Стальные тросы
Рисунки к этой страничке можете посмотреть здесь.
Стальные тросы, употребляемые на морских судах, в соответствии с их назначением и технической характеристикой, утвержденной Государственными общесоюзными стандартами, указаны в табл. 9.
Свивка стального троса должна быть равномерной по всей его длине (с равномерным шагом свивки проволок в прядях и прядей в тросе).
Новый трос не должен иметь оборванных, заломанных или перекрещивающихся проволок.
Поверхность проволок троса не должна иметь вмятин и ржавчины и не должна быть сплющенной или срезанной. Пряди троса не должны иметь заломов, выпячиваний, западания и ослаблений. Проволоки в прядях должны плотно прилегать друг к другу, не должно быть проволок, натянутых слабее других.
Таблица 9
Характеристика стальных
тросов, используемых на морских судах
Наименование
тросов |
по пределу
прочности проволоки при растяжении кг/кв.см по ГОСТ |
по марке проволоки |
по виду
поверхности проволоки |
по количеству
прядей (круглых) |
по направлению
свивки прядей в тросе |
по виду свивки
троса |
по числу
сердечников |
штаги и труббакштаги |
110, 120, 130, 140 и 150 |
I и II |
оцинкованная |
6 |
правой |
крестовой |
- |
стоячий такелаж |
130, 140, 150, 160, 170 и 180 |
I и II |
то же |
6 и 8 |
правой и левой |
то же |
один |
швартовые и якорные |
130, 140, 150 и 180 |
I |
то же |
6 |
то же |
то же |
несколько сердечников |
бегучий такелаж |
130, 140 и 160 |
I |
то же |
6 |
то же |
то же |
|
лифтовые и крановые |
130, 140, 150, 160, 170, 180, 190 и 200 |
B и I (В – высшая) |
оцинкованная и светлая |
6, 8 и 18 |
то же |
крестовой и односторонней |
один |
такелажные |
70 |
I и II |
оцинкованная |
1 |
- |
- |
- |
Оцинковка проволок должна быть прочной. При навивке троса на барабаны или прохождении его через блоки не должно происходить отслаивания или растрескивания цинкового покрытия.
Гибкий проволочный трос в 5—6 раз крепче манильского и пенькового одинаковой толщины, а жесткий — в 8 раз.
Жесткий трос, выделываемый из толстых проволок, по своей прочности крепче гибкого (употребляется для вант и штатов, всякого рода лееров, неподвижных шкентелей, канатных стопоров и вообще для стоячего такелажа, не подвергающегося крутому изгибу).
Гибкий трос употребляется для такелажа, подвергающегося изгибу (буксиры, швартовы, штаг-корнаки, топрики, стропы, шкентели и т. п.).
Гибкий трос особой выделки употребляется для топенантов, вант, шлюпочного рангоута и вообще для бегучего такелажа.
Гибкий трос кабельной работы употребляется для шлюпочных талей, лопарей, румпель-талей и т. д.
Тросы, служащие для подъема и спуска людей, а также тросы, применяемые в особо ответственных случаях, должны изготовляться из проволоки марки «В». Все остальные могут быть изготовлены из проволоки марки I и II.
Измерение стального троса
Измерение толщины стального троса производится: а) измерением окружности, б) непосредственным замером диаметра.
При пользовании штангенциркулем необходимо измерять наибольший диаметр троса, как указано на рисунке.
Уход за стальными тросами
Для предохранения стальных тросов от ржавчины и порчи оцинковки необходимо смазывать их тавотом, олеонафтом, соляровым и подобными ему маслами, смешанными с порошков графита. Стоячий такелаж в местах заделок и сплесней следует транцевать и клетневать.
Если тросы остаются без употребления, то смазывание их должно производиться не реже одного раза в четыре месяца.
Запрещается чистить стальные тросы металлическими щетками или обмывать какими-либо едкими веществами.
Буксиры и якорные канаты из проволочного троса, а также все проволочные тросы, не используемые в работе, должны быть всегда навиты на вьюшки и смазаны. При укладывании тросов в бухты, при навивке их на вьюшки и при употреблении их в работе следует избегать образования калышек.
Стальные буксиры должны иметь на каждом конце по коушу. В местах заделки коушей и сплесней буксир должен быть тщательно смазан и оклетневан.
Диаметры шкивов и роульсов, через которые проходит проволочный трос, должны быть не менее шести окружностей троса.
При проводке троса необходимо избегать крутых перегибов и большого числа изменений в его направлении.
При буксировке стальной трос не следует, если возможно, долго удерживать одной и той же частью на клюзе, кипе, роульсе и т. п., а перемещать его понемногу; вытравливая или выбирая по возможности чаще, в зависимости от скорости судна, но не реже чем два раза в сутки.
Расчет стальных тросов
Необходимый для работы трос можно подобрать путем расчетов по формулам (1) и (2).
Для стальных тросов, применяемых в морокой практике, коэффициент безопасности (n) принимается равным от 6 до 10; для подъемных машин n = 20.
При выборе стального троса по таблицам ГОСТ наибольшую возможную в работе троса нагрузку умножают на коэффициент безопасности (n), определяя таким образом разрывную крепость троса, и затем подбирают по таблицам трос соответствующей прочности. Разрывная и допустимая рабочая крепость стальных тросов может быть ориентировочно подсчитана так же, как и растительных тросов по формуле (3) с применением коэффициента прочности k из табл. 1.
Таблица 10
Коэффициент прочности для стальных
тросов
Наименование троса
|
k
|
Примечание
|
Стальной гибкий, кроме тросов
150, 180 и 205 мм окружностью
Стальной гибкий, окружностью
150, 180 и 205 мм
Стальной полужесткий,
окружностью 175 и 205 мм.
|
4,0
3.3
5,5
|
Рабочая нагрузка стальных тросов обычно принимается
равной 0,16 до 0,10, а для подъемных машин
от разрывной крепости 0,05
|
Стальной жесткий |
4.8
|
Вес погонного метра стального троса может быть определен по формуле
Q = 0,О3 С2,
где Q — вес одного погонного метра, кг;
С — окружность троса, см.
Вес бухты троса длиной 100 сажен (182 м) может быть определен по формуле
Q = 36С2,
где Q — вес 100 сажен троса, кг;
С — окружность троса в дюймах.
Правилами Регистра СССР для стальных тросов, употребляемых на морских судах, требуются следующие величины диаметров и .разрывной крепости тросов в зависимости от их назначения (см. табл. 12).
В табл. 13—19 включительно помещены данные, установленные Государственными общесоюзными стандартами для стальных тросов, употребляемых на морских судах.
Таблица 11
Сравнение тросов на одинаковую разрывную
крепость по размерам
Разрывная крепость, Г |
Стальные ГОСТ
3083-55 |
Манильские ГОСТ 1088—41 |
Сизальскпе ГОСТ 1088—41 |
диам.,
мм |
диам., мм |
окружн.. мм |
диам., мм |
окружн., мм |
2,1-2.9 |
7,4 |
20.7 |
65 |
23.9 |
75 |
2,7-3,6 |
8,4 |
23.9 |
75 |
28.7 |
90 |
3,3—4,5 |
9,3 |
28,7 |
90 |
31,8 |
100 |
4,1—6,5 |
11,5 |
31,8 |
100 |
36,6 |
115 |
5,6-8,9 |
13,5 |
36,6 |
115 |
39.9 |
125 |
7.3-11,6 |
15,0 |
39.9 |
125 |
47,8 |
150 |
9,3-14.7 |
17,0 1 |
47,8 |
150 |
55,7 |
175 |
11,5-18.2 |
19.0 |
55,7 |
175 |
63,7 |
200 |
13,9-22,0 |
20,5 |
63.7 |
200 |
71,7 |
225 |
16,5-26,2 |
22,5 |
71,7 |
225 |
79,6 |
250 |
19,4-30,8 |
24,5 |
79,6 |
250 |
87.6 |
275 |
22,6-35.7 |
26,0 |
87,6 |
275 |
95,5 |
300 |
25,8—40.9 |
28,0 |
95.5 |
300 |
103.5 |
325 |
29,4—46,7 |
30,0 |
103,5 |
325 |
111,5 |
350 |
33.3-52.7 |
32,0 |
111,5 |
350 |
— |
— |
37,2-59,0 |
33,5 |
— |
.— |
- |
— |
46,1—73,0 |
37.5 |
— |
— |
— |
— |
55.8-87,9 |
41,0 |
- |
- |
- |
|
Таблица 12
Тросы стоячего такелажа
лажа |
Обыкновенные гибкие
тросы |
Особо гибкие тросы
бегучего такелажа |
штаги, ванты, топванты, стеньштаги, брамштаги,
леера, канатные стопоры, неподвижные шкентели и другой не подвергающийся
изгибу такелаж |
швартовы, буксиры перлини, топенанты. леера,
шкентели и прочие снасти бегучего такелажа |
трос для подъемных механизмов, подъемные гордени,
топенанты, брасы, леера, стропы и другие снасти ответственного
назначения |
окруж., мм |
разрывная крепость, кг
|
окруж., мм
|
разрывная крепость троса в 144 проволоки,
кг |
окру
ж., мм
|
разрывная крепость троса в 222 проволоки,
кг |
— |
— |
20 |
1410 |
— |
- |
25 |
3000 |
25 |
2760 |
— |
— |
32 |
4400 |
32 |
4400 |
32 |
4600 |
38 |
6200 |
38 |
5600 |
38 |
6800 |
44 |
8200 |
44 |
8 100 |
44 |
9100 |
51 |
11 800 |
51 |
10100 |
51 |
11900 |
57 |
14600 |
57 |
12400 |
57 |
14700 |
63 |
17800 |
63 |
15300 |
63 |
18500 |
70
|
21000 |
70 |
19700 |
70 |
22300 |
76 |
24800 |
76 |
23300 |
76 |
26600 |
83 |
28 500 |
83 |
279000 |
83 |
31200 |
89 |
35000 |
89 |
30100 |
89 |
36100 |
95 |
40400 |
95 |
34700 |
95 |
41 600 |
102 |
42 200 |
102 |
40500 |
102 |
48900 |
108 |
49 300 |
108 |
46600 |
108 |
53300 |
114 |
58 200 |
114 |
51 800 |
114 |
60000 |
— |
— |
121 |
58500 |
121 |
66600 |
127
|
70600 |
127 |
66000 |
127 |
74300 |
— |
— |
133 |
72500 |
133 |
81 000 |
140 |
84100 |
140 |
78600 |
140 |
89400 |
— |
— |
146 |
87300 |
146 |
101
000 |
— |
— |
152 |
93000 |
152 |
109000 |
— |
— |
159 |
103000 |
159 |
115800 |
— |
— |
165 |
112900 |
163 |
121
000 |
— |
— |
178 |
133300 |
- |
- |
- |
— |
190 |
145900 |
— |
— |
Остальные таблицы приведены здесь.
|