Корабль в плавании непрерывно меняет свое место относительно окружающей обстановки: берегов, островов, дна и т. д. Для осуществления кораблевождения по избранному безопасному пути штурман располагает способом, позволяющим ему непрерывно следить за местом корабля и путем, по которому он перемещается.
Этот способ называется счислением пути корабля или сокращенно счислением.
Сущность счисления состоит в том, что по известным исходному месту, направлению, скорости и времени перемещения корабля рассчитывают его место и путь на любой момент времени. Таким образом, счислением пути корабля называется совокупность действий, имеющих целью получить на любой момент времени место и путь корабля на основе знания исходного места, направления, скорости и времени его перемещения.
Место, полученное способом счисления по показаниям корабельных приборов (компаса, лага, часов), называется счислимым местом. Оно может быть получено графическим способом на морской карте или с помощью аналитического способа счисления по формулам и таблицам. Аналитическое и графическое счисление может выполняться штурманом вручную или с помощью автоматических счислителей и прокладчиков.
В настоящей главе рассматривается графический способ счисления пути корабля, выполняемый штурманом вручную. Корабль под влиянием работы движителей (гребных винтов) перемещается относительно вод ной среды в направлении своей диаметральной плоскости. Направление этого перемещения указывается компасами; скорость перемещения и проходимое кораблем расстояние измеряются лагами или вычисляются по времени и числу оборотов гребных винтов, показываемому тахометрами.
Помимо движителей, на корабль обычно действуют такие гидрометеорологические факторы, как течение, ветер и вызываемое им волнение.
Явление перемещения корабля под воздействием течения носит название снос корабля течением. Явление перемещения корабля под влиянием ветра называется дрейфом.
Для ведения счисления пути корабля необходимо знать и учитывать:
— исходное место корабля φ, λ ;
— его истинный курс и скорость ИК, V ;
— время движения корабля данным курсом t.
При наличии в районе плавания течения, ветра и волны необходимо, кроме того, учитывать:
— снос корабля течением, т. е. знать и учитывать элементы течения — его направление и скорость;
— дрейф a ;
— время t' действия на корабль течения, ветра и других гидрометеорологических факторов.
Все эти величины называются элементами счисления.
К счислению пути корабля предъявляются следующие требования:
— счисление должно вестись непрерывно, чтобы в любой момент времени можно было видеть положение и путь корабля относительно окружающей обстановки;
— счисление должно быть точным, чтобы обеспечить навигационную безопасность плавания и решение задач, поставленных кораблю;
— счисление должно быть достаточно простым и наглядным.
Графический способ счисления часто называют навигационной прокладкой. Однако следует иметь в виду, что
навигационная прокладка — понятие более широкое: оно, помимо счисления, включает в себя нанесение на карту
обсервованных мест корабля, получаемых на основе измерения различных
навигационных параметров.