Вага | - металлический брус большой длины или бревно, служащее рычагом при поднятии тяжестей на небольшую высоту. |
Вал | - отдельная крупная война, в шторм достигает высоты 9 и более метров. |
Валек | - утолщенная часть весла, оно делится на ручку, валек, веретено и лопасть. |
Валкость | - недостаточная остойчивость, склонность судна от малейших причин наклоняться набок; валкость считается плохим и даже опасным свойством судна. |
Вантина | - ванты у шлюпок, швертботов и яхт. |
Вант-путенсы | - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами. |
Ванты | -снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса. |
Вар (пек) | - твердая часть смолы хвойных деревьев, применяющаяся для просмолки деревянных судов. |
Ватер-бакштаги | - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты. |
Ватер-бакштаги | - снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна. |
Ватервейс | - 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов. |
Ватер-вулинг | - скрепление бушприта с водорезом (тросовое, цепное и т.д.). |
Ватер-вулинг | - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами. |
Ватерлиния | - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом судна, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью. |
Ватер-штаги | - стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу. |
Вахта | - основной вид дежурства на судах, обеспечивающий их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал. |
Вельбот | - узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами. |
Вельпсы | - рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса. |
Веретено якоря | - продольный стержень якоря. |
Верп | - вспомогательный, завозной якорь на судне. |
Верпование | - передвижение посредством подтягивания к верпу, который завозят в нужное место на шлюпке. |
Вертикал | - большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит, надир и светило. |
Вертлюг | - 1. Круговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп). |
Верфь | - предприятие для постройки судов. |
Весло | - движитель гребного судна. Включает лопасть, веретено и рукоятку. Бывают вальковые, парные и распашные. |
Вест | - запад. |
Вестовой | - матрос, обслуживающий в кают-компании. |
Ветрочет | - прибор для графического определения на ходу корабля истинной скорости и направления ветра (круг СМО – от Севастопольской морской лаборатории.). |
Веха | - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры. |
Взморье | - прибрежная зона моря, а также название части морского побережья. |
Взятие рифов | - уменьшение площади паруса для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гике, а для прямых парусов - путем увязывания верхней части паруса к рею. |
Виндзейль | - поворотная, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе. |
Вице-адмирал | - воинское звание на флоте, соответствует званию генерал-лейтенант в армии. |
Внешний рейд | - рейд, не защищенный гидротехническими сооружениями. |
Водоизмещение | - объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема равен весу корабля. |
Водорез | - передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений. |
Возраст Луны | - число дней с момента новолуния. |
Вооружение парусника | - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. Различается два основных вида парусного вооружения: косое- с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса и прямое - с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна. |
Ворон | - приспособление на галерах для абордажного боя, перекидной помост на шарнирах, опускаемый на палубу корабля противника при сближении. |
Воронье гнездо | - наблюдательный пункт на фок-мачте в виде бочки для увеличения дальности наблюдения. |
Воротник форменный | (гюйс) – накладной воротник синего цвета с тремя белыми полосками вдоль кромки, введен в 1881 году. Сначала был с 1, 2 и 3 полосками, обозначавшими соответственно 1, 2 и 3 эскадры Балтийского флота. |
Впередсмотрящий | -дежурный матрос на носу корабля, наблюдающий за горизонтом. |
Все вдруг | - дополнение к команде, требующее одновременного выполнения ее всеми кораблями. |
Вулинг | - шлаги троса, положенные тесно, рядом друг с другом на однодревковой мачте для ее укрепления. |
Выбирать | - подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить. |
Выбленка | - 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел. |
Вымбовка | - рычаг для вращения шпиля вручную. |
Вымпел | - длинный узкий флаг, поднимается при нахождении корабля в кампании. |
Высота светила | - угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило. |
Выстрел | - рангоутное дерево, упирающееся в другое рангоутное дерево, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа. |
Вьюшка | - барабан с дисками в виде катушки для хранения на них тросов. |