-морского флага СССР в верхнем углу у древка в белом крыже помещено изображение ордена Красного Знамени. Этим флагом 2.11 1927 года в честь 10-летия Великой Октябрьской социалистической революции был награжден крейсер __ «Аврора» . Почетный Революционный военно-морской флаг был также вручен Морским силам Балтийского моря (БФ), награжденным 23.2 1928 орденом Красного Знамени за революционные и боевые заслуги. Флаг просуществовал до 1935.

    1926, 26.11 Принятие первой программы военного судостроения на 1926-32.

    Программа, утвержденная Советом Труда и Обороны исходила ил задач, поставленных флоту Реввоенсоветом СССР: содействие операциям сухопутных войск, оборона побережья, действия на морских сообщениях противника и др. Строительство флота было ориентировано на создание легких надводных и подводных сил. Программой предусматривались построй-ка 12 подводных лодок, монитора, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, капитальный ремонт линкора «Октябрьская революция» (бывший «Гангут»), достройка крейсеров «Червона Украина» и «Красный Кавказ» и четырех эсминцев. Проходившая в апреле 1929 XVI партийная конференция мобилизовала советский народ на новый подъем социалистического строительства. Одним из основных вопросов конференции был пятилетний план развития народного хозяйства на 1928/29-1932/33 гг., который определял «форсированное развитие отраслей промышленности, повышающих обороноспособность Советского Союза». На базе этого плана в 1928 был разработан пятилетний план строительства Красной Армии и Флота. В связи с разработкой плана военного строительства потребовался пересмотр программы военного судостроения, принятой 26.11 1926. Совет Труда и Обороны 4.2 1929 утвердил программу военного судостроения на первую пятилетку (1928—1933), по которой намечалось построить 18 больших и 4 малых подводных лодки 3 эсминца, 18 сторожевых кораблей, 5 охотников за ПЛ, 2 речные канонерские лодки, значительное число торпедных катеров—всего 98 боевых кораблей и 37 вспомогательных судов. В 1927—32 вступили в строй 7 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок типа «Декабрист» и «Ленинец», 59 торпедных катеров, а также было начато строительство 59 подводных лодок, 3 лидеров, 12 сторожевых кораблей, минного заградителя, 2 речных мониторов катеров.

    1927, 5.3 Закладка первой серии советских подводных лодок типа «Декабрист».

    Серия строилась в Ленинграде по проекту конструкторского бюро во главе с Б. М. Маланиным (консультанты А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, Ю. А. Шиманский, В. Г. Власов). Новые лодки существенно отличались от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса на 7 отсеков, аккумуляторные ямы были герметичными, вентиляция балластных цистерн раздельная, установлена цистерна быстрого погружения и др. Всего было построено 6 единиц этой серии. Они успешно действовали в Великой Отечественной войне. Наибольшего боевого успеха добилась ПЛ «Д-3» («Красногвардеец») СФ. За 7 боевых походов она потопила 9 кораблей и транспортных судов противника, 2 повредила. За отличное выполнение боевых заданий, мужество и героизм экипажа под командованием  капитана 3 ранга М. А. Бибеева 17.1 1942 награждена орденом Красного Знамени, а 3.4 1942 года удостоена гвардейского звания. Это был первый корабль ВМФ, удостоенный таких высоких отличий.

    1927, 14.3 Спуск на воду первого советского торпедного катера «Первенец».

    Проект первого глиссирующего катера разработал коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А. Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер «АНТ-3» («Первенец»), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Он развивал скорость 54 уз. Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и 3.9 1928 был спущен на воду серийный катер «АНТ-4» («Туполев»). Головной катер нового типа «ГАНТ-5» или «Г-5» (глиссирующий № 5) прошел ис-пытания в декабре 1933. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. За 10 лет было построено более 300 торпедных катеров. В 1944 на смену «Г-5» пришли более совершенные катера «Комсомолец» и «Д-3». Во время войны торпедные катера успешно действовали против кораблей и конвоев противника, используя торпеды, мины, глубинные бомбы, а часть катеров была вооружена реактивными установками («катюшами»).

    1927, 13.8 Закладка в Ленинграде серии сторожевых кораблей типа «Ураган».

    Это были первые советские надводные корабли, которые строились в соответствии с первой программой военного кораблестроения, утвержденной в 1926. Они успешно использовались в Великой Отечественной войне на всех флотах. На ТОФ особенно отличился СКР «Метель» в период боевых действий у оз. Хасан и в войне против японских милитаристов. 26.8 1945 корабль был удостоен гвардейского звания, 64 члена экипажа награждены орденами и медалями, а командир капитан-лейтенант Л. Н. Балякин (впоследствии контр--адмирал) получил звание Героя Советского Союза.

    1930, 27.2 Введение в действие первого боевого устава Военно-морских сил РККА (БУ-30).

    Устав базировался на основных положениях Полевого устава РККА. Он не только обобщал и развивал опыт первой мировой и гражданской войн, но и учитывал возможности вероятных противников. В нем были изложены основные положения советской военной доктрины, рассматривавшей военно-морские силы как составную и неразрывную часть Красной Армии. Устав регламентировал боевую деятельность кораблей, морской авиации и частей береговой обороны, основными задачами которых являлись готовность к смелому и решительному ведению борьбы с морским противником, защита побережья СССР, содействие операциям Красной Армии. Устав действовал до 1937.

    1930, 15.7 Начало Арктической экспедиции на л/п «Георгий Седов».

    Перед экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта и В. Ю. Визе ставились задачи по географическому и гидрометеорологическому изучению высокоширотных районов Карского моря. Кроме того, она должна была сменить состав зимовщиков на о. Гукера (Земля Франца-Иосифа), достичь западного берега Северной Земли и организовать там новую полярную станцию. 15.7 экспедиция покинула Архангельск. В конце июля, пробившись через 90-мильный ледовый пояс, «Г. Седов» (капитан В. И. Воронин) подошел к о. Гукера. Часть экспедиции занялась строительными работами, остальные обследовали близлежащие острова. 3.8 из б. Тихая «Г. Седов» вышел к Русской Гавани (Новая Земля). 11.8 после бункеровки он отправился дальше на северо-восток в неизученные районы Северного Ледовитого океана. 13.8 был открыт остров, названный в честь В. Ю. Визе, предсказавшего его существование в 1924. 22.8 экспедиция открыла новые острова, получившие названия в честь Б. А. Исаченко и В. И. Воронина, а 24.8 — арх. Седова (к западу от Северной Земли). На о. Домашний была построена полярная станция, где в течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г. А. Ушаковым вели исследования Северной Земли. Основные работы экспедиции были выполнены, но исследователи решили до конца использовать благоприятную ледовую обстановку. «Г. Седов» дошел почти до 81° с. ш. 31.8 был открыт остров, названный в честь Шмидта. Дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг. 14.9 оно благополучно прибыло в Архангельск. Проделав путь около 10 тыс. км, экспедиция выполнила обширную программу комплексных научных наблюдений. Через три года на базе работ группы Г. А. Ушакова была составлена полная карта Северной Земли.

    1932, 13.4 Введение в действие приказом РВС СССР корабельного устава ВМС РККА (КУ-32).

    Устав состоял из двух частей («Боевая служба корабля» и «Повседневная служба корабля») и являлся развитием Боевого устава ВМС в вопросах, касающихся корабля как отдельной боевой единицы. Организационное деление личного состава корабля по специальности заменялось делением на боевые части и службы. Личный состав был разделен на боевые смены, ротная организация упразднена. КУ-32 действовал до 1939 (в 1937 в него были внесены изменения).

    1932, 21.4 Создание Морских сил Дальнего востока (с 11.1 1935 Тихоокеанский флот).

    В 1936 с Балтийского и Черного морей во Владивосток (главная ВМБ) Северным морским путем перешли боевые корабли различных классов, составившие ядро флота. Соединения и части ТОФ в 1938 участвовали в разгроме японских войск у оз. Хасан. К 1939 ТОФ представлял собой серьезную силу: в его составе было более 100 кораблей и подводных лодок, мощные военно-воздушные силы и береговая оборона. Во время Великой Отечественной войны ТОФ находился в постоянной боевой готовности к отражению агрессии Японии. Кроме того, он послал на сухопутный фронт более 147 тыс. моряков, оказал большую помощь действующим флотам, передав им корабли, укомплектованные личным составом. Его силы обеспечивали внутренние и внешние коммуникации, корабли ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье. К началу воины с Японией ТОФ имел 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 охотников за ПЛ, 204 торпедных катера и 78 подводных лодок, 1618 (из них 1382 боевых) самолетов. С 9.8 по 2.9 1945 ТОФ, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, участвовал в окружении японских войск на маньчжурском и корейском плацдармах, высаживал морские десанты в порты противника. Авиация ТОФ наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее. ТОФ содействовал войскам в освобождении Курильских о-вов и Южного Сахалина, обеспечивал проводку конвоев, нарушал морские перевозки противника. За мужество и героизм более 30 тыс. краснофлотцев и офицеров флота награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Героя Советского Союза, а В. Н. Леонов награжден второй медалью «Золотая Звезда». 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейских, 13 — почетные наименования, 16 награждены орденами. В январе 1947 ТОФ был разделен на 5-й (главная ВМБ Владивосток) и 7-й (главная ВМБ Советская Гавань) флоты. В апреле 1953 флоты были вновь объединены в ТОФ (главная ВМБ Владивосток). В ознаменование 20-летия Победы советского наро-да в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.5 1965 ТОФ награжден орденом Красного Знамени. ТОФ командовали: М. В. Викторов (март 1932 — август 1937), Г. П. Киреев (август 1937—январь 1938), Н. Г. Кузнецов (январь 1938 — март 1939; февраль 1950—июль 1951—5-м ВМФ), И. С. Юмашев (март 1939 — январь 1947), А. С. Фролов (январь 1947 — февраль 1950—5-м ВМФ), Ю.А.Пантелеев (август 1951— апрель 1953 — 5-м ВМФ; апрель 1953 — январь 1956 — ТОФ), И. И. Банков (январь 1917 — октябрь 1951 — 7-м ВМФ), Г. Н. Холостяков (ноябрь 1951 — апрель 1953— 7-м ВМФ), В. А. Чеку-ров (январь 1956 — февраль 1958), В. А. Фокин (февраль 1958—июнь 1962), И. II. Амелько (июнь 1962 — март 1969), Н. И. Смирнов (март 1969 — сентябрь 1974), В. П. Маслов (сентябрь 1974— август 1979), Э. Н. Спиридонов (август 1979 — февраль 1981), В. В. Сидоров (февраль 1981 — декабрь 1986), Г. А. Хватов (с декабря 1986).

    1932, 28.7 Начало первого в истории сквозного плавания л/п «Александр Сибиряков» по СМП за одну навигацию.

    28.7 1932 л/п «А. Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина вышел из Архангельска. Экспедицию возглавлял О. Ю. Шмидт. Плавание проводилось в связи с научными исследованиями по программе Второго международного полярного года. Пройдя Белое, Баренцево и Карское моря, свободные ото льда, «А. Сибиряков» впервые в истории мореплавания обошел с. севера арх. Северная Земля. 26.8 экспедиция прибыла в б. Тикси. Пополнив запасы угля (первая бункеровка была на о. Диксон), 30.8 судно продолжило плавание на восток, к устью Колымы, взяв на буксир 2 речных парохода. В Восточно-Сибирском море судно встретило тяжелые льды и потерпело аварию — сломались все четыре лопасти гребного винта. Для их замены был создан дифферент на нос путем перемещения 400 т угля и запасов продовольствия. Через шесть суток винт был исправлен, но спустя два дня обломился конец гребного вала. «А. Сибиряков» потерял возможность самостоятельно двигаться, начался дрейф судна во льдах. Но экипаж не пал духом, и как только льды разредило, были поставлены самодельные паруса. Судно двигалось со скоростью 0,5 уз. Героические усилия сибиряковцев увенчались успехом: 1.10 «А. Сибиряков» вышел на чистую воду севернее Берингова прол. Мечта многих поколений мореходов осуществилась: Северный морской путь был пройден в одну навигацию — за 65 дней. Поход «А. Сибирякова» имел большое практическое значение для экономики и обороны страны, положив начало регулярным плаваниям по всей трассе СМП. 17.12 1932 Постановлением ЦИК СССР судно было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

    1932, 17.12 Принятие СНК СССР постановления об организации главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть).

    Главсевморпуть (начальник О. Ю. Шмидт) являлся единым транспортно-хозяйственным органом, на который возлагались техническое оборудование СМП, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания кораблей и судов. Трасса СМП от Ленинграда до Владивостока составляет 14280 км, что в два раза короче других морских путей из Северной Европы на Дальний Восток. Освоение морей Арктики и организация регулярного судоходства способствовали быстрому экономическому и культурному развитию районов Крайнего Севера. В 1933 было проведено первое опытное плавание парохода (неледокольного типа) «Челюскин» по СМП. В 1934 ледорез «Ф. Литке» (с научной экспедицией на борту во главе с В. Ю. Визе) прошел по СМП с востока на запад. Это было первое безаварийное плавание, совершенное за одну навигацию. Для обеспечения нормального мореплавания по СМП были введены в строй новые ледоколы и ледокольные суда, организована ледовая разведка, налажен выпуск надежных морских карт, на побережье и островах Арктики началось строительство полярных портов, угольных баз, маяков и т. д. С 1935 началась практическая эксплуатация СМП на всем его протяжении. Сквозные грузовые рейсы совершили пароходы «Ванцетти» и «Искра» (с запада на восток), «Анадырь» и «Сталинград» (с востока на запад). С 1937 начались исследования в Центральной Арктике. 22.3 из Москвы на Север вылетела экспедиция на 4 четырехмоторных самолетах. 21.5 после воздушной ледовой разведки на флагманском самолете М. В. Водопьянова с о. Рудольфа в район Северного полюса направились начальник экспедиции О. Ю. Шмидт и персонал дрейфующей станции. Самолет совершил посадку на льдину вблизи полюса. 6.6 дрейфующая станция «Северный полюс-1» в составе И. Д. Папанина (начальник), Э. Т. Кренкеля (радист), П. П. Ширшова и Е. К. Федорова начала свою работу. За 275 суток дрейфа «СП-1» прошла по генеральному направлению 1134 мили. Систематически проводились научные наблюдения в Центральной Арктике. 19.2 1938 «Таймыр» и «Мурман» сняли папанинцев со льдины. Исследования Центральной Арктики и плавание судов по морям Северного Ледовитого океана способствовали освоению СМИ, имевшего большое народнохозяйственное и стратегическое значение и сыгравшего важную роль в транспортных перевозках в годы Великой Отечественной войны. В современных условиях СМП является главной судоходной магистралью в Арктике, соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные советские морские порты, порты Арктики и крупных сибирских рек.

    1933, 1.6 Создание Северной военной флотилии (с 11.5 1937 Северный флот).

    Флотилия была сформирована для обороны северных морских рубежей в связи с обострением международной обстановки и возросшей угрозой империалистической агрессии против СССР. Большую роль в создании СВФ сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933. По нему с Балтики в базу флотилии Мурманск в мае — августе прибыли ЭМ «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», СКР «Смерч» и «Ураган», ПЛ «Д-1» и «Д-2», а несколько позже ЭМ «Карл Либкнехт», СКР «Гроза» и ПЛ «Д-3». С завершением основных работ по созданию главной базы в Полярном в октябре 1934 туда были переведены надводные корабли, а в октябре 1935 — подводные лодки, штаб, политотдел и другие учреждения. Военно-морские силы в Заполярье быстро наращивались, и приказом Наркома обороны от 11.5 1937 СВФ была реорганизована в Северный флот. Во время советско-финляндской войны 1939—40 СФ взаимодействовал с 14-й армией, части флота участвовали в овладении базой Петсамо (Печенга), портом Линахамари (Лиинахамари) и др. Корабли осуществляли перевозки войск, несли дозор, ставили минные заграждения. В 1940 для обороны побережья Белого моря и выполнения других задач в составе СФ была сформирована Беломорская ВМБ (в Архангельске). К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель, 2 тральщика, 15 охотников за ПЛ, 15 подводных лодок, 116 самолетов. В ходе войны его состав пополнился надводными кораблями, подводными лодками и авиацией, перебазировавшимися с КБФ, ТОФ и КВФ. В Великой Отечественной войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Мурманск и пункты базирования флота на Кольском п-ове. Ударами кораблей и авиации по немецко-фашистским войскам, высадками десантов, действиями морской пехоты, пресечением морских перевозок противника СФ содействовал 14-й армии в срыве наступления врага в Заполярье. Более 39 тыс. краснофлотцев и командиров флота было послано на сухопутный фронт. СФ успешно действовал на морских сообщениях противника, обеспечивал внешние и внутренние морские коммуникации. Общий объем воинских перевозок на Северном морском театре за годы войны составил 1 млн человек и более 1,6 млн т грузов, кроме того, транспортным флотом было перевезено до 2 млн т народнохозяйственных грузов. Корабли флота провели по внутренним коммуникациям свыше 2500 судов и около 1500 конвоев. Североморцы участвовали в проводке 76 союзных конвоев с 4 млн т грузов. Летчиками и зенитчиками флота было уничтожено 1300 самолетов противника. Общие потери немецко-фашистского флота на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млп т. Велика роль СФ в разгроме врага в Заполярье в октябре 1944 в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в освобождении Печенгской области и Северной Норвегии. За доблесть и отвагу более 48 тыс. североморцев награждено орденами и медалями, 85 присвоено звание Героя Советского Союза, Б. Ф. Сафонов и А. О. Шабалин удостоены этого звания дважды. 8 подводных лодок, эсминец «Гремящий», 2 авиаполка и дивизион малых охотников преобразованы в гвардейские, 47 кораблей, частей и соединений награждены орденами, восьми частям и соединениям присвоено почетное наименование Печенгских и шести — Киркенесских. В ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.5 1965 СФ награжден орденом Красного Знамени. СФ (СВФ) командовали: 3. А. Закупнев (июнь 1933—март 1935), К. И. Душенов (март 1935 — май 1938), В. П. Дрозд (май 1938—июль 1940), А.Г.Головко (июль 1940—август 1946), В. И. Платонов (август 1946 — апрель 1952), А. Т. Чабаненко (апрель 1952 — февраль 1962), В. А. Касатонов (февраль 1962 — июнь 1964), С. М. Лобов (июнь 1964—май 1972), Г. М. Егоров (май 1972—июль 1977), В. Н. Чернавин (июль 1977—декабрь 1981), А.П.Михайловский (декабрь 1981—февраль 1985), И. М. Капитанец (с марта 1985).

    1933, 11.6 Принятие Советом труда и обороны постановления «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.».

    В годы второй пятилетки (1933—37) было начато строительство 137 подводных лодок, заложены 5 крейсеров (типа «Киров» и «Максим Горький»), 4 лидера, 46 эсминцев, б сторожевых кораблей, 27 тральщиков, 9 речных мониторов. Были созданы подводные лодки типов «М», «П», «Щ», «С», а затем типа «К» — большого водоизмещения с сильным торпедным и артиллерийским вооружением. В 1935 началось серийное строительство эсминцев типа «Гневный». Основной упор был сделан на строительство подводных лодок и торпедных катеров, которые должны были решать оборонительные и наступательные задачи. Большой вклад в развитие кораблестроения внесли выдающиеся ученые и инженеры А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, В. Л. Поздюнин, В. Ф. Попов, В. П. Костенко, Б. М. Малинин, Ю. А. Шиманский, А. П. Шершов, Н. В. Исаченков, В. Г. Власов и другие. Наряду со строительством кораблей по плану, утвержденному в мае 1931, создавалась система береговой обороны, главной ударной силой которой была крупнокалиберная артиллерия. Развивалась бомбардировочная, истребительная и минно-торпедная морская авиация. Строились военно-морские базы. Тоннаж ВМФ с 1930 по 1939 увеличился почти в 2,5 раза.

    1933, 11.10 Прием в состав МСБМ подводной лодки «Щука» - головной средней подводной лодки типа «Щ».

    Полуторакорпусные подводные лодки типа «Щ» всех шести серий строились по проектам Б. М. Малинина (за основу был взят проект III серии). Они имели 6 отсеков, главный балласт размещался вне прочного корпуса в бортовых цистернах в виде булей. Подводные лодки отличались простотой конструкции, прочностью, надежностью систем и механизмов, обладали высокими по тому времени тактико-техническими характеристиками. В разобранном виде их можно было перевозить по железным дорогам. В 1938 ПЛ «Щ-402» и «Щ-4Р;» участвовали в операции по эвакуации членов научно-исследовательской экспедиции со станции «Северный полюс-1». В годы Великой Отечественной войны подводные лодки типа «Щ» активно участвовали в боевых действиях, 11 из них были награждены орденом Красного Знамени, 6 удостоены гвардейского звания. Командирам лодок Н. А. Лунину («Щ-421»), Е. Я. Осипову («Щ-406»), М. С. Калинину («Щ-303»), С. Н. Богораду («Щ-310»), М. В. Грешилову («Щ-215») присвоено звание Героя Советского Союза. ПЛ «Щ-402» СФ под командованием старшего лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Н. Г. Столбова, а с 31.8 1942 капитана 3 ранга А. М. Каутского совершала 16 боевых походов и потопила 9 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением около 50000 т. 3.4 1942 она была награждена орденом Красного Знамени, а 25.7 1943 удостоена гвардейского звания.

    1933, 22.10 Прием в состав МСБМ «Л-1» — головной подводной лодки типа "Л".

    II серия подводных заградителей типа «Ленинец» из 6 единиц была построена по проекту, разработанному под руководством Б. М. Малинина. Проектированием руководили видные ученые во главе с А. Н. Крыловым. Подводные лодки этой серки успешно участвовали в Великой Отечественной войне. ПЛ «Л-4» ЧФ (командир капитан 3 ранга Е. П. Поляков), совершившая 24 боевых похода и потопившая 6 транспортов и боевых кораблей противника, 23.10 1942 награждена орденом Красного Знамени. Наиболее успешно действовал экипаж ПЛ «Л-3» КБФ (командир капитан 2 ранга П. Д. Грищенко, с 9.3 1943 капитан 3 ранга В. К. Коновалов), совершившей 7 боевых походов продолжительностью 173 суток и одержавшей наибольшее количество побед среди подводных лодок Советского ВМФ. Только по подтвержденным противником данным, она уничтожила 18 судов общим тоннажем более 50 000 т и 7 кораблей, нескольким кораблям нанесла повреждения. 1.3 1943 «Л-3» была удостоена гвардейского звания, члены ее экипажа получили 423 награды, командиру В. К. Коновалову (впоследствии контр-адмирал) было присвоено звание Героя Советского Союза. Рубка «Л-3» в качестве памятника ныне установлена на территории одной из частей ДКБФ.

    1934, 16.4 Учреждение постановлением ЦИК СССР почетного звания Герой Советского Союза — высшей степени отличия за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига.

    Героям Советского Союза вручались высшая награда СССР — орден Ленина и Гра-мота ЦИК СССР (с декабря 1937 — Президиума Верховного Совета СССР). С 1.8 1939 Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден дополнительный знак отличия — медаль «Золотая Звезда». В ознаменование подвигов дважды Героя Советского Союза устанавливается бронзовый бюст на родине награжденного. Одним из первых Героев Советского Союза стал выпускник Севастопольской школы морских летчиков полярный летчик А. В. Ляпидевский, награжденный за спасение челюскинцев 20.4 1934. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» ,№ 1. Среди моряков впервые этого почетного звания были удостоены командиры подводных лодок И. А. Бурмистров и Н. П. Египко, сражавшиеся против фашизма в рядах республиканского флота Испании. Из личного состава ВМФ звания Героя Советского Союза дважды удостоены С. Г. Горшков, В. Н. Леонов, А. Е. Мазуренко, И. Д. Папанин, В. И. Раков, Б. Ф. Са-фонов, Н. Г. Степанян, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин, а звания Героя Советского Союза — более 600 человек. Многие военные моряки удостоены этого высокого звания в послевоенные годы.

    1934, 28.4 Прием в состав МСДВ «М-1» — головной подводной лодки типа «М» 6 серии.

    Подводные лодки малого водоизмещения строились по проекту группы конструкторов во главе с Б. М. Малининым и А. Н. Асафовым. Корпуса этих лодок изготовлялись полностью сварными. Их можно было перевозить в собранном виде по железной дороге. Подводные лодки типа «М» XV серии были снабжены двухвальными машинными установками, а торпедное вооружение увеличено до 4 аппаратов. В годы Великой Отечественной войны экипажи «малюток» совершили много подвигов, прорывались во вражеские базы, потопили десятки кораблей и транспортов. В числе первых кораблей ВМФ, 3.4 1942 удостоенных звания гвардейских, были «М-171» и «М-174» СФ (командиры капитан-лейтенанты Герой Советского Союза В.Г.Стариков и Н.Е.Егоров), а 31.5 1943— «М-35» ЧФ (командиры капитан-лейтенант М. В. Грешилов — впоследствии Герой Советского Союза, а затем капитан-лейтенант В. М. Прокофьев). «М-172» СФ, совершившая 18 боевых походов и уничтожившая 9 транспортов и судов противника, 3.4 1942 была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир капитан-лейтенант И. И. Фисанович удостоен звания Героя Советского Союза. 25.7 1943 ей было присвоено звание гвардейской. 22.7 1944 гвардейской стала ПЛ «М-62» (командир капитан-лейтенант Н. И. Малышев). Орденом Красноте Знамени были награждены ПЛ «М-111» и «М-117» ЧФ (командиры Герои Советского Союза капитан-лейтенанты Я. К. Иосселиани и А. Н. Кесаев).

    1935, 27.5 Учреждение Постановлением ЦИК СНК СССР Военно-Морского Флага СССР.

    Этот флаг существует и поныне.(Сейчас - Андреевский флаг.  Примечание "Кубрика"). Он представляет собой белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки, красными пятиконечной звездой, серпом и молотом. В крыжах вымпелов и брейд-вымпелов размещается Военно-морской флаг этого рисунка, Были введены также новые флаги командующего флотом, старшего и младшего флагманов. На красном поле этих флагов в крыже помещен Военно-морской флаг СССР, а на поле белые звезды. Были присвоены новые флаги Народному комиссару обороны СССР, Начальнику Генерального (с 1938) штаба РККА, Начальнику Морских Сил РККА. 7.7 1932 был утвержден ныне существующий гюйс для кораблей 1-го и 2-го ранга и крепостей: в центре красного полотнища — красная, окантованная белым, звезда с изображением серпа и молота. Изображения и названия флагов должностных лиц менялись в 1939, 1950 и 1964 в связи с изменениями в организации Советских Вооруженных Сил. Постановлением Совета Министров СССР от 21.4 1964 были утверждены флаги Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, Министра обороны СССР и начальника Генерального штаба ВС СССР и подтверждены флаги главнокомандующего ВМФ и начальника Главного штаба ВМФ. Основные положения о военно-морских флагах изложены в Корабельном уставе ВМФ СССР, введенном в действие 10.1 1978. Статья 608 гласит: «Военно-морской флаг СССР, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля». В статье 609 подчеркнуто: «Корабли Военно-Морского Флота СССР ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советского Союза».

    1935, 6.7-28.9 Первая высокоширотная экспедиция главного управления Севморпути на л/п «Садко».

    Целью экспедиции было обследование обширного района от Шпицбергена до Северной Земли, а также выполнение ряда других задач. Руководил экспедицией опытный полярник Г. А. Ушаков. Выйдя из Архангельска, «Садко» (капитан Н. М. Николаев) отправился вдоль Мурманского берега до м. Нордкап, откуда лег на курс к о. Медвежий, а затем к Шпицбергену. Обогнув архипелаг с севера, «Садко» пошел к Новой Земле, а затем к Северной Земле. 13.9 судно достигло точки 82°41,6/ с. ш., 87°04' в. д., впервые в истории мореплавания выйдя в глубоководную часть Северного Ледовитого океана. 28.9 оно возвратилось в Архангельск. Участники экспедиции провели важные океанографические и метеорологические наблюдения и открыли остров, названный именем Ушакова. По образцу этой экспедиции впоследствии организовывались и другие высокоширотные экспедиции.

    1935, 22.9 Введение постановлением ЦИК СНК СССР персональных воинских званий в армии и на флоте.

    Для рядового и командного состава ВМФ были установлены следующие звания: краснофлотец (красноармеец), отделённый командир, старшина, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант (капитан), капитан 3 ранга (майор), капитан 2 ранга (полковник), капитан 1 ранга (комбриг), флагман 2 ранга (комдив), флагман 1 ранга (комкор), флагман флота 2 ранга (командарм 2 ранга), флагман флота 1 ранга (командарм 1 ранга). Установлено высшее воинское звание — Маршал Советского Союза. , Для военно-политического состава армии и флота тогда же были введены следующие воинские звания: младший политрук (лейтенант), политрук (старший лейтенант), старший политрук (капитан), батальонный комиссар (майор), старший батальонный комиссар (подполковник), полковой комиссар, бригадный комиссар, дивизионный комиссар, корпусной комиссар, армейский комиссар 2 ранга, армейский комиссар 1 ранга. Были также установлены воинские звания для военно-технического, военно-хозяйственного, военно-административного, военно-медицинского, военно-ветеринарного и военно-юридического состава. В дальнейшем воинские звания уточнялись и частично изменялись. 7.5 1940 для высшего командного состава флота были введены адмиральские и генеральские звания: контр-адмирал (генерал-майор), вице-адмирал (генерал-лейтенант), адмирал (генерал-полковник), адмирал флота (генерал армии). 30.11 1940 были введены звания старший краснофлотец, мичман (самое высокое из старшинских званий). 21.5 1942 были введены гвардейские звания, 26.6 1945 — высшее воинское звание Генералиссимус Советского Союза. Воинские звания матрос и старший матрос введены в июле 1946. 3.3 1955 введено воинское звание Адмирал Флота Советского Союза, а звание адмирал флота упразднено (восстановлено 28.4 1962). 1.1 1972 на кораблях, в береговых частях боевого обеспечения и морских пограничных частях было введено звание мичман (ранее существовало только для корабельного состава ВМФ), а с 24.12 1980 — звание старший мичман. 14.5 1984 приказом Министра обороны СССР были введены единые воинские звания для командного и инженерного состава.

    1935, 8.12 Закладка эскадренного миноносца «Гневный».

    Корабль был спущен на воду 13.7 1936, а 23.12 1938 принят в состав КБФ. «Гневный» являлся головным кораблем I серии эскадренных миноносцев типа 7. Эти эсминцы строились по разработанному ленинградскими конструкторами в 1932—35 проекту и снаряжались отечественной техникой и вооружением. Эсминцы этого типа и усовершенствованные эсминцы типа «Сторожевой», лучшие в мире по вооружению и скорости, успешно действовали в годы Великой Отечественной войны. Особенно отличились «Гремящий», «Сообразительный» и «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд»), удостоенные гвардейского звания, а также «Беспощадный», «Бойкий», «Грозный» и «Громкий», награжденные орденом Красного Знамени.

    1936, 1.8-17.10 Первый переход военных кораблей по Северному морскому пути.

    Совершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу в Архангельск, эсминцы «Сталин» и «Войков» (командиры капитан-лейтенант В. Н. Обу-хов и капитан 3 ранга М. Г. Сухоруков) в сопровождении ледореза «Ф. Литке» 1.8 прибыли на Новую Землю. Отсюда вместе с пароходом «Анадырь» и танкерами «Локбатан» я «Майкоп» они начали движение по трассе СМП. На время плавания на эсминцы были назначены опытные полярные капитаны П. Г. Миловзоров и Н. М. Николаев. Экспедиция (начальник О. Ю. Шмидт) благополучно совершила переход на Дальний Восток. 17.10 эсминцы прибыли во Владивосток.

    1936, 11.9 Прием в состав КБФ «С-1» — головной подводной лодки типа «С» IX серии.

    Проект этой серии подводных лодок среднего водоизмещения был создан коллективом ленинградских конструкторов (В. В. Перловский, В. Ф. Критский, 3. А. Дерибин, В. Н. Перегудов). Серийные подводные лодки по сравнению с головной были существенно модернизированы и лучше оборудованы средствами связи и наблюдения, обладали более высокими боевыми и маневренными качествами как в надводном, так и в подводном положении. «С-1» прославилась еще во время советско-финляндской войны, потопив ТР «Больхейм». 7.2 1940 она была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир капитан-лейтенант А. В. Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза. Подводные лодки типа «С» (серий IX и 1Х-бис) отлично зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны. Многие из них стали гвардейскими и Краснознаменными. ПЛ «С-13» в первом боевом походе (командир капитан-лейтенант П. П. Маланченко) в августе 1941 потопила в Балтийском море 3 транспорта противника. 9.10 1944 «С-13» (командир капитан 3 ранга А. И. Маринеско) артиллерийским огнем уничтожила вооруженный ТР «Зигфрид», а 30.1 1945 потопила в Данцигской (Гданьской) бухте лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось свыше 7 тыс. гитлеровцев, в том числе около 1300 подводников. 10.2 1945 на подходе к Данцигской бухте она атаковала и потопила ТР «Генерал фон Штойбен», на борту которого было свыше 3 тыс. солдат и офицеров противника. Всего за годы войны «С-13» потопила и повредила 6 транспортов общим водоизмещением свыше 60 тыс. т. 20.4 1945 она была награждена орденом Красного Знамени. ПЛ «С-56» (командир капитан 2 ранга Г. И. Щедрин, с 5.11 1944 Герой Советского Союза, впоследствии вице-адмирал), которая, перейдя с ТОФ на СФ, совершила 8 боевых походов, уничтожила 9 и повредила 4 вражеских корабля и транспорта, 31.3 1944 была награждена орденом Красного Знамени, а 23.2 1945 стала гвардейской. В день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне «С-56» за большие заслуги ее экипажа перед Родиной была установлена на пьедестал Вечной славы на Корабельной набережной Владивостока и стала филиалом музея КТОФ. Некоторые подводные лодки типа «С» оставались в составе флотов до 1956.

    1937, 26.3 Введение в действие временного боевого устава морских сил (БУМС-37).

    В этом уставе большое внимание уделялось боевому использованию подводных лодок, авиации и торпедных катеров, которым отводилась роль ударных сил в наступательных операциях. В дальнейшем БУМС-37 совершенствовался на опыте советско-финляндской и Великой Отечественной войн (перерабатывался и переиздавался в 1940 и 1959).

    1937, 7.9 Завершение разработки программы создания большого флота СССР на 1938-43.

    Учитывая возросшие экономические возможности Советского Союза, партия и правительство поставили задачу создания мощного морского и океанского ВМФ для защиты интересов СССР на морских направлениях. Эти решения легли в основу программы строительства ВМФ на третью пятилетку. Программа была нацелена на создание крупных надводных сил — линкоров, тяжелых крейсеров, превосходящих по своим качествам иностранные корабли аналогичных классов. В соответствии с этой программой в 1938—40 были заложены первые линкоры отечественной постройки типа «Советский Союз», тяжелые крейсера типа «Кронштадт», легкие крейсера типа «Чапаев», эсминцы типа «Огневой», сторожевые корабли, тральщики, большие и малые охотники за подводными лодками, торпедные и другие катера новых типов. Продолжалось создание мощных подводных сил, включавших более 200 подводных лодок различных серий. Предусматривалось также создание более совершенных самолетов, средств ПВО и мощной артиллерии береговой обороны. Планы строительства кораблей пересматривались в связи с начавшейся 1.9 1939 второй мировой войной и возросшей угрозой агрессии против СССР. 19.10 1940 Советским правительством было принято решение линкоры и тяжелые крейсера больше не закладывать, а сосредоточить усилия на строительстве малых и средних кораблей и достройке крупных кораблей с большой степенью готовности. В течение первой половины 1941 промышленность сдала флоту легкий крейсер, 9 эсминцев, 6 подводных лодок, 16 малых охотников за ПЛ, 5 торпедных катеров, 2 сетевых заградителя, 2 тральщика. 15 катеров-тральщиков. Общее водоизмещение кораблей ВМФ с начала 1939 до 1941 увеличилось на 160 тыс. т. В результате реализации кораблестроительной программы к началу Великой Отечественной войны были построены 4 крейсера, 37 эсминцев и лидеров, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 206 подводных лодок и другие корабли. В период Великой Отечественной войны велось в основном серийное строительство малотоннажных боевых кораблей — больших и малых охотников за ПЛ, торпедных катеров, морских и речных бронекатеров, рейдовых и речных тральщиков и др. Всего за годы войны построено 2 легких крейсера, 19 эсминцев. 38 тральщиков, 54 подводные лодки и около 900 различных боевых катеров.

    1937, 30.12 Образование народного комиссариата Военно-морского флота СССР.

    Наркомат — центральный орган, осуществлявший руководство ВМФ СССР в 1937 — 46 годах, - был образован Постановлением ЦИК и СНК СССР на базе Управления ВМС РККА, входившего в Народный комиссариат обороны СССР. В состав Наркомата входили: Главный морской штаб, Политическое управление, различные центральные управления и самостоятельные отделы. Впоследствии структура Наркомата и ГМШ преобразовывалась. 25.2 1946 в связи с образованием единого союзно-республиканского Народного комиссариата Вооруженных Сил СССР Наркомат ВМФ был упразднен. 25.2 1950 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР было образовано Военно-морское министерство СССР. 15.3 1953 Указом Президиума Верховного Совета СССР Военное и Военно-морское министерства объединены в Министерство обороны СССР. Военно-морское ведомство страны возглавляли: П. А. Смирнов(декабрь 1937-ноябрь 1938), М. П. Фриновский (ноябрь 1938—март 1939), Н. Г. Кузнецов (апрель 1939 — январь 1947; июль 1951—март 1953), И. С. Юмашев (январь 1947—июль 1951).

    1937, 30.12 Образование политического управления РККФ.

    ПУ РККФ было создано по решению Политбюро ЦК ВКП(б) на базе морского отдела ПУ РККА и работало на правах военно-морского отдела ЦК партии. В июне 1940 ПУ РККФ было преобразовано в Главное управление политической пропаганды ВМФ (ГУПП ВМФ). Великая Отечественная война обусловила необходимость совершенствования системы руководства партийно-политической работой в армии и на флоте, поэтому 22.07.1941 в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и Указом Президиума Верховного Совета СССР ГУПП ВМФ было реорганизовано в Главное политическое управление ВМФ, которое было значительно укреплено за счет аппарата ЦК партии и политработников флота. В годы войны ГлавПУ ВМФ сыграло важную роль в мобилизации военных советов, командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций ВМФ на претворение в жизнь постановлений ЦК партии, ГКО, приказов Ставки ВГК, НКО и Наркома ВМФ. После окончания войны в связи с новыми задачами Наркоматы обороны и ВМФ были объединены в Наркомат Вооруженных Сип, и в феврале 1946 по решению ЦК ВКП(б) было создано Главное политическое управление Вооруженных Сил СССР (с апреля 1958 Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота). 30.9 1967 ЦК КПСС принято постановление о создании в структуре Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота политических управлений Войск ПВО страны, ВВС и ВМФ. Членами Военного совета и начальниками ПУ РККФ, ГУПП ВМФ, ГлавПУ ВМФ и ПУ ВМФ были: бригадный комиссар С. П. Игнатьев (1938—39), И. В. Рогов (1939—46), генерал-майор А. А. Муравьев (1946), вице-адмирал П. М. Кулаков — заместитель ГК ВМФ по политической части (1946—49), контр-адмирал Б. М. Балев (1949—50), генерал-лейтенант Н. В. Пупышев (1950), адмирал С. Е. Захаров (1950—53; 1953—55), генерал-лейтенант Л. И. Брежнев (1953), вице-адмирал А. В. Комаров (1955—58), адмирал В. М. Гришанов (1958—80), адмирал А. И. Сорокин (январь 1980 — октябрь 1981), адмирал П. Н. Медведев (октябрь 1981— май 1987), вице-адмирал В. И. Панин (с мая 1987).


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт Каталог сайтов Всего.RU Интернет-клуб юного моряка

    Сайт управляется системой uCoz