Подъемные устройства
Блоки, гаки, скобы и коуши
Блоки, применяющиеся в морской практике,
разделяются на металлические, деревянные с оковкой (большей частью внутренней) и канифас-блоки.
Для стальных тросов необходимо употреблять металлические блоки с такими же шкивами.
Размер блоков определяется:
а) деревянных по длине щеки;
б) металлических по диаметру шкива;
в) канифас-блоков по длине оковки.
Слева на рисунке -
канифас-блок.
Для подбора металлических блоков к тросам рекомендуется руководствоваться таблицей 22
внизу.
При выборе для троса блоков руководствуются следующими соотношениями: для пенькового троса и деревянных блоков длина толстоходного блока
L =
2C, длина обыкновенного блока
L =
ЗС, длина тонкоходного блока
L = 5С.
Слева на рисунке - грузовой гак.
Для стального троса и металлических блоков: для гибкого кабельной работы 6-стрендного стального троса диаметр шкива
d =
4С, для гибкого стального 8-прядного обыкновенного спуска
d =
5С, для гибкого стального 6-прядного троса обыкновенного спуска
d =
6С.
Блоки для небольших нагрузок снабжаются гаками.
Блоки, предназначенные для больших тяжестей, вместо гаков имеют скобы.
Таблица 22
Шкивы блоков в
соответствии с толщиной тросов
(Английский стандарт 408, 1949]
Максимальная окружность
троса
|
Минимальный диаметр шкива
блока
|
мм
|
дм
|
мм
|
дм
|
50,8
|
2
|
254
|
10
|
50,8
|
2
|
254
|
10
|
57,2
|
2 ¼
|
304,8
|
12
|
63,5
69,9
|
2
½ 2 ¾
|
304,8
355,6
|
12
14
|
76,2
|
3
|
355,6
|
14
|
82,6-95,3
|
3 ¼ - 3
¾
|
406,4
|
16
|
101,6-114,3
|
4 – 4 ½
|
457,2
|
18
|
|
|
|
|
Гаки бывают простые, повернутые, складные, вертлюжные и другие. Верхняя часть гака называется
обухом, средняя рабочая часть гака —
спинкой и открытая выступающая часть гака —
носком.
Простые гаки имеют плоскость обуха, перпендикулярной плоскости носка.
У повернутых гаков плоскость обуха и носка совпадают.
Храпцы (складные гаки) представляют собой двойной обыкновенный гак и применяются, главным образом, в такелаже шлюпочных парусов.
Вертлюжные гаки обуха не имеют, гак вращается в оковке блока. Эти
гаки применяются в канифас-блоках, в грузовых блоках, в нижних блоках топенант-талон грузовых стрел и т. д.
Глаголь-гаки применяются в качестве составных частей стопоров (шлюпочные найтовы, крепление палубного лесного груза и т. п.).
Рабочая нагрузка, допускаемая на все гаки, определяется приближенной формулой
P = d2 / 15
(9)
где Р — рабочая нагрузка гака, т;
d —диаметр или большая ось спинки гака, см.
Скобы бывают
такелажные, швартовные, якорные и для подъема тяжеловесов. Такелажные и швартовные скобы большей частью имеют штыри с винтовой нарезкой.
Якорные скобы и скобы для подъема тяжеловесов имеют штыри (болты), которые стопорятся разводной шпилькой, чекой или гайкой, навертываемой на конец штыря.
По своей форме скобы бывают прямые и полукруглые.
Допускаемая рабочая нагрузка на скобы может быть определена по следующей формуле (приближенно):
а) для прямых скоб
Р = 4,8
d2 ; (10)
б) для полукруглых скоб
P = 4 d2
,
где Р — рабочая нагрузка,
т;
d
—диаметр круглого железа скобы, мм.
Коуши служат для предохранения троса от износа в местах его присоединения.
Размер коуша должен соответствовать толщине троса.
Рисунки к такелажным цепям, горденям, талям и гиням, блокам, гакам, скобам и коушам вы
можете увидеть на страницах этого раздела сайта, а также
здесь.
|