фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Катер БМО



    И. Черников. Журнал "Моделист-конструктор" № 7 - 1984 год (отрывок)

    5 октября 1913 года на гранитной набережной Невы бы-ло особенно многолюдно. Необычное скопление жителей Пе-тербурга вызвал красавец корабль — эскадренный миноно-сец «Новик». Конечно, широкая публика явилась сюда по-любоваться его прекрасной архитектурой, но специалисты и просто знающие люди считали ее не самым главным дос-тоинством — основное было в том, что появление «Новика» знаменовало собой подлинную революцию в развитии кораб-лей этого класса. Именно «Новик» положил начало строи-тельству эскадренных миноносцев нового типа во всех фло-тах мира.
    Стоит, наверное, напомнить, что перед началом первой мировой войны миноносные корабли составляли два подот-ряда: собственно миноносцы и контрминоносцы. Причем гер-манские эсминцы, созданные исключительно для торпедных атак в составе флотилии, вооружались мощным, по пред-ставлениям того времени, торпедным вооружением. Артилле-рией немцы необоснованно пренебрегали — они считали, что боевую устойчивость соединения должен обеспечивать легкий крейсер — лидер миноносцев. Столь же пренебрежи-тельно отнеслись германские кораблестроители и военные к радиооборудованию — предполагалось, что корабли подобно-го типа не следует использовать ни для разведки, ни для постановки мин заграждения. Однако германские эсминцы обладали высокой скоростью, хорошей мореходностью и дос-таточно большой дальностью плавания.
    Свой тип эсминца последовательно развивали и англича-не, причем артиллерия на британских кораблях традиционно была более мощной, чем у германских «торпедоносцев». А по английским образцам равнялись, постоянно усиливая артил-лерийское вооружение миноносцев, и другие военно-морские флоты мира. Все, кроме русского...
    Новый эскадренный миноносец строился на доброволь-ные пожертвования, собранные населением России в период русско-японской войны. Из представленных «Особому коми-тету по усилению военного флота» конкурсных проектов лучшей оказалась разработка судостроительной технической канторы Путиловского завода. Она выгодно отличалась от других крайне низким удельным расходом топлива за счет применения нефтяного отопления котлов и высокой эконо-мичностью, а также компактностью силового агрегата — па-ровой турбины, и прогрессивным использованием в кон-струкции корабля продольного набора и стали повышенной прочности. Все это позволило при умеренном водоизмещении и высокой скорости оснастить корабль мощным артиллерий-ским и торпедным вооружением и весьма совершенной по тому времени радиостанцией, обеспечивающей связь на дис-танции до 300 миль.
    Торжественная закладка корпуса «Новика» состоялась 1 августа 1910 года на Путиловской верфи, а 4 июля 1911 года корабль благополучно спустили на воду. Начался монтаж механизмов и вооружение корабля. Швартовые испытания начались 25 апреля 1912 года, на полтора ме-сяца ранее контрактного срока.
    Это был совершенно необычный корабль: эсминец, став-ший родоначальником оригинальной концепции развития кораблей такого типа. Конструкторы не только позаимство-вали все лучшее, что было у английских и германских эскадренных миноносцев, но и пошли дальше — к универ-сальному торпедно-артиллерийскому кораблю водоизмеще-нием до 1500 т, с максимально возможным 'количеством торпедных труб и скорострельных 102-мм орудий, а также с устройством для постановки мин заграждения.
    По артиллерийскому вооружению «Новик» примерно вдвое превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Однако его огневая мощь определялась не количеством пушек, а рацио-нальной организацией стрельбы. Дело в том, что четыре полуавтоматических орудия «Новика» имели центральную наводку артиллерии. К тому же они существенно превосхо-дили английские 102-мм пушки и по начальной скорости, и по массе снаряда, и по дальности стрельбы.
    Столь же грозным было и торпедное вооружение русско-го эсминца: его восьмиторпедный бортовой залп оказался мощнее, чем у двух новейших зарубежных миноносцев. Воз-можность вести залповую торпедную стрельбу делала «Но-вик» единственным в своем роде кораблем. Столь высокая концентрация этого вооружения потребовала и особого обо-рудования — приборов центрального управления стрельбы торпедами.
    Следует добавить, что «Новик» имел приспособления для постановки мин заграждения. Для этого на верхней палубе в кормовой части корабля проложили минные рельсы, к ко-торым талрепами крепились мины. При постановке заграж-дений мины подкатывались к корме и сбрасывались в воду.
    Ну и, разумеется, наиболее яркое отличие «Новика» от других кораблей состояло в его скорости — долгое время русский эсминец был самым быстрым кораблем мира. И пер-венство за «Новиком» (37,3 узла!) оставалось вплоть до 1917 года.
    Таким образом, эсминец благодаря широкому универсализ-му и огромной боевой мощи стал грозным противником для надводных кораблей всех классов и типов. Подобные «Но-вику» боевые единицы появились в иностранных флотах лишь во время первой мировой войны.
    Англичане, хотя и стремились к усилению артиллерий-ского вооружения миноносцев, тем не менее оснащали эсминцы лишь тремя 102-мм пушками и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. Четыре 102-мм орудия имели только «лидеры», в то время как балтийские «новики» все имели столько же пушек, а на эсминцах серии «Изяслав» было уже пять таких орудий.
    Только в ходе войны англичане все-таки уяснили, что перезаряжать в боевых условиях торпедные аппараты чрез-вычайно трудно. Это заставило их усилить торпедное воо-ружение своих новейших эсминцев с четырех до шести труб. И это в то время, как у первого «Новика» было восемь торпедных труб, а у миноносцев «ушаковской» серии даже двенадцать!
    Опять же в ходе войны, в начале 1916 года, англичане осознали и необходимость оснащения эсминцев приспособле-ниями для постановки мин заграждения. Причем для ком-пенсации веса мин, устанавливаемых на верхнюю палубу, с корабля приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат. После такой продолжавшейся 12 часов операции эсминец мог принимать 40, а ли-дер — 60 мин заграждения. Ну а «Новик» изначально рас-считывался на 60 шаровых мин!
    Когда началась первая мировая война, «Новик» оказал-ся единственным в русском флоте кораблем подобного типа. Его боевые характеристики настолько резко отличались от соответствующих данных других эскадренных миноносцев, что он был зачислен в отряд... крейсеров Балтийского фло-та, в составе которого и начал мировую войну.
    В свой первый боевой поход совместно с крейсерами «Но-вик» вышел 1 сентября 1914 года, когда крупная волна вынудила остальные эсминцы вернуться в шхеры. С немец-ким крейсерским дозором русские корабли встретились уже на следующий день. Противник немедленно начал отхо-дить. Сорок минут преследовал «Новик» легкий крейсер «Аугсбург», но крупная зыбь не позволила догнать неприя-теля. Со второй половины сентября 1914 года Балтийский флот приступил к активным минным постановкам во вражеских водах, для чего был выделен отряд эскадренных минонос-цев особого назначения — «Генерал Кондратенко», «Пог-раничник», «Сибирский стрелок» и «Охотник». «Новик» был назначен в этот отряд лидером. Минные постановки Велись в юго-западной и южной частях Балтийского моря, имевших большое значение для Германии. Дело в том, что Нильская бухта вместе с прилегающими к ней районами во время первой мировой войны была местом боевой подготов-ки всего кайзеровского флота и нарушение в этом месте пла-вания существенно подрывало боеспособность кораблей. Здесь, в юго-западной части Балтийского моря, сходились морские маршруты германских транспортов, и от безопасно-сти этих путей зависела работа многих сталелитейных и оружейных заводов.

    Эскадренный миноносец «Новик»:

    1 — флагшток, 2 — 102-мм пушка, 3 — вьюшка, 4 — спарен-ный торпедный ап-парат, 5 — минбалка, 6 — компас, 7 — вентилятор - дефлек-тор, 8 — 5-весельный вельбот, 9 — керосиномоторный катер, 10 — боевой прожек-тор, 11 — дефлектор котельного отделения, 12 — 4-весельный ял, 13 — шлюпбалка, 14 — спасательный круг, 15 — дально-мер, 16 — трап, 17 — отличительный огонь, 18 — леерное ограж-дение, 19 — штур-вал, 20 — машинный телеграф, 21 — де-флектор, 22 — вен-тилятор эжектор, 23 — битенг, 24 — волнолом, 25 — гюйс-шток, 26 — круглый люк, 27 — кнехт, 28 — киповая план-ка, 29 — паровой шпиль, 30 — свето-вой люк, 31 — коеч-ные сетки, 32 — пу-лемет, 33 — тамбур сходного люка, 34 — парадный трап, 35 — световой люк машин-ного отделения, 36 — привальный брус, 37 — отвод-предохра-нитель гребных вин-тов, 38 — минные рельсы, 39 — греб-ной винт, 40 — якорь.

    Чертежи эсминца "Новик"

    скачать

    скачать немедленно!

    лист 1

    лист 2

    лист3

    лист 4

    лист 5




    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов Всего.RU
    Сайт управляется системой uCoz