Блоками называются простейшие приспособления для подъема тяжестей и изменения
направления тяги. Применяются металлические, деревянные и пластмассовые блоки. Блоки
бывают одношкивные, двухшкивные, трехшкивные и многошкивные.
Канифас-блоки - одношкивные металлические или деревянные блоки с наружной
оковкой, у которых одна щека откидывается на шарнире. Они служат для изменения
направления тяги ходовых лопарей в грузоподъемных устройствах. Гаки канифас-блоков
вертлюжные (вращаются в корпусе блока).На рисунке - блок и справа канифас-блок.
Гаки.
Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для
закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т.д.
Обыкновенный гак бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки)
и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости). Гаки изготовляются
22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах. Складной
гак - храпцы - используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться.
Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш.
Глаголь-гак применяется там, где нужно быстро
выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на
концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.
Пентер-гак применяется для постановки и уборки
тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется
обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала
или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.
Вертлюжный гак применяется на канифас-блоках,
нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может
вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и
подъемных шкентелей.
Двойной вертлюжный гак от вертлюжного отличается
тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в
блоках больших грузовых кранов.
Грузовой гак - шкентель-гак - применяется на
шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за
выступающие части борта.
Двурогий гак применяется на стрелах и кранах.
На рисунке: слева гак, где а) простой, б)повернутый, 1 - обух, 2 - спинка, 3 - носок,
4 - проушина; рядом с гаком - храпцы; справа - глаголь-гак, где 1 - увеличенное звено,
2 - стопорное звено, 3 - откидной гак.
Скобы.
Скобы применяются для соединения отрезков цепей
и тросов, бывают: такелажные, соединительные, якорные, фертоинговые, грузоподъемные
и др.
Такелажные скобы применяются для соединения
такелажных цепей и тросов, крепления стоячего такелажа к корпусу корабля, поднятия
тяжестей и при различных такелажных работах. Они бывают прямые и изогнутые, с
нарезным штырем и с прошплинтованным штырем. Скобы изготовляются 27 номеров. Их
допускаемая нагрузка выбивается в виде номера на спинке.
Фертоинговая скоба вводится в якорные цепи при
постановке на два якоря способом "фертоинг" для предотвращения закручивания якорных
цепей при стоянке на двух якорях.
Талрепы, обухи, рымы, коуши и такелажные цепи.
Талрепы служат для обтягивания слабины стоячего
такелажа, штуртросов, лееров, крепления по-походному различных предметов на палубе и
т.д. Различают два вида талрепов: винтовые и тросовые. Последние в ВМФ применяются
сравнительно редко и здесь не рассматриваются.
Винтовые талрепы состоят из двух стержней с
нарезкой и вилки талрепа. Один из стержней имеет резьбу правого шага, другой - левого.
Имеются разновидности винтовых талрепов: закрытые (с муфтой) и открытые (с вилкой),
простые и вертлюжные.
Обух - стальной болт, у которого вместо головки
в верхней части сделано кольцо или специальная поковка с проушиной. Обухи служат для
крепления снастей стоячего такелажа к корпусу корабля, блоков подъемных устройств и
переносных цепных стопоров якорной цепи к палубе, а также для других целей.
Рым - подвижное круглое кольцо, продетое через
проушину обуха. Рымы служат для крепления снастей, блоков, для подъема крышек люков
и т.д.
Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной
поверхности желобок, соответствующий толщине вплесниваемого троса. Коуши служат для
крепления коренных концов тросов за обухи и рымы и соединения двух тросов. Назначение
коуша - предохранить трос от излома и перетирания. Коуши бывают круглыми, продолговатыми
и треугольными. На каждом коуше нанесен номер, обозначающий величину допустимой
нагрузки в тоннах.
Такелажные цепи изготовляются из стали и в отличие
от якорных не имеют распорок (контрафорсов). Поэтому они уступают по крепости якорным
на 12-20%. Такелажные цепи применяются для оснастки шлюпбакштагов, трубштагов, бортовых
лееров, штурцепей. Они используются в механических талях и найтовных креплениях шлюпок.
На рисунке: скоба, где 1 - спинка, 2 - лапка, 3- болт; такелажная цепь посредине и справа
- винтовой талреп, где а) талреп с двумя ушками, б) талреп с двумя гаками и в) талреп
с гаком и скобой, 1- вилка талрепа, 2- винты с нарезкой.