Судовые якорные цепи
Судовые цепи по способу изготовления делятся на:
а) цепи кузнечно-горновой сварки;
б) литые;
в) электросварные;
г) штампованные.
Литые якорные цепи имеют более высокие качества, чем цепи, изготовляемые путем кузнечно-горновой сварки или другими способами.
На рисунке слева: соединение смычек якорной цепи.
Якорные цепи делаются с контрафорсами и без них.
Применение контрафорсов увеличивает крепость звеньев на 20%. Контрафорсы изготовляются отливкой из стали и из серого или ковкого чугуна или штамповкой из стали.
Согласно Правилам Регистра СССР длина каждой смычки якорной цепи должна быть не менее 25 и не более 27,5 м.
В странах, где приняты английские меры единиц, длина смычки цепи принимается равной 27,43 м, что составляет 15 морских сажен.
Каждая смычка якорной цепи состоит из нечетного числа звеньев, имея по одному концевому и одному усиленному звену на каждом конце (смотрите рисунки).
Смычки в зависимости от их нахождения в общей цепи разделяются на:
а) якорные — первая смычка от якоря;
б) коренные — крепящиеся к жвако-галсовой смычке;
в) жвако-галсовые, крепящиеся к обуху в цепном ящике;
г) промежуточные.
На рисунке слева: соединение якорной цепи с якорем.
Жвако-галсовые смычки применяются только в цепях кузнечно-горновой сварки и электросварных при отсутствии в цепном ящике устройства для отдачи цепи.
При комплектации смычек цепи определенного калибра все комплектуемые детали должны быть равнопрочны, т. е. должны быть рассчитаны соответственно на одинаковые разрывные нагрузки.
В сварные и литые цепи могут быть включены отдельные детали и узлы повышенной прочности.
В якорную и коренную смычки включаются вертлюги.
Якорная скоба должна соединяться спинкой с концевым звеном, а штырь скобы должен быть заведен за скобу якоря.
На рисунке слева: звенья
цепей без контрафорсов:
а) нормальное, б) увеличенное, в) концевое.
Цепи с удлиненными звеньями без контрафорсов, употребляемые для якорей маломерных судов, согласно Правилам Регистра СССР, должны иметь размеры звена:
L = 5,5 d и
B = 3,5 d
где L и В — наружные размеры соответственно по длине и ширине;
d — диаметр звена.
Звенья цепи на своей поверхности не должны иметь трещин, надрывов, признаков недоброкачественной сварки и других пороков.
Каждая смычка якорной цепи на обоих концах должна иметь клеймо Регистра СССР.
На рисунке слева: клеймо Регистра на
смычке якорной цепи.
При длинных цепях (без отдельных смычек) клеймо Регистра СССР ставится на промежуточных звеньях, через 8 — 9 м.
Смычки якорной цепи соединяются между собою скобами.
На рисунке слева: соединительная
якорная скоба.
Правилами Регистра СССР допускается также соединение смычек при помощи
скобы Кентера (она на рисунке
внизу слева) или иной, одобренной Регистром конструкции.
Разрывная крепость якорной цепи с контрафорсами примерно в 5 раз больше, чем стального троса. Разрывная крепость якорной короткозвенной цепи без контрафорсов примерно в 4 раза больше, чем у стального троса одного и того же диаметра.
Вес погонного метра якорных цепей определяется по формуле
Q = kd2
(12)
где Q — вес погонного метра цепи, кг;
d — диаметр круглого железа звена цепи, см,
k — коэффициент, равный для цепей;
с контрафорсами 2,3,
без контрафорсов 2,2,
длиннозвенных 2,0.
Разрывная крепость для якорных цепей с контрафорсамн определяется по формуле
R = kd2 (13)
где R — разрывная крепость, т;
d — диаметр круглого железа звена цепи, см;
k — коэффициент, равный для цепей:
с контрафорсами (при d = 17 – 37 мм) 4,2;
с контрафорсами (при d = 37 — 62 мм) 4,0;
без контрафорсов 3,8.
|