фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Снятие судна с мели


    Капитанам морских судов иногда приходится заниматься работами по снятию других судов с мели.

    Приступая к снятию судна с мели, необходимо выяснить:
    1) обстоятельства, при которых произошла посадка судна на мель: курс, ход судна, состояние моря, направление и сила ветра, глубины вокруг аварийного судна, уменьшение его средней осадки, были ли предприняты мероприятия для самостоятельного схода судна с мели и какие;
    2) характер повреждения судна и возможность их исправлений, характеристику грунта, нет ли камней, вошедших в корпус судна;
    3) мощность главного двигателя и вспомогательных палубных механизмов (брашпиль, лебедки), вес становых и запасных якорей, наличие буксирных тросов;
    4) основные элементы судна, ознакомление с чертежами его;
    5) запасы твердого и жидкого груза (вода, топливо и т. д.), которые в случае необходимости можно удалить, а также количество отсеков, не заполненных водой, которые можно забалластировать;
    6) направление господствующих ветров в районе аварийного судна, наличие и высоту прилива.

    Выяснив вышеперечисленные обстоятельства, производят расчет и выбор способа снятия судна с мели.

    Существуют следующие способы снятия судов с мели:
    а) самостоятельное снятие аварийного судна;
    б) снятие аварийного судна с мели при помощи буксировки его другими судами и с помощью гиней;
    в) снятие судна путем его отгрузки или размыва грунта;
    г) снятие судна с мели при помощи судоподъемных понтонов.

    Последние два способа нуждаются в применении специальных технических средств и обычно выполняются спасательными организациями,
    Если сила давления на грунт судна, севшего на мель, невелика, то можно попытаться сойти с мели при помощи работы главного двигателя на полный ход назад.
    Рекомендуется в зависимости от обстоятельств посадки, перекладывая руль с борта на борт, давать главным двигателям переменные ходы, переключая с полного переднего на полный ход назад. Этими маневрами удается «раскачать» судно, а затем, работая задним ходом, сойти с мели.
    При недостаточности этих мероприятий полезно завести становые якоря на возможно большую длину якорной цепи в направлении, намеченном для снятия судна с мели. При работе главного двигателя на полный ход назад одновременно выбирают брашпилем или лебедкой заведенные якоря.
    Уменьшения осадки судна можно добиться путем его отгрузки. При проведении отгрузки судна следует учитывать, что облегченное судно всегда более подвержено действию ветра и волнения, которые могут его забросить еще дальше на мель или усилить удары корпуса о грунт (камни).
    Изменение осадки судна при отгрузке можно определить по формулам

                      ΔT = P / gS ,

    где ΔT — уменьшение осадки судна:
    Р — количество снятого груза, т:
    g — удельный вес воды;
    S — площадь действующей ватерлинии;
    t1 — число тонн на 1 см осадки;
    t2 — число тонн на 1 дюйм осадки.

    В целях определения необходимой силы для снятия судна с мели следует рассчитать давление судна на грунт, которое создается потерей судном своей первоначальной осадки, или дополнительным давлением, создаваемым затопленными отсеками (весом влившейся воды).
    Давление судна на грунт от потери осадки можно определить также по формуле

                     N1 = 100(T – T1) t1 ,

    где N1 — давление судна на грунт, т;
    t1 — число тонн на 1 см осадки судна;

    или по формуле

                     N1 = 12 (T – T1) t2,

    где t2 — число тонн на 1 дюйм осадки.

    Дополнительное давление судна на грунт, создаваемое затопленными отсеками (весом влившейся воды), можно определить по формуле

                     N2 = k1k2l1bT1 ,

    где N2 — давление судна на грунт, т;
    k1 — коэффициент полноты отсека;
    k2 — коэффициент проницаемости;
    l1 — длина отсека,
    b — ширина отсека,
    T1 — осадка судна после аварии.

    Общая сила давления судна на грунт N определяется суммой N1 + N2.

                                             Расчет силы, необходимой для снятия судна с мели

    Если аварийное судно не имеет существенных деформаций днища и рваных пробоин, через которые камни входят внутрь корпуса судна, то сила, необходимая для снятия судна с мели, может быть рассчитана по формуле

    F = fN ,

    где F — сила, необходимая для снятия судна с мели;
    f — коэффициент трения судна о грунт;
    N — давление судна на грунт, т.

    В зависимости от характера грунта может быть принята следующая величина коэффициента f:

    - жидкая глина – 0,18 – 0,22
    - мягкая глина – 0,23 – 0,30
    - глина с песком – 0,30 – 0,32
    - песок мелкий – 0,35 – 0,38
    - галька – 0, 38 – 0, 42
    - каменная плита – 0,30 – 0,42
    - камень-булыжник – 0,42 – 0,55.
     


                                             Снятие судна с мели при помощи буксировки другими судами

    Буксирующее судно может развить тяговую силу

    F = N / 9V,

    где N — мощность главного двигателя, л.с.;
    V — скорость в узлах при данной мощности;
    F - тяговое усилие, т.

    Ориентировочно тяговую силу, которую может создать буксирующее судно, принимают из расчета 10 кг на 1 л. с. мощности двигателя.
    При снятии судна с мели рывками буксирующего судна тяговая сила увеличивается примерно в 4—6 раз.
    Если для снятия судна с мели привлекаются несколько буксировщиков, расстановка их производится в соответствии с окружающей аварийное судно обстановкой с таким расчетом, чтобы равнодействующая всех сил натяжения буксиров совпадала с направлением, избранным для снятия судна с мели.
    Для поддержания на курсе буксировщика с носа его ставится другое, меньшее по мощности судно. Работая рывками и изменяя курс буксировщиков, полезно судно, сидящее на мели, «раскачать» в направлении диаметральной плоскости и перпендикулярной к ней. 


                                                                      Снятие судна с мели при помощи гиней

    В случаях необходимости получить тяговое усилие значительной величины рекомендуется завести якоря и выбирать их с помощью гиней.

    Пример. Для снятия судна с мели необходимо применить тяговое усилие, равное 100 т. Требуется определить необходимое число гиней, лебедок и якорей. На судне имеются 50-тонные трехшкивные гини.

    Решение. 1) потребуется гиней
    N / Q = 100 / 50 = 2 пары;

    2) сила лебедки F для выбирания гиней должна быть не менее усилия на ходовом конце гиней Р, т. е. F >Р или F = P; ходовой лопарь гиней выходит из неподвижного блока, поэтому усилие на ходовом лопаре определяем по формуле
     

    P = {(1 + n/k) / n}* Q,


    где Р — усилие на ходовом лопаре;
    n — число шкивов гиней;
    Q — подъемная сила гиней, т.

    Отсюда

    P = {(1 + 6/10) / 6}* 50 = (16*50) / 60 = 13 тонн.

    3) держащая сила якорей P1 должна быть на 25% больше усилия в гинеях

    F P1 = 1,25 * 50 т = 62,5 т.

    Держащая сила якорей может быть увеличена путем расположения их по одной линии друг за другом (гуськом).




    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU
    Сайт управляется системой uCoz