Представления несут различную
нагрузку, преследуют различные цели. В одних случаях они необходимы как обязательная
протокольная процедура, которую соблюдают, например, в дипломатической практике,
когда вновь прибывших сотрудников посольства или консульства представляют
соответствующим официальным лицам страны пребывания. В других случаях представления
носят частный характер, являясь личным волеизъявлением, направленным на соблюдение
общегражданского и дипломатического этикета при установлении знакомства.
Цель такого представления - познакомить людей для общения их между собой.
В соответствии с правилами классического этикета человека,
желающего познакомиться с кем-либо из гостей на дипломатическом приеме или
другом подобном мероприятии, где присутствует небольшое количество людей,
обязательно представляет этому гостю хозяин (хозяйка) или лицо, знакомое с ним.
Человек представляется сам лишь в тех случаях, когда поблизости нет никого,
кто мог бы его представить. В современном этикете существуют некоторые общие
принципы и правила представления, которые обычно соблюдают в большинстве государств.
Они основаны на элементарных нормах вежливости и взаимного уважения.
Так, если люди равны по званию, то более молодого по возрасту представляют
более пожилому, младшего по званию или по служебному положению представляют тому,
кто соответственно старше. Если знакомят людей одного возраста и пола, то менее
знакомого человека представляют более знакомому. Понятно, что одного человека
представляют двум лицам, группе или обществу. Мужчину всегда представляют женщине.
Когда знакомят двух людей, чаще всего произносят имена и фамилии
представляемых. Например, "Владимир Петрович! Александр Анатольевич Козловцев".
Мужчину или женщину женщине обычно представляют таким же образом, но применяют
и другую форму: "Анна Николаевна, разрешите Вам представить Юрия Ивановича Кравченко".
К наиболее распространенным формам представления за рубежом относятся
следующие: "Господин Джонс, разрешите представить Вам господина Сидорова",
"Госпожа Смит! Господин Иванов". При представлении офицеров, адмиралов (генералов)
указывают их звание: "Господин Дэвис, разрешите представить Вам капитана 2 ранга
Дмитриева". В тех случаях, когда кого-либо представляют сенатору, доктору, судье
или духовному лицу, называют их титул. Например, "Сенатор Паркер, позвольте
представить Вам контр-адмирала Егорова". Другой допустимой формой представления
может служить вопросительная форма: "Господин Малькольм, Вы знакомы с капитаном
1 ранга Полетаевым?".
Недопустимые формы представления.
Представляя одного человека
другому, не следует говорить: "я хочу познакомить Вас с Николаем Ивановичем".
При представлении мужчины женщине можно спросить: "Знаком ли Иван Петрович с
Ириной Юрьевной?", но нельзя спрашивать: "Знает ли Ирина Юрьевна Ивана Петровича?".
Что говорить, когда представляют? При любых обстоятельствах тот,
кому представляют другого человека, в ответ на представление говорит: "Здравствуйте".
Например, "Миссис Норман, позвольте представить Вам контр-адмирала Чистякова".
Миссис Норман отвечает: "Здравствуйте". Контр-адмирал Чистяков делает легкий поклон.
Если тот, кому представляют другого человека, хочет выразить особое
удовольствие по поводу знакомства, он отвечает: "Очень приятно" или "Рад
познакомиться с Вами". Представляемый таких выражений избегает.
Рукопожатия. После представления новые знакомые обмениваются
приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями. Рукопожатие не должно
быть слишком сильным или, наоборот, слишком слабым. Трясти руку или пожимать
ее двумя руками неприлично.
Если знакомят между собой мужчин, то первым протягивает руку
тот, кому представили другого мужчину. Если мужчину представляют женщине,
она обычно делает легкий поклон и говорит"Здравствуйте". Что касается
рукопожатия, то женщина сама решает, подавать руку или нет. Это ее право.
Однако нужно учитывать, что за рубежом женщина часто протягивает руку не
для рукопожатия, а для поцелуя. Открыто нарушать этот обычай не следует, так как
это нетактично.
Люди, которые были вовлечены в разговор не будучи представленными
друг другу, прощаясь, обмениваться рукопожатиями не обязаны.
Порядок приветствий.
Современным этикетом предусматривается на
этот случай ряд обязательных правил. Так, первым всегда приветствует младший по
званию старшего, более молодой - старшего по возрасту, опоздавший - ожидающего,
входящий - присутствующих, уходящий - остающихся. Лицам равного ранга, возраста,
положения обычно советуют придерживаться известного правила французского
воинского этикета, согласно которому из двух офицеров, имеющих одинаковое звание,
первым здоровается тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.
Человек, входящий в помещение, где собрались приглашенные,
в зависимости от обстоятельств здоровается либо с каждым присутствующим в
отдельности, либо со всеми сразу. Если опоздавший подходит к столу, за
которым уже сидят приглашенные, он делает общий поклон всем присутствующим и,
занимая свое место, еще раз здоровается с соседями по столу. При этом руку
обычно не подает.
На дипломатических приемах, где присутствует мало приглашенных
(завтрак, обед, ужин), в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина,
после них - женщин, сначала более пожилых, затем молодых и одновременно
находящихся с ними мужчин. После здороваются с более пожилыми и старшими
по положению мужчинами, затем - с остальными гостями.
При приветствиях большое значение имеет манера держаться.
На человека, с которым здороваются, смотрят прямо, с улыбкой, во всяком случае,
не безразлично. Здороваясь, не делают низких поклонов и сильно не сгибаются.
Сидящий, приветствуя женщину или мужчину, старшего по званию, встает.
Если женщина или старший по положению (возрасту) не протягивает
руки для рукопожатия, мужчина или младший делает легкий поклон.
Если в помещение входит женщина, мужчина всегда встает и остается
стоять до тех пор, пока вошедшая не сядет или не выйдет из помещения.
В общественных местах мужчина при виде приближающейся незнакомой женщины может
не вставать, но если женщина остановится и обратится к нему, то он встает и
отвечает стоя. |