исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • каталог
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Rambler's Top100

    Изучение флагов



    Назначение


    С помощью флагов корабли, суда и посты ВМФ осуществляют связь и сигнализацию в светлое время суток. Для этой цели предусмотрены специальные флаги, правила связи и своды сигналов. Флаги, поднимаемые кораблями, судами и постами для передачи информации,называются флажными сигналами.

    Классификация


    Комплект флагов Военно-морского свода сигналов состоит из 59 сигнальных флагов. В их числе 32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных. По своей форме флаги подразделяются на прямоугольные, прямоугольные с косицами, треугольные и вымпельные. Из общего количества флагов прямоугольных - 38 (Д,Ж,З,К,Л,М,П,Р, С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Ы,Э оборотное,Ю,Я), прямоугольных с косицами - 4 (Ф,И краткое,Н,1), треугольных - 15 (Б,В,Г,Е,И,О,Щ,Ъ,Ь,2,3,4,5,4 дп.,Дым) и вымпельных 2 (У,Ответный). В расцветке флагов используются пять цветов: красный, желтый, синий, черный и белый. Каждому флагу присущи своя форма и расцветка.
    Сигнальные флаги изготовляются пяти размеров. Наибольшие из них - первый и второй - предназначаются для больших кораблей. Флаги третьего и четвертого размеров предусматриваются для средних и малых кораблей, пятый размер используется катерами и шлюпками. Сигнальные флаги изготовляются из штапельной или шерстяной ткани, именуемой флагтухом, на которую наносится их расцветка особо стойкими красками. Для присоединения флагов к фалам, а также для крепления флагов между собой у каждого из них в передней шкаторине имеется линь с карабинами (клевантами). Верхний конец линя короткий, нижний - длинный. Сигнальные флаги всегда хранятся в свернутом виде в особых ящиках, называемых сетками. На малых кораблях вместо ящиков применяются специальные брезентовые мешки (кисы). Для каждого флага в ящиках и брезентовых мешках предусмотрена своя ячейка. Для того, чтобы флаги помещались в ячейках сеток (кис), их необходимо свертывать в определенной последовательности. Сначала каждый из них складывается вчетверо по длине, затем дважды перегибается по ширине, после чего свертывается с задней шкаторины. При этом необходимо обращать внимание на нижний длинный конец линя, чтобы он не попал внутрь свертываемого флага. Этим концом свернутый флаг завязывается петлей. Петля образуется от протаскивания вверх под шлаг оставшейся части линя после стягивания им флага. Такая петля позволяет развертываться флагам после подъема их до места. Этот способ подъема флагов особенно удобен при ветре и малых размерах сигнального мостика; он в какой-то мере предохраняет флаги от загрязнения.
    Фалы, с помощью которых поднимаются флаги, изготовляются из плетеного линя в целях исключения перекручивания линя, а следовательно, и поднимаемого флажного сигнала.

    Сигнальные фалы

    Каждый сигнальный фал корабля имеет свой номер. Нумеруются фалы справа налево и сверху вниз.
    Фалам присваиваются следующие номера:
    № 1
    - фалу, основанному у правого нока верхнего рея (нока правого переднего уса);
    № 2
    - фалу, основанному у левого нока верхнего рея (нока правого переднего уса);
    № 3
    - фалу, основанному у правого нока нижнего рея (нока правого заднего уса);
    № 4
    - фалу, основанному у левого нока нижнего рея (нока левого заднего уса);
    № 5
    - фалу, основанному в правой части нижнего рея, между фалом № 3 и мачтой
    (нока правого нижнего переднего уса);
    № 6
    - фалу, основанному в левой части нижнего рея, между фалом № 4 и мачтой (нока левого нижнего переднего уса) и т.д.
    На кораблях, имеющих штаг-карнак (леер между мачтами), счет фалов начинается от самого ближнего к фок-мачте. Этот фал имеет № 1, а все последующие нумеруются по порядку от фок-мачты к грот-мачте. Смотрите рисунки ниже.
    Стеньговым называется фал, который основан в блок клотика мачты. Стеньговый фал используется только для подъема стеньговых флагов, флагов должностных лиц и флажных позывных. Сигнальные сочетания пристопориваются к сигнальным фалам в порядке, соответствующем установленной нумерации для тех и других. На фок-мачте (грот-мачте) сочетание № 1 - правый нок верхнего рея, сочетание № 2 - левый нок верхнего рея, очетание № 3 - правый нок нижнего рея, сочетание № 4 - левый нок нижнего рея и т.д.


    нумерация фаловнумерация

    нумерация фалов

    Изучение флагов

    Флаги изучаются последовательно, по группам, в порядке алфавита. Каждая группа состоит из 8-10 флагов. Таким образом, из общего количества флагов получается шесть условных групп. Из них три группы составляют буквенные флаги, две - дополнительные и одну - цифровые флаги.
    В каждой группе флаги изучаются в порядке их расположения. Обычно условная группа изучается в течение одного занятия. Изучение флагов рекомендуется начинать с их названия и устройства, которое включает форму, расцветку и составные части (шкаторины, линь, карабины и флагтух). Исходя из практического опыта, скажем, что лучше всего изучать расцветку флагов, сделав их на плотной бумаге размером со спичечный коробок или игральную карту. На обратной стороне надо написать название флага (аз, буки, веди и т.д.).
    Изучение последующей группы флагов следует начинать после изучения предыдущей группы. Флаги цифровой группы изучаются после всех буквенных групп. Умение правильно описать (прочитать) флаги составляет одну из основных целей их изучения. В качестве примера приводятся правильные описания некоторых флагов:
    - флаг Аз - прямоугольный с косицами, на красном поле белый прямоугольник;
    - флаг Веди - треугольный, на красном поле синий и белый треугольники, наложенные
    один на другой, из которых синий является меньшим;
    - флаг 3-й дополнительный - прямоугольный, на белом поле в середине размещен красный прямоугольник с синими пересекающимися диагоналями и белым крестом, проходящим через его центр и делящим стороны на равные части.
    Изученные флаги должны систематически повторяться на последующих занятиях, а также использоваться каждый раз при составлении из них коротких слов или предложений. Используемые в этих целях макеты флагов не должны иметь наименований.

    Порядок набора сигналов

    Флажные сигналы набираются только по приказанию. Когда сигнал набран, старшина сигнальной вахты подает команды: "На первом фале (такое-то сочетание)", "На втором фале (такое-то сочетание)" и т.д. Сигнальщики, стоящие на фалах, повторяют полученное приказание: "Есть (такое-то сочетание)", набирают его из флагов, пристопоривают к фалам, после чего докладывают: "Первый сигнал готов", затем "Второй сигнал готов" и т.д.

    Порядок подъема сигналов

    Проверив правильность набранного и пристопоренного к фалам сигнала, старшина сигнальной вахты докладывает вахтенному офицеру: "Сигнал пристопорен" - и ожидает приказания о его подъеме. Как только такое приказание последует, старшина сигнальной вахты подает команду: "На фалах", по которой сигнальщики очищают фалы, а по команде "Сигнал поднять" ("Сигнал до половины" или "Сигнал до места") поднимают сигнал соответственно "до половины" или "до места". При этом на каждое приказание старшины сигнальной вахты сигнальщики отвечают: "Есть" - и повторяют полученное приказание.
    Если сигнал состоит из нескольких сочетаний, то все они должны подниматься одновременно. При этом быстрота подъема сигнала не должна подменяться чрезмерной торопливостью и суетливостью действий сигнальщиков. Если флаги при подъеме какого-либо флажного сочетания запутались, подается команда "Очистить сигнал".
    Спуск сигнала производится только по приказанию. Получив его, старшина сигнальной вахты подает команду "На фалах!". Сигнальщики по этой команде снимают фалы с уток и берут их в руки. По команде "Сигнал долой!" они быстро спускают сигнал.
    Вызов корабля на связь осуществляется подъемом его позывного сигнала (каждому кораблю такой сигнал присвоен). Позывной сигнал всегда поднимается одновременно с тем флажным сигналом, который относится только к вызываемому кораблю. Но в этом случае позывной сигнал поднимается на отдельном от флажного сигнала фале. Передача сигнала, касающегося всех кораблей и постов, находящихся в видимости, производится без вызова их на связь. В данном случае флажный сигнал поднимается передающим кораблем без позывных.
    Ответ на вызов.
    Ответом на вызов, а следовательно, и вступлением в связь является подъем ответного вымпела "до половины" тем кораблем, позывной сигнал которого был поднят, или всеми кораблями при приеме общего флажного сигнала, поднятого флагманским кораблем без позывных.
    Флажные сигналы, поднимаемые кораблями, в зависимости от их значения могут исполняться с разбором, со спуском их или со спуском флага "Исполнительный", поднятого одновременно с сигналом, но отдельно от него.
    Окончание связи указывается кораблем, передавшим сигнал, подъемом ответного вымпела "до места". Поднимается ответный вымпел отдельно после спущенного последнего флажного сочетания данного сигнала. Корабли, принявшие сигнал, окончание связи подтверждают подъемом своего ответного вымпела "до места".
    Репетование флажных сигналов - это повторение сигналов вслед за поднявшим их кораблем или постом. Репетование назначается в целях получения уверенности в правильном приеме сигналов и достижения большей надежности их приема отдельными кораблями, а также для облегчения разбора сигналов в условиях плохой видимости.

    Нумерация и замена недостающих флагов

    В каждом сигнальном сочетании флаги нумеруются в порядке очередности сверху вниз. Верхнему флагу присваивается № 1, следующему за ним - № 2, последующему - № 3 и т.д. Такая нумерация флагов удобна для записи флажного сочетания при разборе или чтении сигнала.
    Флажные сочетания, если их несколько в сигнале, также нумеруются в порядке их очередности набора по сводам сигналов. Но в практике связи флагами встречается необходимость прибегать к замене отдельных флагов другими, специально предусмотренными для этой цели. Вызывается это тем, что отдельные флаги в одном сигнале могут повторяться большее число раз, чем их имеется в корабельном комплекте. Такими специальными флагами в Военно-морском своде сигналов являются "Телеграфный", "Шлюпочный" и "Воздушный". При этом "Телеграфный" является первым заменяющим, "Шлюпочный" - вторым, "Воздушный" - третьим. Каждый из них заменяет только один флаг, который соответствует его порядковому номеру в первом флажном сочетании сигнала. Например, в сигнале АМП, ВАС, АХЗ, БЙА флаг А повторяется четыре раза, а на корабле имеется только два комплекта флагов. Используя флаг "Телеграфный", являющийся первым заменяющим, получим сигнал АМП, ВАС, ТелХЗ, БЙТел. Таким же порядком могут быть заменены недостающие другие флаги.
    В сигнале ВОП, БЛО, ГОН, КЦО флаг "Шлюпочный" заменяет недостающий флаг О в третьем и четвертом сочетаниях. После замены сигнал примет вид: ВОП, БЛО, ГШлН, КЦШл. В сигнале ГСР, ВРХ, ДЕР, ЕТР недостающий флаг Р заменяется "Воздушным" флагом,являющимся третьим заменяющим. После замены недостающего флага Р сигнал примет вид: ГСР, ВРХ, ДЕВо, ЕТВо и т.п.
    В практике связи флагами может встретиться случай и одновременного применения двух или трех заменяющих флагов.

    Международный свод сигналов (МСС)

    Военные корабля и посты зрительную связь и сигнализацию с отечественными транспортными и промысловыми судами, с иностранными кораблями, судами и постами осуществляют по МСС. Свод издан на девяти языках: русском, английском, испанском, французском, немецком, итальянском, греческом, норвежском и японском. Он предусматривает применение флажной, световой, звуковой и пиротехнической сигнализации, флажного семафора, радиотелефона и радиотелеграфа для переговоров преимущественно в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море. С помощью Свода преодолеваются возникающие языковые трудности общения.
    Свод состоит из предисловия, правил пользования, однобуквенных сигналов, общего и медицинского разделов, алфавитного указателя слов-определителей и приложения. Свод - это книга, содержащая не более 1700 сигналов, отвечающих современным требованиям общения на море кораблей и судов всех стран мира.
    Сигналы, содержащиеся в Своде, подразделяются на однобуквенные, двухбуквенные и трехбуквенные. Однобуквенных сигналов всего 48. Из ни 25 однофлажных. Расположены сигналы в порядке букв латинского алфавита. Двухбуквенные сигналы сведены в общий раздел Свода. Трехбуквенные сигналы относятся к медицинскому разделу. Несколько позже флаги МСС будут приведены в отдельном разделе.

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Сайт управляется системой uCoz