|
Китайский парус имели джонки, небольшие морские суда Китая. Три мачты, к примеру, "столбовой" Фучжоу-джонки имели типичный
такелаж китайских джонок. Фок-мачта была несколько наклонена вперед, а бизань-мачта стояла позади руля на самой задней части ахтердека.
Реи на передних мачтах выполняли из двух деревьев, связанных друг с другом тросовыми вулингами. Таким же образом
были выполнены и гики.
Паруса состояли из полотнищ парусины, шириной в половину европейских, обычно сшитых друг с другом грубыми стежками.
Охватывавший этот парус ликтрос был внутренним. Внешний ликтрос вместе с опорными латами, а также с верхней и нижней крепежными
латами, разложенными по форме паруса, крепили вместе и в эту раму вшивали парус. Внутренний ликтрос примерно
через 6 дюймов крепили к внешнему ликтросу нитяными бензелями и пришивали опорные латы к каждому полотнищу паруса.
К рею или гику парус не крепили, а подвязывали к крепежным латам с помощью слаблиня. Крепежные латы обычно представляли собой
бамбуковые стволы, по толщине равные опорным латам. В свою очередь, крепежные латы на расстоянии 1,5 - 2 фута найтовами крепили
к рею и гику. |
Такелаж джонки значительно отличался от других типов судов. Штагов и вант для удержания мачт не было, сам мачты были "столбовыми" или составными.
Большие реи поддерживали двумя фалами. Один фал крепили на первой трети рея, с кормы проводили через шкив в мачте и вниз на палубу,
где оканчивали талями из тре- или двухшкивных- блоков.
Второй фал ставили на рее несколько позади первого, вели через тали между салингом мачты и реем, опускали позади мачты на палубу
и проводили через палубный блок. |
Такелаж китайского парусника люгерного типа был значительно проще такелажа аналогичного европейского парусника. |