Мероприятия на судне в ожидании шторма. Маневры по управлению судном с механическим двигателем в шторм
В большинстве случаев штормовая погода мало отражается на плавании современных морских судов крупного тоннажа с мощными механическим двигателями, обеспечивающими большие скорости хода.
Однако плавание значительного числа судов среднего и особенно малого тоннажа сопровождается рядом серьезных препятствий и последствий от большого волнения и сильного ветра.
Успешному преодолению этих последствий способствуют мероприятия по
своевременной подготовке судна к плаванию во время шторма и мероприятия по управлению судном в условиях шторма.
Перед выходом в море, как правило, все судно с находящимся на нем грузом, судовым снаряжением и инвентарем должно быть подготовлено к плаванию в штормовую погоду.
В пути при получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма следует тщательно проверить:
а) исправность рулевого устройства. Если нет механического стопора руля, заблаговременно поставить румпель-тали;
б) закрытие грузовых люков; рекомендуется установка дополнительного крепления тросами или грузовыми сетками;
в) надлежащее крепление грузового устройства, вооружения. а также крепление палубного груза (если таковой имеется на судне) и всех предметов, которые при качке судна могут прийти в движение:
г) исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок;
д) исправное действие штормовых портов и шпигатов;
е) надежность закрытия воздушных я измерительных трубок на открытых палубах;
ж) надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок.
В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус судна необходимо провести следующие мероприятия:
а) клюзы якорных цепей задраить;
б) световые люки, горловины угольных ям и других отсеков, выходящих на открытую палубу, закрыть;
в) бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии, задраить глухарями;
г) раструбы наружных вентиляторов закрыть чехлами и повернуть по ветру;
д) водонепроницаемые двери должны быть в полной готовности к закрытию, а те, которые не мешают сообщению внутри судна, должны быть закрыты;
е) во время шторма по возможности следует заполнить балластные отсеки полностью, а те, которые не подлежат заполнению, держать пустыми.
Если курс судна проходит вблизи берега, а надвигающийся шторм ожидается с моря, судам с маломощными или ненадежными двигателями рекомендуется заблаговременно изменить курс с расчетом отойти от берега в сторону моря.
При встречном шторме суда с мощным двигателем и надежным рулевым управлением держат путь по назначению до последней возможности.
Прежде чем лечь в дрейф, следует использовать все способы противодействий шторму хотя бы за счет отклонения от курса и замедленного продвижения.
Если судно испытывает сильную килевую качку, принимает через бак много воды на палубу и перебои винта настолько велики, что вредно отражаются на корпусе и машине, то для уменьшения чрезмерного напряжения корпуса следует изменить курс с расчетом направления волны в скулу судна. Полезно при этом, если имеется возможность, увеличить
дифферент на корму путем перераспределения
балласта. Если эти мероприятия не дают желательного результата, необходимо уменьшить ход судна.
Если судно не в состоянии выгребать против волны, теряет управление и не может держаться против ветра, рекомендуется лечь в дрейф. Для этого рекомендуется выпустить с носа плавучий якорь или какую-либо тяжесть на длинном тросе или если судно штормует на больших глубинах, вытравить становые якоря и якорные цепи. одновременно подрабатывая машиной.
В таком положении, удерживая нос судна против волны, можно продержаться до улучшения погоды, имея небольшое движение назад.
Если корпус испытывает слишком большие напряжения и судно поставить носом против волны и ветра не удается, то можно лечь в полный бакштаг, установив малый ход.
На малых судах, имеющих, кроме машин и паруса (рыболовные тральщики и др.), во время шторма приводят нос против волны и ветра, ставят штормовую
бизань и с застопоренной машиной дрейфуют, медленно спускаясь по ветру кормой вперед, удерживая нос против волны. В случае необходимости дополнительно выпускается плавучий якорь или какая-либо тяжесть на длинном тросе. Для большего обеспечения безопасности судна рекомендуется выпускать с носа масло.
О действии масла на разбушевавшиеся волны смотрите
здесь.
В штормовую погоду для уменьшения бортовой качки, которая у некоторых судов бывает особенно велика и даже опасна (при совпадении периода волны с периодом бортовой качки), следует изменить курс с таким расчетом, чтобы волна приходилась в скулу судна, и уменьшить ход.
Если принятые меры не уменьшают опасную качку, следует лечь в
дрейф.
При следовании судна с попутным штормом очень крупное волнение часто создает тяжелое положение. Судно при этом испытывает сильную смешанную качку и принимает слишком много воды на палубу, чем создается угроза вскрытия грузовых люков и различных повреждений.
При таком положении рекомендуется изменить немного
курс, уменьшить
ход по мере необходимости и выпускать с кормы масло, которое будет успокаивающе действовать на волнение, сглаживая гребни штормовых волн.
В случае невозможности продвигаться по ветру следует выпустить с кормы на длинном тросе плавучий якорь и в таком положении дрейфовать по направлению ветра и волнения.
К самой трудной операции для груженого судна следует отнести необходимость привести нос к ветру во время шторма, если судно ранее шло попутным ветром. Особенно это тяжело и до некоторой степени опасно для судов, груженных сыпучим грузом, так как при положении лагом к волне судно получает большой крен и груз может дать движение. В таких случаях лучше дрейфовать, держась на курсе
бакштаг, и выпускать масло с наветренной стороны, подрабатывая малым ходом.
В морской практике были случаи, когда в жестокий шторм судно с застопоренной машиной и рулем, поставленным в диаметральной плоскости, само находило наилучшее положение для дрейфа. При этом выпускалось масло с наветренной стороны.
Морской плавучий якорь
Как один из образцов морского плавучего якоря можно рекомендовать якорь (рисунок слева), состоящий из парусинового конуса, прикрепленного к железной треугольной раме. К раме прикреплены 3—4 оттяжки, сходящиеся своими концами у кольца, в которое ввязан трос (дректов).
На судне можно соорудить плавучий якорь судовыми средствами, использовав для этой цели два бревна толщиной около
25 см и длиной около
1/2 ширины судна. Бревна скрепляются крестообразно, и к концам крестовины прикрепляется сложенный вдвое люковый брезент. Остальные детали такие же, как указано на рисунке.
Для того чтобы якорь стоял в воде вертикально, к одному его концу прикрепляют буек с буйрепом, к другому подвешивают легкий верп или соответствующего веса балластину. Такой якорь может быть применен для судна примерно до 10 000 тонн.
На небольших судах, вынужденных штормовать в море, для удержания носа против ветра и волнения с большим успехом может быть применен плавучий якорь, выпускаемый с
бака на надежном тросе (рисунок слева).
На рисунке: 1 - металлический
цилиндр для масла; 2 - пробка; 3 - отверстия для вытекания масла; 4 - парусина,
прикрепленная к раме; 5 - металлическая рама; 6 - вертлюг.