| Обводы корпуса | - внешние очертания корпуса судна, яхты, во многом определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вме- стимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы. |
| Обгалдырь | - конец или короткая цепь с гаком или железный прут с рукояткой на одном конце и с крюком на другом, служит для растягивания по рею верхней шкаторины паруса и для работы с якорной цепью. |
| Обезветрить паруса | - повернуть их или судно так, чтобы ветер пришелся в боковую кромку парусов, и они заполоскали или стали левентик. |
| Облегчить рангоут | - снять часть такелажа. |
| Обликовать | - пришить ликтрос. |
| Обносить | - провести снасть вокруг чего-либо. |
| Обносные сезни | - крепление парусов к реям при помощи сезней. |
| Обрасопить реи | - повернуть реи при помощи брасов в одно из крайних положений под углом к ДП корабля. |
| Обрезать нос | - (или корму) – пройти кораблю (шлюпке) на минимальном расстоянии от носа или кормы другого корабля. |
| Обсервация | - определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.). |
| Обстенить паруса | - повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов, и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход. |
| Обух | - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. |
| Обшивка | - водонепроницаемая оболочка корпуса корабля, прикрепленная к набору и формирующая обводы корпуса. |
| Оверкиль | - перевёртывание судна вверх килем. |
| Оверштаг | - поворот, когда судно меняет галс с пересечением линии ветра носом. |
| Огни якорные | - гакабортный и штаговый огни, зажигаемые на кораблях и судах, стоящих на якоре. |
| Огон | - петля на конце троса. |
| Одерживать | - замедлять поворот судна, инерцию при швартовке, не допускать навал или отклонение от курса. |
| Оплетка | - заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или рангоута тонким линем для предотвращения раскручивания или зацепления снастей. |
| Осадка | - заглубление судна. |
| Оснастка | - 1.Система снастей на парусном судне - стоячий и бегучий такелаж. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей. |
| Остойчивость | - способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой качке, опасной для корпуса и рангоута. |
| Отакелажить | окончательно подготовить мачты, реи, паруса, оснастив их необходимым такелажем, блоками и др. |
| Отвалить | - отойти от причала или другого судна. |
| Отдать | - отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь – бросить его в воду и растравить якорный конец (цепь). |
| Открытый рейд | - незащищенный или плохо защищенный от ветра и волнения рейд. |
| Отмель | - мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты. |
| Отсек | - внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками. |
| Оттяжка | - снасть, устройство с тягой, как правило, к палубе. Предназначена для управления подвижными элементами рангоута (гики, аутригер и т.д.) или для обеспече- ния нужной тяги на шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.). |
| Отшествие | - разность между меридианами начального и конечного пунктов плавания, рассчитываемая по средней параллели в морских милях. |
| Ошвартовать корабль | - закрепить корабль на швартовах у причала или у другого корабля. |