Устройство для работы дизеля подводной лодки под водой
Сокращенно его еще называют РДП или шноркель, как его называют немцы.
РДП - выдвижное устройство подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек
и удаления выхлопных газов дизелей. Для исключения затопления ПЛ через выхлопной и заборный трубопроводы (что, к сожалению, бывает)
на них установлены клапаны, автоматически закрывающиеся при захлестывании волной или погружении ПЛ. РДП позволяет дизельным ПЛ увеличить дальность
плавания, заряжать аккумуляторные батареи, пополнять запасы сжатого воздуха и вентилировать помещения без всплытия на поверхность,
что повышает их скрытность.
Идея создания РДП выдвинута в 1915 году лейтенантом русского флота Н.А.Гудимом.
Это устройство вы видите на рисунке на этой страничке.
На рисунке:
Мы недаром выше упомянули, что захлестывание шахты водой еще случается. Так, одной из версий гибели нашей подводной лодки
К-129 является именно затопление ее шахты забортной водой и провал лодки на глубину.
Впрочем, вот выдержки из Книги памяти сайта Российского подводного флота:
"Дизель-электрическая ракетная
подводная лодка К-129 проекта 629А из состава Тихоокеанского флота погибла
8 марта 1968 года. Причина гибели лодки по настоящее время не установлена,
существуют три основных версии - затопление лодки через шахту РДП при
зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провал на
запредельную глубину, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей
из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного
корпуса, и, наконец, столкновение К-129 с американской подводной лодкой.
Первая версия является официальной версией командования ВМФ СССР, на
версии взрыва настаивала американская сторона, ссылаясь на данные
гидроакустических станций на Гавайских о-вах, к версии столкновения
склонялись, правда неофициально, советские военно-морские специалисты.
Основанием для таких предположений послужила информация о том, что вскоре
после даты гибели К-129 в американскую базу ВМС на о. Окинава пришла АПЛ
"Суордфиш" SSN 579, имевшая характерные повреждения ограждения рубки.
Ремонт американской лодки проводился экстренными темпами в обстановке
секретности. Официальная версия ВМС США гласила, что "Суордфиш" получила
повреждения от удара плавающего льда в Японском море. Как бы там ни было,
американцы очень точно знали координаты гибели К-129 и в 1969 году
затонувшая лодка была обнаружена разведывательным кораблём ВМС США "Мицар"
в точке с координатами 40 гр 06' сш и 179 гр 57 ' зд, в 750 милях от о.
Оаху, после чего детально обследована с АПЛ "Хэлибат" и глубоководного
аппарата "Триест II". Подводная лодка лежала на глубине около 5500 метров
практически на ровном киле, выдвижные устройства опущены, в районе верхней
части третьего отсека, имелась, якобы, пробоина, захватывающая часть рубки
и ракетные шахты. На основании полученной информации в ЦРУ США было принято
решение предпринять попытку подъема К-129 в целях получения образцов
ядерного оружия, а также шифровальной техники. Операция получила название
"Проект Дженифер". В ходе операции "Дженифер" специально построенному для
этой цели судну "Гломар Эксплорер" удалось поднять носовую часть К-129 ( в
ходе подъёма лодки со дня корпус разломился и кормовая часть вновь
затонула ). По американским данным, в руки США попали две торпеды
оснащённые ядерными боеголовками, журнал регламентных работ со
спецбоеприпасами, шифровальные блокноты и шифровальная машина. В
разрушенных отсеках обнаружены шестеро погибших моряков, которых
американцы, захоронили в море с отданием воинских почестей в точке с
координатами 18 гр 29' с.ш. и 157 гр 34' з.д., в 90 милях на юго-запад от
Гавайских островов. Существует однако версия, что было извлечено около 50
погибших моряков, большинство из которых захоронены на Гавайях. Истинная
причина гибели К-129 по настоящий момент не предана гласности, вероятно,
что она может быть известна военным специалистам США, получившим
возможность исследовать обломки лодки. В 1987 году капитан в отставке Питер
Хачтхаусен ( Capt. Peter Huchthausen ), бывший военно-морским атташе в
Москве,имел несколько кратких разговоров с советскими адмиралами
относительно катастрофы К-129. Адмирал Петр Навойцев обронил в разговоре
фразу: "Капитан, Вы очень молоды и неопытны, но Вы узнаете, что есть
некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не
обнародовать, и вот по одной из таких причин мы потеряли нашу K-129 ". В
1995 году, когда после выхода в отставку Хачтхаусен начал работу над
книгой о Советском подводном флоте, он взял интервью у адмирала Виктора
Дыгало, в прошлом командующего соединением подводных лодок, в состав
которого входила K-129. Дыгало сказал ему, что истинная история K-129
никогда не станет известна из-за неофициального соглашения между старшим
военно-морским командованием с обеих сторон, цель которого заключалась в
том, чтобы прекратить любое дальнейшее исследование участия противной
стороны в гибели и "Скорпиона" и K-129. В заключение беседы он сказал
Хачтхаусену : " Так что забудьте и думать, что когда-нибудь семьям
погибших будет сообщена истина..."