фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Управление судном в шторм


    Мероприятия на судне в ожидании шторма.
    Маневры по управлению судном с механическим двигателем в шторм

    В большинстве случаев штормовая погода мало отражается на плавании современных морских судов крупного тоннажа с мощными механическим двигателями, обеспечивающими большие скорости хода.
    Однако плавание значительного числа судов среднего и особенно малого тоннажа сопровождается рядом серьезных препятствий и последствий от большого волнения и сильного ветра.
    Успешному преодолению этих последствий способствуют мероприятия по своевременной подготовке судна к плаванию во время шторма и мероприятия по управлению судном в условиях шторма.
    Перед выходом в море, как правило, все судно с находящимся на нем грузом, судовым снаряжением и инвентарем должно быть подготовлено к плаванию в штормовую погоду.

    В пути при получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма следует тщательно проверить:
    а) исправность рулевого устройства. Если нет механического стопора руля, заблаговременно поставить румпель-тали;
    б) закрытие грузовых люков; рекомендуется установка дополнительного крепления тросами или грузовыми сетками;
    в) надлежащее крепление грузового устройства, вооружения. а также крепление палубного груза (если таковой имеется на судне) и всех предметов, которые при качке судна могут прийти в движение:
    г) исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок;
    д) исправное действие штормовых портов и шпигатов;
    е) надежность закрытия воздушных я измерительных трубок на открытых палубах;
    ж) надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок.

    В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус судна необходимо провести следующие мероприятия:
    а) клюзы якорных цепей задраить;
    б) световые люки, горловины угольных ям и других отсеков, выходящих на открытую палубу, закрыть;
    в) бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии, задраить глухарями;
    г) раструбы наружных вентиляторов закрыть чехлами и повернуть по ветру;
    д) водонепроницаемые двери должны быть в полной готовности к закрытию, а те, которые не мешают сообщению внутри судна, должны быть закрыты;
    е) во время шторма по возможности следует заполнить балластные отсеки полностью, а те, которые не подлежат заполнению, держать пустыми.

    Если курс судна проходит вблизи берега, а надвигающийся шторм ожидается с моря, судам с маломощными или ненадежными двигателями рекомендуется заблаговременно изменить курс с расчетом отойти от берега в сторону моря.

    При встречном шторме суда с мощным двигателем и надежным рулевым управлением держат путь по назначению до последней возможности.

    Прежде чем лечь в дрейф, следует использовать все способы противодействий шторму хотя бы за счет отклонения от курса и замедленного продвижения.

    Если судно испытывает сильную килевую качку, принимает через бак много воды на палубу и перебои винта настолько велики, что вредно отражаются на корпусе и машине, то для уменьшения чрезмерного напряжения корпуса следует изменить курс с расчетом направления волны в скулу судна. Полезно при этом, если имеется возможность, увеличить дифферент на корму путем перераспределения балласта. Если эти мероприятия не дают желательного результата, необходимо уменьшить ход судна.

    Если судно не в состоянии выгребать против волны, теряет управление и не может держаться против ветра, рекомендуется лечь в дрейф. Для этого рекомендуется выпустить с носа плавучий якорь или какую-либо тяжесть на длинном тросе или если судно штормует на больших глубинах, вытравить становые якоря и якорные цепи. одновременно подрабатывая машиной.

    В таком положении, удерживая нос судна против волны, можно продержаться до улучшения погоды, имея небольшое движение назад.

    Если корпус испытывает слишком большие напряжения и судно поставить носом против волны и ветра не удается, то можно лечь в полный бакштаг, установив малый ход.

    На малых судах, имеющих, кроме машин и паруса (рыболовные тральщики и др.), во время шторма приводят нос против волны и ветра, ставят штормовую бизань и с застопоренной машиной дрейфуют, медленно спускаясь по ветру кормой вперед, удерживая нос против волны. В случае необходимости дополнительно выпускается плавучий якорь или какая-либо тяжесть на длинном тросе. Для большего обеспечения безопасности судна рекомендуется выпускать с носа масло. О действии масла на разбушевавшиеся волны смотрите здесь.

    В штормовую погоду для уменьшения бортовой качки, которая у некоторых судов бывает особенно велика и даже опасна (при совпадении периода волны с периодом бортовой качки), следует изменить курс с таким расчетом, чтобы волна приходилась в скулу судна, и уменьшить ход.

    Если принятые меры не уменьшают опасную качку, следует лечь в дрейф.

    При следовании судна с попутным штормом очень крупное волнение часто создает тяжелое положение. Судно при этом испытывает сильную смешанную качку и принимает слишком много воды на палубу, чем создается угроза вскрытия грузовых люков и различных повреждений.

    При таком положении рекомендуется изменить немного курс, уменьшить ход по мере необходимости и выпускать с кормы масло, которое будет успокаивающе действовать на волнение, сглаживая гребни штормовых волн.
     

    В случае невозможности продвигаться по ветру следует выпустить с кормы на длинном тросе плавучий якорь и в таком положении дрейфовать по направлению ветра и волнения.
     

    К самой трудной операции для груженого судна следует отнести необходимость привести нос к ветру во время шторма, если судно ранее шло попутным ветром. Особенно это тяжело и до некоторой степени опасно для судов, груженных сыпучим грузом, так как при положении лагом к волне судно получает большой крен и груз может дать движение. В таких случаях лучше дрейфовать, держась на курсе бакштаг, и выпускать масло с наветренной стороны, подрабатывая малым ходом.
     

    В морской практике были случаи, когда в жестокий шторм судно с застопоренной машиной и рулем, поставленным в диаметральной плоскости, само находило наилучшее положение для дрейфа. При этом выпускалось масло с наветренной стороны.

                                                                        Морской плавучий якорь

    Плавучий якорьКак один из образцов морского плавучего якоря можно рекомендовать якорь (рисунок слева), состоящий из парусинового конуса, прикрепленного к железной треугольной раме. К раме прикреплены 3—4 оттяжки, сходящиеся своими концами у кольца, в которое ввязан трос (дректов).
    На судне можно соорудить плавучий якорь судовыми средствами, использовав для этой цели два бревна толщиной около 25 см и длиной около 1/2 ширины судна. Бревна скрепляются крестообразно, и к концам крестовины прикрепляется сложенный вдвое люковый брезент. Остальные детали такие же, как указано на рисунке.
    Для того чтобы якорь стоял в воде вертикально, к одному его концу прикрепляют буек с буйрепом, к другому подвешивают легкий верп или соответствующего веса балластину. Такой якорь может быть применен для судна примерно до 10 000 тонн.
     

    Плавучий якорьНа небольших судах, вынужденных штормовать в море, для удержания носа против ветра и волнения с большим успехом может быть применен плавучий якорь, выпускаемый с бака на надежном тросе (рисунок слева).

    На рисунке: 1 - металлический цилиндр для масла; 2 - пробка; 3 - отверстия для вытекания масла; 4 - парусина, прикрепленная к раме; 5 - металлическая рама; 6 - вертлюг.




    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU
    Сайт управляется системой uCoz