В зависимости от характера сплесней практикой определено
число пробивок на стальных тросах.
Изготовление кнопов и мусингов.
Чтобы предотвратить развивание прядей троса или прикрепить его к какой-либо
снасти, на конце троса вяжется узел, называемый кнопом.
Кнопы вяжутся только на растительных тросах.Смотрите морские узлы - кноп и мусинг.
Простой кноп вяжется из полуколеса,
которое является его основой.
Чтобы изготовить полуколесо, на некотором расстоянии от конца троса
накладывают марку, трос распускают на пряди, которые маркируют. Затем
пряди поочередно обносят вокруг троса против часовой стрелки так, чтобы
каждая из них входила в петлю, образованную предыдущей прядью. Заделывая
повторно поверх полуколеса второе, получают простой кноп (колесо). Простой
кноп делается на сорлинях, брасиках румпелей, тросовых ручках пожарных
ведер и т.д.
Стопорный кноп вяжется также на основе полуколеса.
Пряди троса равномерно обтягивают и переплетают в виде креста. Затем пряди полуколеса
удваивают, для чего каждая прядь проводится параллельно своей уже
заплетенной части. После пробивки пряди троса пробивают параллельно
шлагам креста. Если надо изготовить стопорный кноп большего диаметра,
следует выполнить еще одну пробивку. Стопорный кноп делают на
переносных стопорах, буйрепах, концах шкентелей и т.д. Разновидностью
стопорного кнопа является фалрепный кноп, который заделывают на фалрепах
забортных трапов и обшивают цветным сукном.
Талрепный кноп вяжут из подготовленного
троса (распускают на пряди и накладывают марки). Каждая прядь обводится вокруг троса
против часовой стрелки, перекрывая ближайшую прядь и проходя снизу
вверх в петлю, образованную следующей прядью. Таким образом проводят
все три пряди. При обтягивании прядей необходимо сдвинуть петли кнопа
на нераспущенную часть троса, что значительно увеличивает прочность
его шейки. В дальнейшем ходовые пряди пробивают в кноп параллельно
своим частям под пересекающие их пряди. Если нужно получить кноп
больших размеров, делают еще одну пробивку аналогично предыдущей.
Талрепный кноп вяжется на концах лопарей талей и тросовых талрепов,
при изготовлении штормтрапов, шкентелей и т.д.
Сдвижной (вантовый) кноп используют для сращивания
лопнувшего стоячего такелажа. Так как кноп вяжется короткими концами,
трос укорачивается мало и при натяжении кноп еще более затягивается.
Для заделки кнопа концы тросов маркируют, распускают на пряди, которые
также маркируют. Затем тросы сдвигают, как при сплеснивании, и делают
на каждом полуколесо. Обтянув пряди верхнего и нижнего тросов, их клетнюют.
Репка используется для заделки концов троса.
Для изготовления репки распущенные пряди переплетаются в виде креста, а затем
пробиваются в нераспущенную часть троса по правилу изготовления короткого сплесня.
Чтобы избежать утолщения троса, первую прядь обрезают после второй пробивки,
вторую - после третьей, третью - после четвертой.
Мусинг является разновидностью кнопа, но заделывается в
середине троса. Для изготовления мусинга из троса или линя вырезают
три одинаковые по длине пряди (для трехпряядного троса), концы которых
маркируют. Подготовленные пряди в необходимом месте вводят в трос.
На трехпрядном тросе мусинг вяжут шестью концами, на четырехпрядном -
восьмью. Введенные в трос пряди обводят вокруг троса против часовой
стрелки и в петлю, образованную соседней прядью, равномерно обтягивают
и получают полуколесо. Затем пряди подобным же образом переплетают в
обратном направлении. В дальнейшем пряди пробивают в нижнее и верхнее
полуколесо параллельно самим себе. После пробивки концы прядей обрезают
или распускают на каболки и заклетневывают под мусингом. Мусинги
изготовляют на шкентелях выстрелов и шлюпбалок, на шторм-трапах для
крепления нижних ступеней.
Плетение матов.
Матами называются коврики или дорожки,
изготовленные из растительных тросов. Их широко применяют при приеме
и выгрузке боезапаса, для предохранения тросов от перетирания, стелют
у входов в корабельные помещения и т.д. По способу изготовления маты
бывают: тканые, шпигованные, плетеные.
Тканый мат изготавливается из смоленого или
несмоленого шкимушгара с помощью берды и трепала. Берду подвешивают к
горизонтальной перекладине станка так, чтобы она могла перемещаться
в вертикальной плоскости. На предполагаемой длине мата укрепляют два
горизонтально расположенных рейка. Основу мата заводят от одного рейка
к другому через все просветы и очки берды. Взяв уток (нить,
пропускаемую поперек основы), крепят его коренной конец к крайней
нити основы и поднимают берду. В результате нити основы, проходящие
в очки, поднимаются над нитями основы, проходящими в просветы, и
образуют пасть основы, между верхними и нижними нитями которой
продевают уток. Берду опускают и трепалом околачивают нити основы,
прижимая их вплотную к утку. Эти действия повторяют до тех пор,
пока не будет соткан мат необходимой длины.
Закончив изготовление мата, основу обрезают на 15-20
см от последнего шлага утка, а концы пробивают (3-4 раза) в мат.
Шпигованный мат изготовляется из трех-
или пятикаболочного шкимушгара и распущенных на каболки прядей манильского троса.
Мат плетут в деревянной раме, вдоль которой между ее основаниями
натягивают нити основы.
Между шкимушгаром основы ввязывают петлей сложенные
вдвое короткие каболки, концы которых образуют равномерный плетеный
слой шпиговки. Для увеличения прочности мата между нитями основы и
рядами каболок шпиговки с помощью деревянной иглы вводят шкимушгар,
образуя уток мата.
Плетеный мат изготовляется из плетенок длиной в два с
лишним раза более длины изготовляемого мата, а также одной длинной
плетенки, которая будет служить утком мата. (Плетенки выделываются из
девяти каболок пенькового или манильского троса, взятых по три в
группу и сплетенных, как обыкновенная коса). Плетенки основы укладывают
на палубу вплотную и перекрывают утком, разделяющим их пополам. Верхние
концы плетенок отводят вниз, а нижние вверх. После этого нить утка вновь
укладывают перпендикулярно к основе и опять накрывают плетенками. После
изготовления мата нужных размеров концы плетенок пробивают в его средней
части (3-4 раза) и околачивают мушкелем. В ряде случаев плетеные маты
шпигуют каболками манильского или сизальского троса. С помощью свайки
каболки пробивают под плетенками основы и обносят вокруг деревянного бруска,
положенного на мат в поперечном направлении сверху. Шлаги каболок над бруском
перерезают острым ножом, в результате чего образуется слой шпиговки.
Подобным образом шпигуют тканые маты.
Изготовление оплеток.
Чтобы концы толстых растительных тросов не
распускались, применяются оплетки. Оплетками также покрывают сплесни, кранцы,
легости и т.д. По способу выделки оплетки подразделяются на татарские,
фалрепные, трех-, четырех-, пяти- и шестишлажные и оплетки одним концом.
Татарская оплетка наиболее применима для оплетения концов троса.
Трос распускают до марки (примерно на 40-50 см) на каболки и отделяют
необходимое число каболок, кратное четырем (у троса диаметром 75 мм - 24, у
троса диаметром 100 мм - 40). Для того, чтобы в месте оплетки не получилось
утолщения, из внутренних каболок у марки вырезают третью часть, несколько
ниже - половину оставшихся. Затем двумя-тремя каболками делают редьку, обматывая
остальные крест-накрест.
Татарскую оплетку накладывают вдвоем. Каболки разделяют
на 4 равные части и берут в обе руки. Один накладывает правые каболки на
левые, другой - наоборот. Затем первый работающий передает правую каболку
второму, который накладывает ее поверх своих левых каболок параллельно
правым и ниже их, второй передает крайнюю левую каболку первому, которую
тот укладывает поверх своих правых параллельно левым каболками и ниже их.
После этого второй передает первому свою правую крайнюю каболку и т.д.
Оплетку оканчивают маркой и околачивают мушкелем со всех сторон, придавая
ей круглую форму.
Фалрепная оплетка выполняется подобно татарской с той лишь
разницей, что вместо одной каболки, передаваемой то с правой, то с левой
стороны, передают сразу две.
Трехшлажная оплетка, подобно четырех-, пяти- и шестишлажной,
применяется для оплетения мусингов. Оплетка делается несмоленым линем или
меловой ниткой. Основа оплетки надевается на мусинг серединой. Затем концы
основы проводят навстречу друг другу, пока мусинг не будет полностью оплетен.
В процессе работы необходимо хорошо обтягивать шлаги оплетки.
Четырех-, пяти- и шестишлажную оплетку выполняют подобным
образом. Они различаются только основой. Следует иметь в виду, что чем
больше шлагов в основе, тем тоньше должен быть линь, которым она вяжется,
и тем красивее оплетка.
Оплетка одним концом применяется для оплетения кранцев,
мусингов, легостей и т.д. На конце линя или шкимушгара делают очко, в
которое продевают ходовой конец, слабо затягивая петлю на шейке стропа
кранца, на шкентеле около мусинга или на шейке стропа легости. Ходовым
концом троса делают полуштыки, пропуская линь сверху вниз направо вокруг
петли, пока не окончат первый ряд, затем подобным же образом плетут второй ряд и т.д.
Когда в предыдущем ряду при увеличении предмета не хватает
петель, ходовой конец пропускают два раза в петлю предыдущего ряда.
С уменьшением предмета соответственно уменьшают количество полуштыков,
пропуская через промежутки по одной петле. Оканчивают оплетку, пропустив
дважды линь в одну петлю (выбленочный узел) и сделав 3-4 пробивки в оплетку,
после чего обрезают ходовой конец.
Шторм-трап из растительного троса - лестница из растительных тросов
(тетевины) с деревянными ступенями (балясинами) для подъема людей на корабль
с плавсредства, стоящего у борта, и их спуска, а также для различных забортных работ.
Шторм-трапы из растительных тросов изготовляют из тросов
окружностью 50-75 мм. В середине троса соответствующей длины заделывают
коуш и ниже его накладывают бензель шкимушгаром или тонким линем. Тросы,
идущие от коуша, обтягивают и вводят в них балясины с кипами на обоих концах
на расстоянии 30 см одна от другой. С каждой стороны балясины на трос
накладывают бензель шкимушгаром, одновременно прихватывая с двух сторон
крест-накрест балясины к тросу.
Шторм-трапы могут быть и с плоскими балясинами, имеющими
боковые овальные планки с кипами. В этом случае балясины крепятся с
помощью двух тросов (тетевин). На концах шторм-трапы имеют коуши или
храпцы.
Шторм-трап из стального троса удобнее всего сделать из
шестипрядного троса, чтобы балясины с каждой стороны охватывались
равным количеством прядей. Введенные в трос балясины укрепляют бензелем
из линя. В нижней части трапа с помощью бензеля заделывают коуш, в верхней - храпцы.
Грузовой строп изготовляют из короткого растительного
или стального троса, концы которого соединены коротким сплеснем.
Грузовой строп может быть изготовлен и из полотнища толстой парусины,
окантованного растительным тросом. В этом случае края парусины загибают
и подшивают обметочным швом, а окантовывающий полотнище трос пришивают
вощеными или смолеными нитками, пропуская нитку в каждый промежуток
между прядями троса.
Грузовые сетки изготовляют из смоленого пенькового или
манильского троса. Трос складывают в виде квадрата, а в его углы с
помощью бензелей заделывают коуши. Параллельно боковым сторонам
квадрата натягивают трос, образующий основу. Крепление троса к верхней
и нижней шкаторине выполняют путем пробивки. Поперечные нити сетки
также изготовляют из одного длинного куска троса. Подобно основе уток
пробивается через боковые шкаторины, пряди основы, образуя клетки.
Концы тросов, образующих основу и уток, вплеснивают в шкаторины сетки.
Грузовая сетка, которая не имеет коушей, подвешивается к грузовому гаку
с помощью петель, образованных шкаторинами.
Беседка для надпалубных работ изготовляется из деревянной
доски и стропа (пеньковый смоленый трос), продетого в специальные
отверстия в доске. В верхней части стропа делают огон с коушем.
Беседка для забортных работ изготовляется из доски,
двух поперечных упоров и двух стропов. Упоры крепятся к доске шурупами.
В верхней части стропов с помощью бензеля с крыжом делается огон с
коушем для подвешивания беседки на тросах.
Мягкий кранец используется для предохранения борта
корабля от повреждений при швартовке. Основу составляет мешок,
который сшивают из толстой парусины и набивают пробкой, обрывками
тросов, паклей или опилками. Мешок обвязывают распущенным на пряди
тросом с огоном в средней части. На огон кранца надевают кренгельс-строп
и делают оплетку кранца.
Палубная швабра изготовляется из прямослойного деревянного
бруска круглого сечения с двумя канавками по окружности в нижней части.
Пряди троса, распущенные на каболки, укладывают плотным слоем вдоль
бруска и крепко привязывают у верхней канавки. Затем брусок ставят
вертикально и каболки привязывают у нижней канавки.
Иногда швабры изготовляют без штока, они имеют в верхней
части оклетневанную петлю.
Смотрите рисунки внизу, здесь и тут. |