Кабельтов | - расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м); растительный трос окружностью от 150 до 350 мм. |
Кабестан | - шпиль на речных судах; ворот для вытаскивания малых судов на слип. |
Каболка | - исходная, составная часть растительного троса, скрученная из растительного волокна. Из каболок вьются пряди, а из прядей – тросы. |
Каболочные стропы | - пеньковые кольца, которые связаны; ими охватывают груз при подъеме талями. |
Каботаж | - плавание у своих берегов и между портами своего государства. Каботажное судно, каботажник – судно, плавающее у своих берегов без захода в заграничные порты. |
Калышка | - случайный завиток или закруток троса, препятствующий его свободному прохождению через шкив блока, клюз и т.д. |
Камбуз | - кухня на яхте. |
Камлот | - плотная ткань из шерсти (часто с примесью шелка или хлопчатобумажной ткани). |
Канат | - канатом назывались самые толстые перлини и кабельтовы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом; - трос окружностью более 350 мм. |
Канинхэм | - мягкая, галсовая оттяжка парусов бермудского покроя (грот, бизань). |
Канифас-блок | - одношкивный блок с откидной наметкой для закладки троса. |
Канонерская лодка | - артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей. Водоизмещение канлодок: морских - до 2,5 тыс. т, речных - до 1,2 тыс. т. Вооружение канонерок: морских - 2-5 75-152-мм орудий, речных - 1-4 47-102-мм орудий, а также зенитные пушки и пулеметы. |
Канонир | - рядовой артиллерист в парусном флоте. |
Каноэ | - спортивное гребное судно длиной 4 – 7 метров с высокими штевнями. Гребут на каноэ коротким однолопастным веслом, стоя на одном колене лицом к носу. |
Капер | - частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав. |
Каперское судно | - в ХV-ХIХ вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженного с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал каперское свидетельство и мог поднимать на корабле или судне флаг того государства, которому служил. |
Каравелла | - парусные суда 14 – 16 веков. Имели 3 – 4 мачты. |
Карантинный флаг | - желтый четырехугольный флаг, поднимается на передней мачте и означает, что на судне не все благополучно в санитарном отношении. |
Карбас | - гребное промысловое судно среднего раз мера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек. |
Каретка | - переставляемое или подвижное устройство на погоне для переноса направления тяги гика-шкота. |
Карлингс | - продольная балка палубного перекрытия судна. |
Карронада | - короткая чугунная пушка. |
Картечь | - артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. ; снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия. |
Картушка | - чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного меридиана. |
Кат | - тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку. |
Катамаран | - судно с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью. |
Кат-балка | - выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт. |
Катер | - общее название малых быстроходных судов водоизмещением 10 – 400 тонн; гребно-парусная шлюпка более легкой конструкции, чем баркас, с числом весел от 10 до 16. |
Катиться | - плавно изменять курс корабля под действием руля или по инерции. |
Качка | - колебания судна под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую) и поперечную (бортовую). |
Каюта | - корабельное жилое помещение. |
Кают-компания | - столовая и место отдыха командного состава корабля. |
Квартердек | - приподнятая до линии фальшбортов кормовая палуба. |
Килевание | - 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля на стоянке (для очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание провинившегося моряка на конце под килем судна. |
Килевая яхта | - парусное судно с днищем, переходящим в постоянный балластный киль, который повышает остойчивость и препятствует сносу. |
Килектор | - судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством. |
Киль | - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна. |
Киль | - продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры. |
Кильблок | - устройство для размещения судна на суше. |
Кильватер | - строй судов, идущих в одной линии друг за другом. |
Кильватерная струя | - след на поверхности воды позади идущей яхты. |
Кильватерные огни | - судовые огни белого цвета (сектор 10 градусов), видимые лишь сзади идущему точно в кильватер кораблю. |
Кильсон | - продольная связь днищевой части шпангоутов. |
Кильсон | - внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна. |
Кингстон | - отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приема или удаления воды. |
Кип | - желоб на щеках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса. |
Кипа | - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса (стакселя) на лебедку, утку. |
Киповая планка | - приспособление для изменения направления снастей и предохранения их от изломов. |
Киса | - плотный парусиновый мешочек для хранения снаряжения катеров и шлюпок и флагов. |
Киянка | - такелажный инструмент в виде деревянного молотка прямоугольной формы с длинной рукояткой. |
Кламп | - стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти. |
Клевант | - деревянный брусок цилиндрической формы для крепления сигнальных флагов к фалам и прочих соединений линей. |
Клевант | - 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2, Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются. |
Клетень | - тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его клетневании. |
Клетневание | - вид такелажных работ, при которых на трос кладут тонкие полоски просмоленной парусины (клетневину), а затем клетень. |
Кливер | - 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед стакселем. Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком. |
Клипер | - большое, узкое и острое, быстрое на ходу судно. |
Клипер-штевень | - красиво изогнутый, украшенный золоченой резьбой форштевень. |
Клотик | - деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ. |
Клюз | - отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи. |
Клямсы | - толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы. |
Кнехт | - деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. |
Книпель | - снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления. |
Кница | - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами. |
Кноп | - узел в виде утолщения на конце троса. |
Княвдигед | - верхняя часть водореза. |
Кок | - судовой повар. |
Кокпит | - открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит- небольшое углубление в палубе. |
Колокол громкого боя | - звонок на корабле для подачи сигналов. |
Колышка | - род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе. |
Комель-блок | - блок с толстыми щеками, у которого два шкива расположены в одной плоскости, один под другим. |
Комендор | - специалист артиллерийской боевой части. |
Комингс | - вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение. |
Компас | - магнитный навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля. |
Компасный курс | - курс судна по компасу. |
Конец | - трос, один из концов которого коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый). |
Контр-адмирал | - воинское звание высшего офицерского состава, соответствующее званию генерал-майора в армии. |
Контратимберс | - наклонная балка продольного набора, являющаяся продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса. |
Контрафорс | - 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у стоек фальшборта или леерных стоек. |
Контркурс | - встречный (противоположный) курс. |
Кончебас | - турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией. |
Корабельные огни | - средства световой сигнализации на корабле, включаются от захода до восхода солнца, имеют три цвета – белый, красный (левого борта) и зеленый (правого борта). |
Корабль | - 1) судно вообще; 2) большое парусное судно, не менее как трехмачтовое, с прямым вооружением на всех мачтах. |
Корвет | - корабль парусного флота, предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. Вначале корвет – одномачтовое судно водоизмещением до 200 т, в первой половине ХVП в. - 2-мачтовое, затем 3-мачтовое судно водоизмещением 400-600 - т с открытой или закрытой батареей (14-32 орудия). В середине XIX в. появились колесные, а затем и парусно-винтовые корветы водоизмещением 800-3500 т со скоростью до 14 уз. (26 км/ч) с 12-32 орудиями на верхней палубе. |
Кордебаталия | - средняя часть боевого порядка эскадры или флота. |
Корма | - оконечность судна, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем (при его наличии). |
Кормовой огонь | - белый огонь на корме судна. |
Кормовой подзор | - наклонная верхняя часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень. |
Кормовой флагшток | - шток на корме для поднятия флага или кормового огня. |
Кортик | - нечто вроде четырехгранного кинжала, употреблялся во время абордажных боев кораблей. Впоследствии кортик получил значение отличительного личного оружия морских офицеров. |
Коса | - низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря. |
Коуш | - металлическая внутренняя оправа петли троса (огона). |
Кофель – нагельная планка | - жесткозакрепленная планка у мачты или борта с отверстиями для кофель-нагелей. |
Кофель-нагель | - металлический или деревянный штырь для закладывания снастей. |
Коч | - мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для отыскания новых земель и островов. |
Кочмара | - большая парусная одномачтовая промысловая лодка. |
Кошка | - четырехлапый якорь небольшого размера и массы; плеть для наказания в эпоху парусного флота. |
Крамбол | - кронштейн на носу корабля для подвешивания якоря. |
Кранец | - обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно. |
Краспица | - 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный брус, положенный на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для поддержания шлага цепи. |
Крейсер | - крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания. Основное назначение - ведение боя в море с крейсерами противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов, действия на морских сообщениях противника, постановка минных заграждений и т. д. |
Крен | - наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси). |
Кренгельс | - кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины или в шкаторину. |
Кренгельс | - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж. |
Кринолин | - площадка, где размещались гребцы. |
Круговой огонь | - белый огонь кругового свечения. |
Крюйс | - слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса. |
Крюйсель | - марсель на бизань мачте. |
Крюйс-пеленг | - определение места яхты по пеленгам на ориентир, курсу и пройденному расстоянию. |
Крюйс-рей | - второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем. |
Крюйт-камера | - специальное помещение на парусных судах, где хранились взрывчатые вещества. |
Кубрик | - жилое помещение на корабле для размещения экипажа; - название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда. |
Курс | - горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы. |
Курс относительно ветра | - угол между направлением ветра и ДП судна. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса). |
Курсовой угол | - горизонтальный угол между ДП судна и направлением на ориентир (бывает правого или левого борта). |
Куттер | - самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями. |
Кэт | - лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек. |
Кэч | - тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой перед рулевым устройством. |
Кэч | - небольшое парусное судно с двумя мачтами, причем бизань-мачта установлена впереди оси баллера руля. Имеет косые паруса. |