фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    ШКИПЕРСКОЕ ИМУЩЕСТВО



    Стальные тросы

    Рисунки к этой страничке можете посмотреть здесь.


    Стальные тросы, употребляемые на морских судах, в соответствии с их назначением и технической характеристикой, утвержденной Государственными общесоюзными стандартами, указаны в табл. 9.
    Свивка стального троса должна быть равномерной по всей его длине (с равномерным шагом свивки проволок в прядях и прядей в тросе).
    Новый трос не должен иметь оборванных, заломанных или перекрещивающихся проволок.
    Поверхность проволок троса не должна иметь вмятин и ржавчины и не должна быть сплющенной или срезанной. Пряди троса не должны иметь заломов, выпячиваний, западания и ослаблений. Проволоки в прядях должны плотно прилегать друг к другу, не должно быть проволок, натянутых слабее других.

    Таблица 9

    Характеристика стальных тросов, используемых на морских судах

    Наименование тросов по пределу прочности проволоки при растяжении кг/кв.см по ГОСТ по марке проволоки по виду поверхности проволоки по количеству прядей (круглых) по направлению свивки прядей в тросе по виду свивки троса по числу сердечников
    штаги и труббакштаги 110, 120, 130, 140 и 150 I и II оцинкованная 6 правой крестовой -
    стоячий такелаж 130, 140, 150, 160, 170 и 180 I и II то же 6 и 8 правой и левой то же один
    швартовые и якорные 130, 140, 150 и 180 I то же 6 то же то же несколько сердечников
    бегучий такелаж 130, 140 и 160 I то же 6 то же то же  
    лифтовые и крановые 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190 и 200 B и I

    (В – высшая)

    оцинкованная и светлая 6, 8 и 18 то же крестовой и односторонней один
    такелажные 70 I и II оцинкованная 1 - - -

    Оцинковка проволок должна быть прочной. При навивке троса на барабаны или прохождении его через блоки не должно происходить отслаивания или растрескивания цинкового покрытия.
    Гибкий проволочный трос в 5—6 раз крепче манильского и пенькового одинаковой толщины, а жесткий — в 8 раз.
    Жесткий трос, выделываемый из толстых проволок, по своей прочности крепче гибкого (употребляется для вант и штатов, всякого рода лееров, неподвижных шкентелей, канатных стопоров и вообще для стоячего такелажа, не подвергающегося крутому изгибу).
    Гибкий трос употребляется для такелажа, подвергающегося изгибу (буксиры, швартовы, штаг-корнаки, топрики, стропы, шкентели и т. п.).
    Гибкий трос особой выделки употребляется для топенантов, вант, шлюпочного рангоута и вообще для бегучего такелажа.
    Гибкий трос кабельной работы употребляется для шлюпочных талей, лопарей, румпель-талей и т. д.
    Тросы, служащие для подъема и спуска людей, а также тросы, применяемые в особо ответственных случаях, должны изготовляться из проволоки марки «В». Все остальные могут быть изготовлены из проволоки марки I и II.
     

    Измерение стального троса


    Измерение толщины стального троса производится: а) измерением окружности, б) непосредственным замером диаметра.
    При пользовании штангенциркулем необходимо измерять наибольший диаметр троса, как указано на рисунке.
     

    Уход за стальными тросами


    Для предохранения стальных тросов от ржавчины и порчи оцинковки необходимо смазывать их тавотом, олеонафтом, соляровым и подобными ему маслами, смешанными с порошков графита. Стоячий такелаж в местах заделок и сплесней следует транцевать и клетневать.
    Если тросы остаются без употребления, то смазывание их должно производиться не реже одного раза в четыре месяца.
    Запрещается чистить стальные тросы металлическими щетками или обмывать какими-либо едкими веществами.
    Буксиры и якорные канаты из проволочного троса, а также все проволочные тросы, не используемые в работе, должны быть всегда навиты на вьюшки и смазаны. При укладывании тросов в бухты, при навивке их на вьюшки и при употреблении их в работе следует избегать образования калышек.
    Стальные буксиры должны иметь на каждом конце по коушу. В местах заделки коушей и сплесней буксир должен быть тщательно смазан и оклетневан.
    Диаметры шкивов и роульсов, через которые проходит проволочный трос, должны быть не менее шести окружностей троса.


    При проводке троса необходимо избегать крутых перегибов и большого числа изменений в его направлении.
    При буксировке стальной трос не следует, если возможно, долго удерживать одной и той же частью на клюзе, кипе, роульсе и т. п., а перемещать его понемногу; вытравливая или выбирая по возможности чаще, в зависимости от скорости судна, но не реже чем два раза в сутки.
     

    Расчет стальных тросов


    Необходимый для работы трос можно подобрать путем расчетов по формулам (1) и (2).
    Для стальных тросов, применяемых в морокой практике, коэффициент безопасности (n) принимается равным от 6 до 10; для подъемных машин n = 20.
    При выборе стального троса по таблицам ГОСТ наибольшую возможную в работе троса нагрузку умножают на коэффициент безопасности (n), определяя таким образом разрывную крепость троса, и затем подбирают по таблицам трос соответствующей прочности. Разрывная и допустимая рабочая крепость стальных тросов может быть ориентировочно подсчитана так же, как и растительных тросов по формуле (3) с применением коэффициента прочности k из табл. 1.

    Таблица 10

    Коэффициент прочности для стальных тросов

    Наименование троса

    k

    Примечание

    Стальной гибкий, кроме тросов 150, 180 и 205 мм окружностью

    Стальной гибкий, окружностью 150, 180 и 205 мм

    Стальной полужесткий, окружностью 175 и 205 мм.

    4,0

     

     

    3.3

     

     

    5,5

    Рабочая нагрузка стальных тросов обычно принимается равной 0,16 до 0,10, а для подъемных машин от разрывной крепости 0,05

     

    Стальной жесткий

    4.8

    Вес погонного метра стального троса может быть определен по формуле
            Q = 0,О3 С2,
    где Q — вес одного погонного метра, кг;
     С — окружность троса, см.
    Вес бухты троса длиной 100 сажен (182 м) может быть определен по формуле
    Q = 36С2,
    где Q — вес 100 сажен троса, кг;
     С — окружность троса в дюймах.
    Правилами Регистра СССР для стальных тросов, употребляемых на морских судах, требуются следующие величины диаметров и .разрывной крепости тросов в зависимости от их назначения (см. табл. 12).
    В табл. 13—19 включительно помещены данные, установленные Государственными общесоюзными стандартами для стальных тросов, употребляемых на морских судах.

    Таблица 11

    Сравнение тросов на одинаковую разрывную крепость по размерам

    Разрывная крепость, Г

    Стальные ГОСТ

    3083-55

    Манильские ГОСТ 1088—41 Сизальскпе ГОСТ 1088—41
    диам., мм диам., мм окружн.. мм диам., мм окружн., мм
    2,1-2.9 7,4 20.7 65 23.9 75
    2,7-3,6 8,4 23.9 75 28.7 90
    3,3—4,5 9,3 28,7 90 31,8 100
    4,1—6,5 11,5 31,8 100 36,6 115
    5,6-8,9 13,5 36,6 115 39.9 125
    7.3-11,6 15,0 39.9 125 47,8 150
    9,3-14.7 17,0 1 47,8 150 55,7 175
    11,5-18.2 19.0 55,7 175 63,7 200
    13,9-22,0 20,5 63.7 200 71,7 225
    16,5-26,2 22,5 71,7 225 79,6 250
    19,4-30,8 24,5 79,6 250 87.6 275
    22,6-35.7 26,0 87,6 275 95,5 300
    25,8—40.9 28,0 95.5 300 103.5 325
    29,4—46,7 30,0 103,5 325 111,5 350
    33.3-52.7 32,0 111,5 350
    37,2-59,0 33,5 .— -
    46,1—73,0 37.5
    55.8-87,9 41,0 - - -  

     

    Таблица 12

    Тросы стоячего такелажа

    лажа

    Обыкновенные гибкие

    тросы

    Особо гибкие тросы

    бегучего такелажа

    штаги, ванты, топванты, стеньштаги, брамштаги, леера, канатные стопоры, неподвижные шкентели и другой не подвергающийся изгибу такелаж швартовы, буксиры перлини, топенанты. леера, шкентели и прочие снасти бегучего такелажа трос для подъемных механизмов, подъемные гордени, топенанты, брасы, леера, стропы и другие снасти ответственного назначения
    окруж., мм разрывная крепость, кг

     

     

    окруж., мм

     

     

    разрывная крепость троса в 144 проволоки, кг окру ж., мм

     

     

    разрывная крепость троса в 222 проволоки, кг
    20 1410 -
    25 3000 25 2760
    32 4400 32 4400 32 4600
    38 6200 38 5600 38 6800
    44 8200 44 8 100 44 9100
    51 11 800 51 10100 51 11900
    57 14600 57 12400 57 14700
    63 17800 63 15300 63 18500
    70 21000 70 19700 70 22300
    76 24800 76 23300 76 26600
    83 28 500 83 279000 83 31200
    89 35000 89 30100 89 36100
    95 40400 95 34700 95 41 600
    102 42 200 102 40500 102 48900
    108 49 300 108 46600 108 53300
    114 58 200 114 51 800 114 60000
    121 58500 121 66600
    127 70600 127 66000 127 74300
    133 72500 133 81 000
    140 84100 140 78600 140 89400
    146 87300 146 101 000
    152 93000 152 109000
    159 103000 159 115800
    165 112900 163 121 000
    178 133300 - -
    - 190 145900

    Остальные таблицы приведены здесь.

     


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

    Сайт управляется системой uCoz