Прежде чем изучать этот вопрос, мы должны себе четко представлять:
северная часть оси вращения Земли - это истинный
северный полюс.
Этот истинный северный полюс не совпадает с
магнитным, то есть
тем полюсом, на который указывает стрелка компаса.
Они отстоят друг от друга на значительное расстояние.
И этот полюс мы назовем магнитным.
(Причем магнитный полюс дрейфует,
изменяет свое положение относительно истинного).
Однако в условиях корабля (кругом ведь железо, электрические приборы)
компас все-таки не покажет нам магнитный полюс. Вернее, покажет,
но не на него, а на компасный полюс, грубо выражаясь.
А нам нужен всегда истинный полюс.
Поэтому мы должны научиться исправлять показания приборов
и находить истинный полюс.
Истинный курс
(ИК)
- угол между северной частью
истинного меридиана и диаметральной плоскостью корабля.
Истинный пеленг
(ИП) -
угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект.
Обратный истинный
пеленг (ОИП) - отличается от ИП на 180°.
Курсовой угол
(КУ) - угол между носовой
частью диаметральной плоскости корабля и направлением
на объект; измеряется от 0 до 180° в сторону правого и
левого борта или по часовой стрелке от 0 до 360°.
КУ правого борта имеет знак "плюс", КУ левого борта - знак "минус".
Зависимость между ИК, ИП и КУ:
ИК = ИП - КУ; ИП = ИК + КУ; КУ = ИП - ИК.
Компасный, гирокомпасный курс
(КП, ГКК) -
угол между северной частью компасного (гироскопического)
меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля.
Компасный, гирокомпасный
пеленг (КП, ГКП) -
угол между северной частью компасного (гироскопического)
меридиана и направлением на объект.
Поправка компаса (гирокомпаса)
D К (D ГК) -
угол между истинным и компасным (гироскопическим) меридианами.
Восточная (остовая) D К (D ГК) имеет знак "плюс",
западная (вестовая) - "минус".
ИК = КК + D К. ИК = ГКК - D ГК.
ИП = КП + D К. ИП = ГКП + D ГК.
КК = ИК - D К. ГКК = ИК - D ГК.
КП = ИП - D К. ГКП = ИП - D ГК.
Магнитное склонение (d) - угол между
истинным и магнитным меридианами, изменяется от 0 до 180°.
Восточное имеет знак "плюс", западное - "минус";
d снимается с карты в районе плавания и приводится к году плавания.
Магнитный курс (МК) - угол между северной
частью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной
плоскости корабля.
Магнитный пеленг (МП) - угол между северной
частью магнитного меридиана и направлением на объект.
Девиация магнитного компаса (d) - угол
между магнитным и компасным меридианами, изменяется от 0 до 180°.
Восточной (остовой) - приписывается знак "плюс",
западной (вестовой) - "минус". Девиация определяется опытным
путем и сводится в таблицу, откуда для каждого курса она и выбирается.
МК = КК + d ; КК = МК - d ;
МП = КП + d; КП = МП - d ;
D МК (D К) = d + d ; d = D МК - d ;
d = ИК - МК = ИП - МП. d = МК - КК = МП - КП.
Смотрите рисунки № 1, № 2 и № 3.
|