Спуск и подъем шлюпок (катеров) — одна из трудоемких операций на судах.
Иногда для подъема шлюпок используют якорно - швартовные механизмы, траловые и буксирные лебедки, расположенные на судах.
На современных судах спуск и подъем производят специальными шлюпочными лебедками, которые по роду привода подразделяют на ручные, безмоторные (приводные), электрические и пневматические.
Ручные шлюпочные лебедки применяют только для поворотных (радиальных) и хоботковых шлюпбалок, обслуживающих шлюпки массой не более 200 — 500 кг. Лебедки крепят к фундаменту на стреле шлюпбалки так, чтобы ось рукоятки находилась на высоте 900 — 1100 мм.
Безмоторная (приводная) шлюпочная лебедка приводится в действие от швартовного барабана палубного механизма или швартовной лебедки. На лебедке имеется и ручной привод (резервный), который может быть включен или выключен.
Наибольшее распространение в судостроении получили шлюпочные лебедки с электрическим приводом. Все электрические шлюпочные лебедки имеют также ручной аварийный привод, который используется в основном для подъема шлюпталей без нагрузки, однако это позволяет поднимать шлюпку с полным снабжением, но без людей. Электроручная лебедка состоит из следующих основных узлов: корпуса с цилиндрическим редуктором, барабана для навивки лопарей, тормозной коробки, ручного привода и электрооборудования.
Характеристики электрических шлюпочных лебедок
приведены в таблицах.
Таким образом, в сочетании с поворотными шлюпбалками используются шлюпочные лебедки только с ручным приводом; при заваливающихся шлюпбалках — лебедки с ручным и механическим приводами, а при гравитационных шлюпбалках — только с механическим приводом.