Паз | - щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают, зашпаклёвывают или заливают герметиком. |
Пайол | - настил трюма судна. Как правило, делается полностью или частично съёмным. |
Пакетбот | - двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек. |
Пал | - 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля. |
Палаш | - холодное рубяще-колющее оружие с прямым лезвием, заточенным с одной, а у конца с двух сторон. |
Палгед | - нижняя часть баллера шпиля, на которую насаживаются откидные стопора – палы. |
Палгун | - фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности. |
Палуба | - горизонтальное перекрытие основного корпуса судна по всей его длине;
- горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба
для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба;
орлопдек - палуба жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования
палуб$ - настилы, то же, что полы в домах. Число палуб на судне показывает как бы число этажей. Нормальное растояние между палубами 2 метра; на пассажирских и новых судах оно доходит до 2,5 и даже до 3 метров. |
Палубный клюз | - отверстие, окаймленное литой рамой, прикрепленной к палубе, служит для пропускания швартовного троса. |
Пандус | - пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта. |
Панер | - момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта. |
Панерный флажок | - сигнальный флажок определенной формы и расцветки для cигнализации на соседние корабли о положении поднимаемого якоря при совместной съемке с якоря группы кораблей. |
Парадный трап | - забортный трап для приема посетителей корабля. |
Пароходофрегат | - военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину. |
Парус | - движетель, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги судна ( по типу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают жёсткие (профилированные) и мяг- кие, из растительных или синтетических материалов. |
Пассаты | - устойчивые по направлению и скорости ветры тропических широт. В северном полушарии в течение всего года имеют восточное или северо-восточное направление, в южном – восточное или юго-восточное. |
Патент-риф | - устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов. |
Пеленг | - угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, раз- личают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги. |
Пеленгатор | - прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила. |
Пелорус | - высокая колонка в виде полой металлической трубы, на которую в кардановом подвесе устанавливается репитер курса корабля. |
Пентер | - тали для подъема якоря на палубу на парусных судах. Подъем якоря осуществляется с помощью съемной кранбалки, носившей название пентер-балки или фиш-балки. |
Пентер-гак | - гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъёме на рустов или на палубу. |
Пеньковый трос | - растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли. |
Переборка | - стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна. |
Перевод румбов | - переход от истинных направлений (румбов) к компасным путем алгебраического сложения значений истинного направления с поправкой магнитного компаса. |
Перископ | - оптический прибор для наблюдения из укрытий. На ПЛ используется при глубине 8 – 15 метров. |
Перлинь | - трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 - 152 миллиметра). |
Перо руля | - плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Располагается в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля. |
Пертулинь | - снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении. |
Перты | - тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы при работе с парусами. |
Пиллерс | - вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна. |
Пинка | - парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море. |
Пирс | - пристань на сваях, установленная под углом к линии берега. |
Плавучесть | - способность корабля держаться на поверхности воды. Характеризуется водоизмещением корабля и запасом плавучести. Положение корабля на поверхности определяется осадков, креном и дифферентом. |
Планширь | - планка (брус), ограничивающая фальшборт по верхней кромке. |
Пластырь | - обликованный, многослойный прямоугольник из парусины с коушами по по периметру для закрытия пробоины в борту (наложить, подвести пластырь). |
Плашкоут | - то же, что и лихтер, но более мелкосидящий. |
Площадь парусности | - сумма площадей всех парусов корабля. |
Поворот оверштаг | - поворот судна под парусами на новый галс, когда оно пересекает линию ветра носом. |
Поворот фордевинд | - поворот судна под парусами на новый галс, когда оно пересекает линию ветра кормой. |
Погон | - планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки или кипы. |
Погреб | - помещение на корабле для хранения боеприпасов. |
Подветренный борт | - борт, противоположный тому, на который дует ветер. |
Подволок | - зашивка потолка во внутреннем помещении; потолок. |
Подзор | - свес кормы яхты. |
Подперток | - короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах. |
Подшкиперская | - помещение для хранения судового имущества. |
Полветра | - курс галфвинд. |
Полный курс | - курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми). |
Положение РДП | - подводное положение дизельной подлодки, обеспечивающее возможность использования устройства для работы дизеля под водой. |
Полубак | - носовая надстройка на баке корабля. |
Полубимс | - бимс, идущий не по всей ширине корабля, а от борта до карлингса или до выреза в палубе. |
Полуклюз | - накладной клюз с разрезом для вкладывания троса. |
Полундра | - возглас, означающий "берегись!". От голландского слова "фалль ундер" - "падает вниз". Предупредительный окрик. |
Полуют | - возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом. |
Помпа | - механизм для перекачивания жидкостей. |
Понтон | - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств. |
Порт | - 1) место у какого-нибудь города, где сосредотачивается стоянка судов. Порты бывают природные и искусственные; 2) дверь в борту судна: грузовые, или лазпорты, пушечные порты, мусорные порты. Маленькие порты называют полупортами. |
Портик | - малый порт – небольшое отверстие прямоугольной формы в борту корабля для пропуска швартовных концов. |
Посадка на мель | - аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем. |
Потесь | - весло, заменяющее руль. |
Прам | - плоскодонное артиллерийское парусное судно ХVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений. |
Прибой | - набегание волны на берег. |
Привальный брус | - брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт при навалах и во время стоянки. |
Привестись к ветру | - изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра. |
Прижимной швартов | - швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна. |
Приливные течения | - горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием приливообразующих сил Луны и Солнца. |
Принайтовить | - закрепить, привязать, скрепить найтовом. |
Прихватить | - слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой - это значит подвязать временно. |
Причал | - комплекс сооружений и устройств для подхода, швартовки, стоянки и обслуживания кораблей. |
Проа | - тип катамарана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса. |
Продольный швартов | - швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад. |
Прорезание строя | - тактический прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить
линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В момент прохождения между
двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность
вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. Огнем поражались
носовая и
кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских
кораблей. С другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, т.к. носовых и кормовых орудий на парусных
судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий.
Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окруженные суда с двух сторон - "взять противника в два огня". Этот тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф.Ф.Ушаков и Д.Н.Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах. |
Прядь | - составная часть троса, у растительного - свитая из каболок, у стального троса - свитая из одинаковых проволок. |
Прямые паруса | - паруса правильной четырехугольной формы или формы правильной трапеции, привязываемые к реям. |
Путевой угол | - горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и линией пути. |
Путенс-ванты | Путенс-ванты - связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам, служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стень-тяги стень-вант. |
Пяртнерс | - отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта; устройство, в которое упирается степс бушприта. |
Пятка | - 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок. 2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря. |