Для спуска спасательных шлюпок и поднятия их на борт на морских судах применяют шлюпбалки.
Шлюпбалки подразделяют па три основных типа: поворотные, заваливающиеся и гравитационные.
Поворотная шлюпбалка состоит из стрелы (криволинейной балки), стандерса, подшипников, смонтированных и стандерсе, гака, оттяжек и других деталей. Каждую шлюпку обычно обслуживают две поворотные шлюпбалки. Чтобы они поворачивались на одинаковый угол, ноки (верхние части) шлюпбалок соединяют канатом - топриком, Поворотные шлюпбалки—наиболее старый тип шлюпбалок и на современных судах применяются только для обслуживания рабочих шлюпок, а также на малых судах, где нет возможности разместить шлюпбалки более современной конструкции. Для обслуживания рабочих шлюпок малых размеров устанавливают часто одну шлюпбалку. Шлюпочное устройство с поворотными шлюпбалками показано на рисунке.
К заваливающимся шлюпбалкам относятся шлюпбалки с прямой стрелой типа Л, системы Иолко, S -образные, серповидные и другие.
Заваливающаяся шлюпбалка типа Л состоит из стрелы, станины, подъемного механизма и шлюпочных талей. Механизм подъема имеет один двухходовой винт.
Шлюпбалка системы Иолко аналогична шлюпбалке типа Л, но существенно усовершенствована. В ней вместо одного грузового винта с муфтой применена винтовая затяжка с двумя винтами (по типу талрепа). Спуск и подъем шлюпок производятся вручную, вращением рукоятки. Стрела получает наклон в сторону. Все заваливающиеся шлюпбалки с прямыми стрелами располагают одна от другой на расстоянии, превышающем длину шлюпки. Это их недостаток.
Заваливающаяся серповидная шлюпбалка состоит из стрелы (серповидной балки), станины, винтового подъемного механизма с конической передачей, шлюпочных талей и других деталей. Шлюпбалка «вываливается» вращением рукоятки, стоящей на валике ведущей конической шестерни. Основные характеристики заваливающихся шлюпбалок (системы Иолко), применяющихся в отечественном судостроении, приведены в таблицах.
В настоящее время на морских судах для обслуживания спасательных шлюпок, как правило, применяют гравитационные шлюпбалки, "вываливание" которых происходит под действием силы тяжести шлюпки с полным числом людей. Подъем шлюпок
производится с помощью электрических лебедок, имеющих и ручной (аварийный) привод.
Среди гравитационных шлюпбалок наибольшее распространение получили следующие:
1. Скатывающиеся ростровые шлюпбалки, «вываливание» которых происходит в результате перемещения стрелы на роликах, катящихся по наклонным направляющим.
2. Гравитационные шарнирные шлюпбалки:
- одношарнирные, «вываливание» которых происходит в результате вращения стрелы относительно одного шарнира у ее нижней опоры;
- двухшарнирные, «вываливание» которых происходит в результате вращения стрелы относительно двух шарниров.
3.Перекатывающиеся шлюпбалки, «вываливание» которых происходит за счет качения нижней опорной части стрелы, имеющей форму сектора, по неподвижной направляющей.
Основными типами шлюпбалок, применяемых в настоящее время в отечественном судостроении, являются: на морских транспортных судах — гравитационные двухшарнирные шлюпбалки, а на пассажирских и промысловых судах (базах)—гравитационные скатывающиеся ростровые.
На рисунках вверху слева направо:
1. Поворотная шлюпбалка, где а - со стандерсом, б - обыкновенная, 1 - стандерс, 2 - стрела шлюпбалки.
2. Шлюпочное устройство с поворотными шлюпбалками, где:
1 - стандерс, 2 - стрела шлюпбалки, 3 - ходовой конец, 4 - направляющий ролик, 5 - верхняя обойма шлюпочных талей,
6 - топрик, 7 - спасательный конец с мусингами, 8 - головка шлюпбалки, 9 - бакштаг, 10 - рабочая шлюпка, 11 - ростр-блок,
12 - нижняя обойма шлюпталей.
3. Шлюпбалка типа Л:
1. Стрела, 2 - укосина, 3 - коробка с гайкой ходового винта, 4 - ходовой винт, 5 - привод винта, 6 - станина, 7 - башмак,
8 - шлюптали, 9 - рукоятка ходового винта.
На следующих рисунках показаны:
1. Шлюпбалка типа Иолко, где:
1 - стрела, 2 - механизм "вываливания", 3 - направляющий ролик, 4 - станина, 5 - укосина, 6 - башмак, 7 - шлюптали.
2. Серповидная шлюпбалка:
1 - стрела, 2 - механизм "вываливания", 3 - станина, 4 - шлюптали.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ ШЛЮПБАЛОК
При выборе габаритов макетов шлюпбалок можно пользоваться размерами, приведенными в таблицах. Если их недостаточно, то надо исходить из размеров шлюпок и их характеристики, по которым можно подобрать размеры шлюпбалок. Высота шлюпбалок обусловливается высотой положения шлюпочных гаков, положением подвески и шарнира шлюпбалки по отношению к палубе и, главное, соответствующим вылетом шлюпбалки за борт (при вылете стрелы шлюпбалки шлюпка не должна касаться борта).
Изготовление поворотных и заваливающихся шлюпбалок типа Л и системы Иолко не представляет собой трудности. Обычно для этой цели используют алюминиевую, латунную или медную проволоку в сочетании с трубками различного диаметра.
Макеты заваливающихся серповидных и гравитационных шлюпбалок можно изготовить из целлулоида в сочетании с трубками и проволокой. Стрела серповидной шлюпбалки представляет собой изогнутую двутавровую балку, а стрела гравитационной шлюпбалки — коробчатую балку. Первую можно изготовить из
тонкого целлулоида таврового типа, вторую — из толстого, коробчатого типа. Станины шлюпбалок выклеиваются из полосок тонкого целлулоида.