Современная наука располагает немалыми сведениями по истории астрономии и органически связанных с ней календарей.
В древнем мире центрами астрономии на Западе были Вавилон, Финикия, Александрия, Афины, Рим; на Востоке — Индия, Средняя Азия, Китай.
Мы перечислим здесь имена некоторых, главным образом греческих, ученых, заложивших основы этой сложной науки, и их европейских последователей.
Анаксимандр (610—547 гг. до н. э.) установил наличие бесчисленных миров и обосновал теорию небесных тел.
Анаксимен (около 585—525 гг. до н. э.) — ученик и последователь Анаксимандра Милетского. Первый указал на движущиеся среди неподвижных звезд планеты.
Аристарх Самосский (ок. 320— ок. 250 гг. до н. э.) высказал идею о том, что Земля движется вокруг Солнца.
Эратосфен (276—194 гг. до н. э.) определил радиус Земли (6311 км), по праву считается отцом хронологии, так как именно ему принадлежит инициатива создания единой системы отсчета времени по годам, а не по династиям царей, императоров, фараонов, жрецов.
Тимохарис и Аристил (II в. до н. э.) создали первый список главных звезд с указанием их положения относительно постоянных точек небосвода. Вошли в историю как зачинатели каталогизации звезд. Тимохарис и Аристил произвели измерения Солнца, Луны и других планет, изобрели солнечные часы и упорядочили календари.
Гиппарх (ок. 180—190—125 гг. до н. э.) произвел измерения
Солнца и Луны, сопоставил их с данными, полученными его предшественниками. Обнаружив расхождения в этих данных, он открыл явление прецессии, вызывающее изменение положения точки весеннего равноденствия, от которой отсчитываются долготы звезд. Гиппарх установил разницу в продолжительности временных периодов. Период, в течение которого Солнце возвращается к прежнему положению относительно равноденственных точек,— тропический год, равный 365,242196 средних солнечных суток. Гиппарху принадлежит учение о движении Солнца и Луны, которое впоследствии дало возможность предугадывать лунные и солнечные затмения, вызывавшие у людей огромный интерес во все времена. Он довольно точно определил расстояние от Земли до Солнца и Луны, ввел понятие географических координат, обновил и расширил звездный каталог Тимохариса. В новом каталоге даны координаты 850 звезд, причем впервые звезды по своей яркости были разделены на шесть степеней. Подлинные труды этого крупнейшего основоположника астрономии не сохранились. Сведения о научной деятельности Гиппарха изложены в работах знаменитого ученого Клавдия Птолемея.
Клавдий Птолемей (ок. 90 — ок. 160 гг. н. э.), его перу принадлежит классическая тридцатикнижная работа «Великое построение». Труд этот дошел до нас под арабизированным названием
«Альмагест». В нем изложена вся совокупность астрономических знаний того времени, и прежде всего, как мы уже говорили, работы Гиппарха, к которому Птолемей относился с глубоким уважением. Птолемей, как и все астрономы того времени, старался упорядочить календарь, сделал более точные подсчеты продолжительности месяца и года. В дополнение к учению Гиппарха Птолемей уточнил еще одно движение Луны, получившее название
эвекции. Им был разработан метод и составлена таблица определения положения Луны, как принято говорить, возраста Луны, на любой промежуток времени.
Научным подвигом Птолемея считается создание математической теории движения планет, а также определение их шарообразности. В звездном каталоге Птолемея в дополнение к 850 звездам, перечисленным Гиппархом, дано описание еще 178 звезд. Большое значение имели и другие сочинения Птолемея, такие, как
«География» (8 книг), карта мира с координатами девяти тысяч географических пунктов, расположенных от Скандинавии до истоков Нила (в широтном направлении), а по долготе—от Атлантического океана до Индокитая. В области хронологии большую ценность приобрела составленная им
династионная таблица правления царей.
(Эвекция ( от лат. еуесИо — подъем) — наиболее значительное отклонение истин-ного движения Луны, вызываемое воздействием Солнца).
Птолемеем фактически заканчивается более чем восьмивековая поступательная история древнегреческой астрономии. Дальше эстафету подхватывают европейские астрономы XV—XVII вв.
Вальтер (1430—1504)—нюрнбергский астроном-любитель и
Региомонтан (1436—1476)—знаменитый немецкий ученый из Кенигсберга. В 1474 г. опубликовали астрономические таблицы (эферемиды), указывающие календарные даты положений небесных светил, которыми пользовались
Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели. Таблицы эти были построены на основе геоцентрической системы.
(Региомонтан (лат. Кецютоп1апиа — Кёнигсбергский) — прозвище ученого, под которым он и вошел в историю. Настоящее имя —
Иоганн Мюллер).
Ян Гевелий (1611—1687)—польский астроном, прославился своими наблюдениями над Солнцем, Луной, Сатурном, Меркурием и другими планетами. Вошел в историю астрономии как создатель
селенографии. В 1647 г. вышла в свет его работа «Селенография или описание Луны», в которой, кроме подробного изображения фаз возраста Луны на каждый день года, были даны придуманные им наименования ее гор, кратеров и морей. Часть этих названий сохранилась до наших дней — море Ясности, Тихий Океан, Апеннины, Альпы и др.
Ученым был издан Атлас звездного неба, включающий в себя звездный каталог знаменитого узбекского астронома Улугбека.
В Гданьске, своем родном городе, Гевелий построил обсерваторию и особенно упорные наблюдения проводил за кометами,
открыв при этом четыре до того неизвестные кометы.
Николай Коперник, родился
1 февраля 1473 г. в привисленском городе Торунь. Всемирно известный польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира в 1515 г. был приглашен в Рим, где работала комиссия по реформе календаря. Вернувшись на родину, в Польшу, обосновал в городе Фромборке на берегу Вислинского залива в одной из башен городской крепостной стены обсерваторию, в которой и работал много лет. Результатом его многолетних наблюдений и размышлений стал классический шеститомный труд «Об обращениях небесных сфер», опубликованный в 1543 г., в котором было изложено обоснование
гелиоцентрической системы мира. Это подлинный переворот в естествознании.
Труд Коперника дал новую трактовку Вселенной, по которой Солнце, а не Земля является материальным центром, вокруг которого обращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля со своей спутницей Луной; Марс, Юпитер и Сатурн. Благодаря этой новой трактовке Копернику удалось объяснить ряд загадочных для того времени явлений, и прежде всего показать истинную картину устройства Солнечной системы. Открытие Коперника вызвало
всеобщий интерес и сравнительно быстрое признание среди астрономов Европы, Азии и Северной Африки.
Однако церковь восстала против учения Коперника, объявила его еретиком, запрещала публикацию трудов. Геоцентрическую птолемееву систему Вселенной она утверждала как божественную.
(Селена — в греческой мифологии богиня Луны,
поэтому Луну часто называют Селеной. Селенография — описание Луны, так же как
география — описание Земли).
Тихо Браге (1546—1601) — выдающийся датский астроном, построил обсерваторию с исключительно точными для того времени инструментами и многие годы систематически изучал положение и движение светил,
превзойдя по точности наблюдения их координат не только предшественников, но и своих современников. Особенно много наблюдений и измерений Браге провел над Солнцем, Марсом, Луной, Юпитером и Сатурном, что позволило внести уточнения и в календарные системы.
Галилео Галилеи (1564—1642) —итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, считал основой познания опыт. Построил первый телескоп, открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятно на Солнце. Он активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633 г.), вынудившей его отречься от учения Коперника. Конец жизни Галилеи провел в ссылке.
Что касается календарей, то в их создании пальма первенства принадлежит Египту.
Прообразом почти всех солнечных календарей современной Европы можно считать древнеегипетский календарь, созданный по некоторым данным в IV тысячелетии до н. э.
Началом года этого календаря считался день, когда самая яркая звезда неба —
Сириус впервые после более двухмесячного периода (примерно 70 суток) невидимости появляется на горизонте перед восходом Солнца. Египетские астрономы заметили также, что начало разлива Нила почти совпадает с моментом появления Сириуса, а в свою очередь оба эти явления совпадают с периодом летнего солнцестояния.
Если учесть, что почти все население Египта было сосредоточено в долине Нила, а от разлива этой «священной» реки в значительной степени зависела хозяйственная деятельность страны, то солнечный календарь приобрел здесь особое жизненное значение.
Древнеегипетские астрономы и государственные деятели за начало года приняли первый день первого месяца сезона наводнения, а продолжительность года определили в 365 суток.
Египетский календарный год делился на 12 тридцатидневных месяцев. Первый месяц египетского календарного года назывался
тот, а последующие: фаофи, атис, хойяк, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, пайни, эпифи, месори. После шли
пять добавочных суток. Такой сравнительно стройный счет времени в значительной степени устранял недостатки существовавшего в то время лунного календаря. Но в древнеегипетском календаре ежегодно происходила ошибка. Действительная продолжительность года, или промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, как мы уже неоднократно говорили, равна 365,2422 солнечных суток, или 365 сут
5 ч 46 сек. В результате указанного несоответствия начало египетского
календарного года ежегодно отступало от начала тропического года примерно на 1/4 суток, а в четыре года — на одни сутки. Позднее египетский календарь по этой причине стал называться
блуждающим.
Этим календарем пользовались в Египте на протяжении многих веков. Неоднократно делались попытки внести в него исправления. Так, в 238 г. до н. э. Евергет, один из царей династии Птолемеев (династия, правившая Египтом в 305—30-гг. до н. э.), издал декрет, в котором говорилось: «...дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом». Однако реформа эта была осуществлена в Египте лишь много позже. Она связана с именем Юлия Цезаря.
Выдающийся римский полководец, писатель, верховный жрец и государственный деятель Юлий Цезарь (102—44 гг. до н. э.) во время своего пребывания в Египте изучил египетский солнечный календарь и предлагаемые астрономами Александрии календарные реформы, пришел к выводу о необходимости замены сложного и сумбурного римского лунно-солнечного календаря новым солнечным календарем. С этой целью Юлий Цезарь пригласил в Рим александрийского астронома и математика
Созигена и с его помощью разработал, а в 46 г. до н. э. узаконил знаменитую
календарную реформу.
В новом календаре год насчитывал 365,25 суток и не только приблизился к году Сириуса или тропическому солнечному году, но и несколько превысил их продолжительность. В каждых четырех годах нового календаря насчитывалось три года по 365 дней и один год (високосный)—366.
За начало года был принят первый день января. Чтобы перевести начало римского года на январь, Цезарю пришлось предшествующий год продлить до 445 вместо 355 суток, после чего начался отсчет по новому календарю.
Существенным недостатком юлианского календаря явилось то, что календарный год был на 0,0078 суток (11 мин 23,9 сек) длиннее тропического, равного 365,242196 средних солнечных суток. В результате образовалась разница, равная примерно одним суткам в 128 лет.
С зарождением и распространением христианской религии астрономия стала увядать. Христианским церковникам и схоластам удалось в феодальный период всей средневековой истории Западной Европы подчинить умы безраздельному господству духовной диктатуры церкви, законсервировать астрономическую науку более чем на пять веков, в основном на уровне птолемеевского геоцентризма.
Эра от рождества Христова (Р.Х.), или, как принято в нашей стране называть ее,
новая эра (н. э.), возникла около полутора тысяч лет тому назад в древнеримском рабовладельческом обществе. Эта эра в той или иной степени распространена во всех странах мира. В большинстве стран она известна под названием
AnnoDomini (А. Д.), что значит «год господа».
С тех пор как был введен счет годов сот рождества Христова», високосными годами стали считать все годы, число которых делится на четыре,— 1944, 1948 и т. д.
Народы завоеванных римлянами государств имели свои многовековые культуры (греческая, египетская, иудейская), свои религии, свои календарные системы с разнообразными эрами и праздниками. Среди многочисленных скотоводов-кочевников особенно выделялся праздник весны. Праздник этот был связан с отелом скота и отмечался обычно в одно из весенних новолуний или полнолуний; у оседлых народов — земледельцев праздник приурочивался главным образом к сбору первых урожаев.
Торжественность ритуала праздника проявлялась в своеобразных обычаях. Скотоводы закалывали козленка, ягненка или теленка с целью принести жертву духу или богу, губителю скота. Земледельцы старались умилостивить своих богов, торжественно сжигая сноп жатвы.
На востоке Римской империи, в Южной Палестине праздник с древних времен назывался «пасех», в древнесирийском произношении «пасха», что значит «умилостивление духа». Со временем празднование пасхи было более или менее унифицировано по времени и проводилось в первое весеннее полнолуние. Таким образом, еще задолго до зарождения христианской религии при
определении времени празднования пасхи учитывались такие астрономические факторы, как весна (явление, связанное с Солнцем) и полнолуние.
На протяжении многих веков народы, оказавшиеся под властью римской аристократии, неоднократно пытались освободиться от гнета своих поработителей, но попытки эти заканчивались жестокими расправами. Неудачно закончилось и антиримское восстание иудеев (66—73 гг.). В порабощенной Палестине среди приверженцев древнееврейской религии — иудаизма стала популярной секта, проповедовавшая христианство (от греч.
Christos —помазанник).
Церковники переосмыслили аграрный праздник пасхи, увязав его с рождением,
чудотворной деятельностью, распятием, воскресением из мертвых и вознесением на
небеса богочеловека Иисуса Христа.
В разноплеменной и многоязычной Римской империи усиливались противоречия между рабовладельческим строем и вызревавшими в его недрах новыми производительными силами. С целью ослабить социальный и антиримский накал римляне сочли целесообразным объявить христианскую религию государственной. Это произошло в первой половине IV в. н. э. при римском императоре Константине, а в 325 г. Никейский церковный собор принял
юлианский календарь и установил единые во всей
империи христианские праздничные дни, и в первую очередь пасхи.
Вычисление дней начала пасхи (пасхалии) было поручено александрийским астрономам, которые учли не только такие астрономические явления, как первое весеннее полнолуние, но и евангельское указание о том, что Христос воскрес «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели», т.е. в воскресенье. Таким образом, было установлено, что первый праздничный день пасхи должен совпадать с первым воскресеньем после весеннего полнолуния. Но так как солнечный год, принятый за 365,25 суток, не содержит кратного количества лунных месяцев (29,53 суток), то в различные годы одни и те же фазы Луны, а следовательно, и полнолуний приходятся на различные числа месяцев. Зная из астрономии, что день весеннего равноденствия приходится на 21 марта (в редких случаях он может быть 22, а еще реже — 20 марта), церковники установили так называемый
«пасхальный предел», который начинается первым днем, следующим за днем весеннего равноденствия, и заканчивается 25 апреля.